Во что играли викинги: история настольных игр от шахмат до «Ужасов Аркхема»
От Древнего Египта до наших дней
Первые настольные игры появились еще в Древнем Египте. Египтяне чтили загробную жизнь и своих богов и очень интересовались посмертием. А потому старались сделать все, чтобы наладить отношения с Анубисом — собакоголовым богом, считавшимся покровителем мертвых.
Так появился сенет — игра не с партнером, а с самой судьбой. Сенет представлял из себя поле, расчерченное на квадраты, по которым передвигались фишки: «катушки» и «куклы». Ход определялся первой версией современных кубиков — деревянными палочками, с двух сторон окрашенными в разные цвета. Играющие могли даже гадать на сенете: ответом на заданный в начале партии вопрос был результат игры.
Кстати, по одной версии именно сенет лежит в основе популярного сериала «Остаться в живых».
Другая не менее древняя игра носит название ур. Это развлечение шумеров, в котором использовались раскрашенное деревянное поле, шашки и палочки для броска. Это игра охотников, стремившихся опередить друг друга и первым пройти по узкому мосту за добычей и обратно. Тот, кому удавалось первому вывести с доски все свои фишки, побеждал.
Среди африканских племен популярны игры, общее название которых — манкала. У разных народов есть свои версии: калах, алемунгула, оварэ. Но различий в механике у них не так уж много. Все манкалы — это игры, символизирующие посев и жатву. Сами лунки — плодородная земля, а камешки, заполняющие их — семена. В этих играх работает принцип «Кто больше посеет, тот больше пожнет», потому участникам выгодно щедро отдавать и брать. В некоторых регионах Африки до сих пор играют в манкалы, причем по старинке: не на досках, а прямо в вырытых в земле ямках.
У мадагаскарских пиратов была своя игра — фанорона. В этих флибустьерских шашках нужно захватить в плен как можно больше фишек противника. Поле расчерчивается на круги, соединенные прямыми линиями, и плотно заполняется фигурками: свободным остается только один круг, с которого и начинается ход. А дальше — настоящее пиратское сражение!
Игры-сражения существовали и в культуре викингов. Дальдоза и хнефатафл пришли к нам именно от древних скандинавов.
Хнефатафл — иногда его называют просто тафл — игра, в которой пленные играют против захватчиков. Цель белых фишек (пленных) — побег короля, в то время как черные фишки (захватчики) норовят помешать ему. Напоминает шахматы наоборот, не правда ли?
Дальдоза — уникальная игра, поле которой делалось в виде корабля, а фишки вставлялись в отверстия сверху. Все для того, чтобы было проще играть во время качки. Сделанные таким образом фишки не терялись и не портились. Суть игры — покинуть корабль раньше, чем это сделает противник, а заодно пленить как можно больше его фигурок. В такую игру удобно играть и сейчас: представьте себе партию в маршрутке или трясущемся поезде. Чем не корабль викингов?
Свои игры были и в Древнем Китае. Сянци — китайские шахматы — игра, в которой участники стремятся поставить мат королю противника. Однако король и министры могут передвигаться только на ограниченное количество полей, а самая дальнобойная фишка под названием «пушка» не может атаковать до того, как между ней и целью не окажется другая фигура. Фишки для сянци круглые и плоские, а их названия подписаны иероглифами, но для иностранцев китайцы создали версию с объемными фигурами, близкими к понятным шахматам.
Еще одна известная игра, берущая начало в далеких временах на Востоке, — это вейци, более известная как го. Эта игра и сейчас не теряет своей популярности: по ней проводятся турниры и чемпионаты. Черные и белые фишки выставляются на расчерченное квадратами поле так, чтобы захватить как можно больше территории противника.
И, конечно, в этом кратком обзоре нельзя не упомянуть шантрандж, который представляет собой непосредственного предшественника шахмат. Эта персидская игра быстро полюбилась стратегам: поле восемь на восемь, два ряда фигур и классическая цель — захватить короля противников. Шантрандж — потомок индийской чатуранги, ведь история шахмат восходит к древности и тоже имеет восточное происхождение. Кстати, именно персы придумали записывать сыгранные партии.
Разумеется, это далеко не все игры, которые существовали в древнем мире и, реконструированные, дошли до наших дней. Всего лишь быстрый взгляд в историю, чтобы осознать — во все времена людям для радости, общения и отдыха нужна была доска, фигуры и хорошая компания.
«Рыба!..»
В двадцатом веке настольные игры снова стали популярны.
Все началось в 1934 году, когда Чарльз Дэрроу представил проект игры, в будущем названной «Монополия». Она быстро приобрела популярность как на Западе, так и в СССР. Увлекательная игра не только была способом отдохнуть, но и помогала развить навыки в области экономики. Цель партии — добиться банкротства соперников, рационально расходуя стартовый капитал. По сути это экономическая стратегия, в которой используются фишки, карточки и поле, расчерченное на квадраты.
В Россию «Монополия» пришла в 1988 году и выпускалась под названием «Менеджер».
В наше время существует огромное количество версий «Монополии» — от переложенных на современный лад игр бизнесменов до борьбы за Железный трон! Но старая добрая классика по-прежнему остается на пике популярности.
«Дом Дракона» и еще 12 лучших сериалов 2022 года по версии Time Out
Шашки и шахматы актуальности не потеряли: в них играли во все времена. В том числе, конечно, в СССР. И если в шахматы играли всерьез, на турнирах и соревнованиях, то в шашках существовало множество облегченных версий игры. Самый распространенный способ — играть «в поддавки»: цель — не вытеснить с поля противника, а как можно быстрее отдать все свои шашки и первым покинуть поле.
