О силе людей, Минамате и «отмененном» Джонни Деппе: интервью с режиссером «Великого» Эндрю Левитасом
22 апреля выходит драма «Великий», основанная на реальных событиях. Джонни Депп играет фотографа Юджина Смита – в начале 70-х он отправился в Японию снимать жителей небольшой рыбацкой деревни, страдающих от болезни Минаматы из-за отравленной заводом воды. Time Out поговорил с Эндрю Левитасом, режиссером и сценаристом картины.
Режиссер и сценарист фильма Эндрю Левитас сам известен как фотограф, скульптор и художник. В интервью Time Out Москва он рассказал, почему в истории Смита его привлекла не столько творческая составляющая, сколько социальная миссия, и призвал взглянуть на текущие проблемы Джонни Деппа под новым углом.
Где вы сейчас находитесь и как там обстоят дела с пандемией?
Я в Лондоне, тут все справляются по возможности. Разумеется, ситуация тяжелая во всем мире. Неравенство между разными странами не просто расстраивает — оно шокирует. Однако я надеюсь, что люди осознают: мы живем в невероятно нечестном мире. Пора принимать меры, заботиться о других и делать все, чтобы нас услышали. Все это возможно только общими усилиями.
В общем, все довольно печально, но важно то, какими мы выйдем из пандемии. Что мы, как общество, поймем и изменим. У нас одна планета, мы все — люди, мы все равны и все вместе. Мы никогда не сможем оправдать те безумные потери, которые принесла эпидемия: утрата близких, пущенное на ветер время и прочее. Однако мы все еще можем придать этому какой-то смысл, попытавшись создать мир, который будет хоть немного лучше.
Вы сняли «Великого» еще до пандемии. Как сильно она повлияла на выход картины?
Понятно, что пандемия нанесла огромный удар по киноиндустрии. Да, многие крупные фильмы вдруг стали выходить на стриминговых площадках, но мы всегда знали, что наш фильм нужно смотреть в кинотеатрах, а не в одиночку. Он этого действительно заслуживает — ведь это кино о сближении людей.
Этим фильмом мы хотим вдохновлять, придавать сил и призывать к активному действию. А заодно напомнить зрителю, что он — часть единого сообщества: и в этом кинотеатре, и на этой улице, и в этой стране, и на этой планете. А политику и всю прочую ерунду можно отставить в сторонку.
Ты вот в Москве, я в Лондоне, но мы одинаковые: одни и те же мысли, опасения, и мы оба заслуживаем одинаковых возможностей. Например, иметь доступ к чистой питьевой воде, еде и воздуху. Никто из нас не лучше другого. Только вот тотальная политизация нашей жизни активно пытается помочь нам забыть про все это.
У людей есть сила. Вместе мы можем двигаться вперед. Наши чувства и точка зрения важны. Особенно во времена, когда вокруг столько лжи и противоречивой информации. В глубине души мы всегда знаем правду. Обсуждайте все с друзьями, самообразовывайтесь, смотрите наш фильм. Надеюсь, он сильно вас замотивирует.
Вы сами написали сценарий вашего фильма?
Да, но вместе с соавторами: в первую очередь с Дэвидом Кесслером. Хотя вообще можно сказать, что сценарий мы писали всей съемочной площадкой и переписывали его раз сто. Мы работали вместе с первого до последнего дня. Если у нашего повара были предложения по тексту, мы его слушали.
Фото: Экспонента Фильм
«У людей есть сила. Вместе мы можем двигаться вперед. Наши чувства и точка зрения важны. Особенно во времена, когда вокруг столько лжи и противоречивой информации. В глубине души мы всегда знаем правду».
«У людей есть сила. Вместе мы можем двигаться вперед. Наши чувства и точка зрения важны. Особенно во времена, когда вокруг столько лжи и противоречивой информации. В глубине души мы всегда знаем правду».
Фото: Экспонента Фильм
Джонни Депп много предлагал?
Очень. Мы каждый день что-то с ним переписывали. Большая часть фильма — его импровизация. Мы снимали 20-минутные дубли, а потом брали из них то, что нам нравилось. В то же время мы были невероятно подготовлены: и я, и моя команда, и актеры. Я лично участвовал в кастинге каждого статиста. У всех был общий интерес, и еще перед съемками мы четко знали, что хотим снять. А уже как мы это снимем, решали коллективно. Работа над этой картиной была по-настоящему уникальной.
Ваша супруга, певица Кэтрин Дженкинс, не только записала центральную песню для саундтрека, но и сыграла в фильме небольшую, но важную роль. Она тоже проходила кастинг? Что вообще вы думаете об этом опыте — режиссировать свою жену?
Нет, у нее проб не было. И изначально я не думал о том, чтобы снять ее в фильме. Я просто не мог найти подходящую актрису: одновременно в духе того времени, но довольно эмансипированную. А в Кэтрин это есть от природы. Она — совершенно уникальное существо.
Снимал я, конечно, вдали от дома, так что большим бонусом было и то, что я смог взять супругу с собой. Кстати, уговорить ее было непросто: я раз пять ее просил, а она все время отказывалась. В итоге согласилась, и было очень здорово в кои-то веки немного ею покомандовать!
