«”День курка” неожиданно стал аллегорией на то, что происходит в мире». Интервью с режиссером Джо Карнаханом
«День курка» — долгострой режиссера Джо Карнахана («Схватка», «Козырные тузы», «Команда-А»), над которым он работал почти 10 лет. Накануне российской премьеры картины — 10 марта — режиссер Джо Карнахан рассказал в эксклюзивном интервью Time Out Москва, почему так долго пытался снять этот фильм, чем между дублями занимался Мэл Гибсон и почему постановщик никогда не хочет выигрывать в лотерею.
Кажется, последние несколько лет мы сами живем в режиме «Дня сурка». На большие и маленькие экраны то и дело выходят все новые истории о героях, вынужденных раз за разом проживать один и тот же день: комедийный слэшер «Счастливого дня смерти», саркастичный ромком «Зависнуть в Палм-Спрингс», иронично-философский сериал «Жизни матрешки» и другие. Пришло время полноценного боевика о коварных ученых и беспощадных наемниках в духе компьютерных игр. Сражаться со временем в фильме приходится герою Фрэнка Грилло, ранее игравшего в сиквелах «Первого мстителя» и «Судной ночи» и ряде телепроектов.
«День курка» — заслуженный бенефис Грилло, а экран с ним делят не нуждающиеся в представлении Мэл Гибсон и Наоми Уоттс.
Чтобы как-то войти в тему временной петли, сначала поговорим о концовке фильма. Но постараемся без спойлеров, ладно?
Хорошо! Тут важно отметить, что мы сняли два финала, и я не знаю, какой из них добрался до российских кинотеатров.
Скажем так: «наш» финал максимально открыт для интерпретации.
Понял. В США на стриминг-сервисе Hulu мы выпустили немного более конкретную концовку, которая мне нравится больше. Уверен, вас немного запутает то, что увидите вы.
Мне вообще нравится заканчивать свои картины на неоднозначной ноте. Да, многих это раздражает. Они бесятся, но обсуждают, и очень часто это и есть мерило успеха — все хотят, чтобы об их фильме говорили. Сам же я советую посмотреть обе концовки и выбрать ту, что вам больше по душе.
Открытый финал — это задел на потенциальный сиквел или даже франшизу?
Очень на это надеюсь! Дайте мне шанс, и я тут же начну снимать продолжение.
В США фильм уже вышел. Вы довольны отзывами?
Да, рецензии отличные. Пишут, что «этот фильм не может не понравиться». Если он вам «не зашел», вы, скорее всего, ненавидите либо меня, либо Фрэнка Грилло, Наоми Уоттс или Мэла Гибсона. Или вообще кино.
Изначально вы хотели начать снимать «День курка» еще в 2012 году. То есть в общей сложности работа над фильмом заняла больше 8 лет.
На самом деле все 10!
Откуда такая одержимость проектом? Если дела так долго не складывались, почему не заняться чем-то другим?
На мой взгляд, все великие фильмы требуют много времени и усилий. Я не хотел сдаваться, потому что знал, что в итоге у нас получится что-то особенное. «День курка» — моя первая научная фантастика, хотя это в принципе далеко не самый любимый мой жанр. Однако мне было интересно показать, как его можно трансформировать под боевик.
Мой скончавшийся наставник Тони Скотт (режиссер и продюсер — прим. автора) снял фильм «Дежа вю» (2006) с Дензелом Вашингтоном. Я был в полном восторге от того, как ему удалось обыграть тему путешествия во времени: без излишних наворотов и на человеческом языке. Так, что даже такой небольшой поклонник фантастики, как я, все понял.
Самым сложным в работе над «Днем курка» было найти деньги. Никто не хотел вкладываться в фильм с Фрэнком в главной роли. Они в него просто не верили, а теперь увидели его в деле и кусают себе локти. Фрэнк в этом фильме просто бомба и куда убедительнее «актуальных» звезд экшена. И он точно в два счета может всем им надрать задницу.
Кадр из фильма «День Курка» (Boss Level)
«Рецензии отличные. Пишут, что “этот фильм не может не понравиться”. Если он вам “не зашел”, вы, скорее всего, ненавидите либо меня, либо Фрэнка Грилло, Наоми Уоттс или Мэла Гибсона. Или вообще кино».
«Рецензии отличные. Пишут, что “этот фильм не может не понравиться”. Если он вам “не зашел”, вы, скорее всего, ненавидите либо меня, либо Фрэнка Грилло, Наоми Уоттс или Мэла Гибсона. Или вообще кино».
Кадр из фильма «День Курка» (Boss Level)
Вообще это очень странно. Фрэнк Грилло — идеальный герой боевика: и мускулы, и харизма у него точно на месте. Почему Голливуд так долго раскачивался?
Я согласен! Тут вот какое дело: студии принимают решения на основе того, как хорошо фильм продается в зарубежный прокат. Из-за этой нелепой системы многие классные актеры годами сидят без достойной работы. Это полный бред — чтобы выстрелить, тебе нужен всего один фильм.
Вспомните Джерарда Батлера. Он и до «300 спартанцев» долго снимался, был красавцем и молодцом, но именно после успеха этого фильма расправил крылья. Бац — и он вдруг кассовый актер. Для меня история Фрэнка из той же оперы. Это баснословно талантливый чувак: смешной, с тонкой игрой, дико универсальный, и в жизни тоже до ужаса остроумный. Однако нам не дают шанс увидеть его во всей красе из-за этих чертовых зарубежных инвестиций. Очень надеюсь, что скоро этот мыльный пузырь лопнет.
Я писал сценарий специально под Фрэнка. В 2011-м он снимался у меня в «Схватке» с Лиамом Нисоном. Мне так понравилось с ним работать, что я тут же захотел найти для него достойный проект. Эта роль — на 100% его. Мы десять лет бились за то, чтобы вы увидели его в этом образе, и результат превзошел все наши ожидания.
В фильме звучит довольно острая шутка в адрес Лиама Нисона. Это вы любя?
Мы все — близкие друзья. Мы любим Лиама, а он обожает нас. Поэтому мы знали, что можем себе это позволить. Он фильм еще не видел, поэтому, честно говоря, пока не знаю, как он отреагирует. Однако Лиам такой шутник, что точно оценит. Надеюсь.
Сценарий сильно менялся за эти годы?
Да. Когда я подключился к делу, братья Крис и Эдди Бори уже написали сценарий под названием «Продолжай». Я добавил сюжет про сына главного героя, потому что фильму не хватало эмоционального центра. Теперь вы уже не просто смотрите, как парню раз за разом отрубают голову и отстреливают яйца.
Также я добавил туда идею о том, что когда ты живешь во временной петле, то можешь постоянно самосовершенствоваться, а потом применять свежие навыки на практике. Это важная часть любого фильма такого плана: от «Дня сурка» до «Грани будущего». Мне импонировала мысль взять все эти клише и перевернуть их с ног на голову.
Почему вообще кинематограф так одержим темой временных петель?
Скорее всего, людям нравится думать, что так они могут исправить свои прошлые ошибки. Особенно сейчас, когда в поп-культуре и вообще в коллективном сознании все чаще говорят о концепции мультивселенной. Сделал шаг влево, а не вправо, и у тебя уже совсем другая жизнь. Также очень увлекательно смотреть, как кто-то становится профессионалом в чем-либо. Это можно считать метафорой просвещения — ты возвышаешься, оттачивая свое мастерство, и если ты будешь избегать ошибок, то получишь жизнь, близкую к идеалу. Думаю, на подсознательном уровне это многих привлекает.
Это очень хорошо сочетается с современным культом сверхдостижений. Все эти разговоры о том, что «если бы в сутках было больше часов…» и так далее.
Совершенно верно!
А что насчет вас? Если бы вы могли заморозить время и научиться чему-то новому или усовершенствовать уже имеющиеся таланты, чем бы вы занялись?
Это из серии «что бы ты посоветовал молодому себе». Я боюсь таких штук — не хочу переписывать настоящее. Мне очень классно там, где я сейчас нахожусь. Да, конечно, я бы мог сейчас вещать с 50-метровой яхты в компании супермоделей (если бы мы были, скажем, в 90-х). Но я и так всем доволен и не хочу выигрывать в лотерею. Когда изучаешь истории реальных победителей, там одна депрессия и разорение. Бойтесь своих желаний!