Что именно привлекло вас к этой истории? Ведь можно найти много примеров, когда человек бросает вызов корпорации и, кажется, самой судьбе?
Эта история оказала огромное влияние на современных защитников окружающей среды. Увидев эти снимки 50 лет назад, люди приняли их за призыв к действию. Они захотели изменить ситуацию. Например, Барак Обама написал в своих мемуарах, что в детстве фото Томоко Уемура в ванне произвело на него неизгладимое впечатление и помогло сформировать жизненную позицию. Будущего президента США стали волновать вопросы чистой питьевой воды и равноправия.
Конечно, за последние 50 лет было много других катастроф, связанных с промышленным загрязнением, но мне очень хочется верить, что ситуация начинает меняться. Кажется, нынешняя молодежь уже понимает: это их мир и им нужно что-то менять. Мы слышим все больше обеспокоенных голосов из самых разных уголков планеты, которые предлагают помощь. Чем больше таких людей будет появляться, тем лучше.
Снимки Юджина Смита — черно-белые, как и одна из мощнейших сцен в вашем фильме. Не думали всю картину снять без цвета?
Мы действительно рассматривали такой вариант и всерьез это обсуждали, но в итоге пришли к выводу, что тогда фильм стал бы менее мощным. Когда смотришь на снимки Смита, то видишь всего один кадр. Поэтому он так силен.
Нашу же историю мы решили рассказать в цвете. Во многом потому, что мы верим: наш фильм рассчитан на самую массовую аудиторию. Ты можешь показать его и своей 10-летней дочери, и 80-летней бабушке. Поэтому нам было важно, чтобы фильм был доступен, понятен, увлекателен, красив и поэтичен. Мы боялись, что в черно-белой гамме может потеряться красота и радость, которые также очень нужно было показать в нашем двухчасовом фильме.
Фото: Экспонента Фильм
«Кажется, нынешняя молодежь уже понимает: это их мир и им нужно что-то менять. Мы слышим все больше обеспокоенных голосов из самых разных уголков планеты, которые предлагают помощь. Чем больше таких людей будет появляться, тем лучше».
«Кажется, нынешняя молодежь уже понимает: это их мир и им нужно что-то менять. Мы слышим все больше обеспокоенных голосов из самых разных уголков планеты, которые предлагают помощь. Чем больше таких людей будет появляться, тем лучше».
Фото: Экспонента Фильм
Готовьтесь, вопрос непростой. Имидж Джонни Деппа в последнее время весьма спорный. Так называемая «культура отмены» (cancel culture) не дремлет и, кажется, только и ждет, чтобы сожрать его. Вы не боялись, что если Джонни все-таки «отменят», то это скажется на вашем фильме?
Да уж, времена у нас весьма непростые. Тут сразу нужно оговориться, что мы снимали фильм 2,5 года назад. Я в прямом смысле слова снимаю фильмы о подобных проблемах: о том, как действия одних людей влияют на мир. Однако в то же время я считаю, что нужно учиться выбиваться из толпы, уметь самостоятельно оценивать поступки других людей и не бояться идти вразрез с чужим мнением. Если ты знаешь, что важно для тебя, этого достаточно.
Любые проблемы, от окружающей среды до «культуры отмены», в наши дни тут же становятся политическими и делят людей на два лагеря: ты либо за, либо против. Тебе кто-то нравится или нет. Добывать нефть в Арктике хорошо или плохо. Глобальное потепление либо есть, либо нет. В каждом из этих вопросов у вас должно быть свое мнение — не слушайте бесконечный поток чужих голосов в интернете. Давайте опираться на реальные факты, уметь копать глубже и не становиться стадом.
Удалось ли вам пообщаться с кем-то из потомков тех, кто пережил события в Минамате? Видели ли они фильм?
Конечно. В Минамате до сих пор живут жертвы той трагедии, которые по сей день борются с последствиями. И государство многим из них не помогает. Я провел с каждым из них достаточно времени до и после съемок, и фильм им очень понравился.
Когда я общался с ними, то сразу дал понять, что для меня главное рассказать их истории. А они ответили, что им важнее, чтобы их трагедия помогла предотвратить такие ситуации в будущем. Даже после всего, через что они прошли, они остались смелыми и самоотверженными людьми и не утратили стремления бороться с системой.
У героя Джонни Деппа в фильме есть юный протеже, которому он дарит свою камеру. А у вас в реальной жизни есть воспитанник?
Целых два — 6-летняя дочь и 3-летний сын. Это просто дети мечты. С дочкой мы уже занимаемся киношными делами: она обожает писать сценарии, а я помогаю ей с раскадровками. А сын играется с камерой. Чем бы они ни решили в итоге заниматься, мне важно сделать все, чтобы они жили в лучшем мире.
Планируете показать им «Великого»?
Наверное, только дочери. А сыну пока намного интереснее «Тачки».
Самые жаркие судебные тяжбы актера прошли летом 2020-го, – прим. автора.