В кино эта тема заходит на ура, и временная петля — отличный инструмент. Совсем недавно вышел фильм «Зависнуть в Палм-Спрингс» и сериал «Жизни матрешки». Оба — очень удачные и самобытные проекты.
Кадр из фильма «День Курка» (Boss Level)
«Я и так всем доволен и не хочу выигрывать в лотерею. Когда изучаешь истории реальных победителей, там одна депрессия и разорение. Бойтесь своих желаний!».
«Я и так всем доволен и не хочу выигрывать в лотерею. Когда изучаешь истории реальных победителей, там одна депрессия и разорение. Бойтесь своих желаний!».
Кадр из фильма «День Курка» (Boss Level)
Причем оба вышли уже после того, как вы закончили съемки «Дня курка». Где место вашей картины в этой киновселенной временных петель?
Мой фильм просто самый смешной и динамичный из всех! Это полная буффонада. «День сурка» был бесподобным, но у меня совсем другой юмор. В моем кино определенно больше всего экшена. Даже больше, чем в чудесной «Грани будущего». Вы начинаете смотреть мой фильм и тут же оказываетесь на вершине американских горок. Надеюсь, мы попадем в пантеон лучших фильмов о причудах со временем. Мы всегда хотели снять что-то по-настоящему уникальное.
Вы закончили съемки задолго по пандемии. А весной 2020-го люди по всему миру оказались заточены во временной петле, где каждый новый день напоминал предыдущий. Когда все это началось, у вас не было мысли «Черт возьми, да я же про это целый фильм снял»?
Конечно, была! Людям вообще свойственно жить в «смертельной петле». Поэтому сейчас особенно приятно следить за героем, который всеми силами пытается вырваться из этой ловушки — это точно помогает отвлечься. Так мой фильм неожиданно стал еще и аллегорией на то, что происходит в мире прямо сейчас.
В вашем фильме целая галерея ярких образов наемных убийц на любой вкус. Были те, кто не добрался до экрана?
Нет, все попали в финальный монтаж.
Вы уже упоминали выигрыш в лотерее. Можно ли таковым считать то, что главного злодея в вашем фильме играет Мэл Гибсон?
Конечно. У нас есть сцена, где он читает длинный монолог о змее и кабане, которую пришлось вырезать из версии для Hulu — у нас подряд шло две разговорные сцены, и действие немного буксовало. И это большая потеря: Мэл там просто бесподобен!
Он еще и довольно красноречивый злодей…
А как иначе? В каждой видеоигре центральный злодей, тот самый босс на финальном уровне, всегда любит зачитывать речи. Мэл — первоклассный кинематографист и просто прекрасный человек. Это дикая удача — поработать со своим кумиром, который в перерывах между съемками не уходит в трейлер, а травит байки о «Безумном Максе», Джордже Миллере и «Смертельном оружии» и даже показывает старые фото со съемок. В общем, он был именно таким, каким я себе его представлял, настоящая легенда. И в фильме он просто огонь!
Какая сцена из тех, что все-таки остались в финальной версии, ваша любимая?
Когда в героя Фрэнка стреляют из гарпуна и тащат его тело по улице. Каждый раз безумно смеюсь над этим эпизодом.
Вы уже работаете сразу над несколькими новыми проектами, в том числе над ремейком индонезийского боевика «Рейд».
Да, очень надеюсь приступить к съемкам до конца года. Только мы уже отказались от идеи снимать ремейк, потому что поняли, что не хотим соревноваться с классикой. У нас будет самостоятельная картина. Заодно это сильно развязало нам руки в вопросе авторских прав.
Попутно я работаю над своим первым фильмом ужасов и спортивной комедией. В общем, ближайшие полтора года я точно буду по уши в работе.
Что пожелаете российским зрителям?
Бегите в кино и наслаждайтесь. На ваших глазах рождается новая звезда экшена — Фрэнк Грилло! Вы будете смеяться и, возможно, даже всплакнете. Но точно не будете скучать!
«Бегите в кино и наслаждайтесь. На ваших глазах рождается новая звезда экшена — Фрэнк Грилло! Вы будете смеяться и, возможно, даже всплакнете. Но точно не будете скучать!».
«Бегите в кино и наслаждайтесь. На ваших глазах рождается новая звезда экшена — Фрэнк Грилло! Вы будете смеяться и, возможно, даже всплакнете. Но точно не будете скучать!».