Особой популярностью в Советском Союзе пользовались игры, в которые можно было играть во дворе, — нарды и домино.
Игре в нарды более пяти тысяч лет, и все это время в нее играют в разных уголках мира. Цель участников — привести свои фишки в «дом», кидая кости, и опередить соперника на этом пути. У нардов есть много названий: шеш-беш, тавла, Backgammon, а их родину до сих пор невозможно определить. По одной из версий, персидский царь посмотрел на шахматы, расстроился, что ничего подобного нет в Персии, и велел изготовить новую игру, которая была бы не менее интересной и захватывающей.
Домино занимает отдельную нишу среди популярных настолок наших прадедов. Его история началась в Древнем Китае: игра в «костяные таблички» была популярна там в XII веке нашей эры. На Востоке насчитывается 34 варианта игры с использованием узнаваемых фишек. А в Европе домино появилось благодаря венецианцу Марко Поло. Правда, есть и другая версия — что эта игра обязана своим происхождением монахам-доминиканцам, которые носили черно-белые одежды.
Играют в домино так: игроки по очереди выкладывают таблички на стол, при этом использовать можно только табличку с той цифрой, какой развернута предыдущая. Побеждает тот, кто первый использует все свои фишки. Особенно забавно собирать «рыбу» — патовую ситуацию, при которой игра немедленно прекращается и происходит подсчет очков.
Еще одно культовое развлечение в СССР — несомненно, лото. В него играли всей страной благодаря телевизионным эфирам передачи «Спортлото», а набор из карточек и мешочка с бочонками был дома практически у каждого. Но, конечно, сама игра появилась намного раньше. В Генуе в лото играли еще в XVII веке (хотя позже игра была запрещена как азартная), а в XVIII она появилась в Российской империи. Причем изначально она считалась досугом высшего общества и только после революции обрела популярность среди всех слоев населения.
Играют в лото, выкладывая фишки поверх цифр на карточках. Цель игры — либо закрыть все цифры на карточках, либо, что встречается чаще, собрать два полных ряда.
Любители развивающих игр много лет подряд сражаются в «Эрудит» (он же Scrabble). В 1938 году Альфред Баттс задумался о том, что существует всего три типа настольных игр: с костями, с перемещениями и текстовые. Ему захотелось создать собственную игру, которая сочетала бы в себе все эти направления. В основу «Эрудита» лег кроссворд, а буквы для него выпадали случайным образом. Альфред Баттс и знать не знал, что станет родоначальником логических игр. Ведь в «Эрудит» и его родственников играют в том числе для увеличения словарного запаса и развития памяти!
В девяностые случился бум настольных игр-бродилок. Если вы сразу вспомнили культовый фильм «Джуманджи», то вы правильно поняли суть. Игры-бродилки представляют собой поле с фишками. Бросок кубика определяет, как далеко фишка может продвинуться на следующем ходу, а на каждом поле вас подстерегают опасности. Такие игры придумывали самостоятельно: рисовали на листе бумаги извилистый опасный путь и изобретали препятствия. А самой известной русской бродилкой стала «Чудовище Джио-Джанги» Леонида Трапезникова, вышедшая в 1993 году. Она стала настолько популярной, что даже была занесена во всемирную базу настольных игр.
Какими стали игры теперь?
Современные игры эволюционировали долгие годы. И теперь это — один из самых популярных видов досуга для любой компании.
Существует три обширных группы настольных игр: тактические, печатные и коллекционно-карточные.
Появлением современных тактических игр мы обязаны писателю-фантасту Герберту Уэллсу. Он славился любовью к оловянным солдатикам и однажды решил превратить свою коллекцию в игру. Книги его авторства «Маленькие войны» и «Войны на полу» вышли уже в 1912 году.
Современный облик таких игр, конечно, сильно изменился. Миниатюры расписывают особыми красками (и этот процесс даже вырос в отдельное хобби!), затем собирают ярко раскрашенные поля и устраивают целые поединки, в которых шансы на победу определяются способностью к стратегическому мышлению.
Самыми известными считаются игры по вселенной Warhammer и Lord of the Rings. В больших городах существуют целые игротеки, посвященные именно тактическим играм, где участники мерятся друг с другом умом и сообразительностью.
Драконы, единороги, эльфы и прочие волшебные создания: 110 лучших сказочных фильмов для детей и взрослых
Печатные игры — это все то, что мы привыкли называть «настольными играми». Причем уже внутри этой категории есть множество разных вариантов.
Иногда даже поле играет второстепенное значение, а играть можно где угодно. Например, популярная игра «Зельеварение» состоит из трех колод со всеми дополнениями, а «Да, Темный властелин» — из одной.
Есть и коробочные игры, внутри которых много сложных деталей: помимо карт и поля есть также фишки, картонные ширмы, жетоны и даже фигурки (как, например, в большой стратегии «Восходящее солнце»).
Некоторым играм необходимо пространство для старта: чтобы разложить игру «Ужас Аркхема», потребуется очень большой стол! А чтобы разобраться в правилах, придется поломать голову над книжечкой и выяснить, как бороться со страшными лавкрафтовскими чудовищами, пытающимися уничтожить мир.
Жанры коробочных игр — очень разные: экономические, стратегические, детективные… В отдельный можно выделить кооперативные игры: игроки сражаются не друг против друга, а объединяются вместе против игры. Это замечательный способ сплотить между собой малознакомых людей.
Настольные игры часто делают по мотивам известных произведений. Есть целая серия игр по мирам Терри Пратчетта, игры по Александру Дюма, Шекспиру и Толкину и разнообразные варианты настолок по «Игре престолов». Каждый сможет найти для себя что-то, попадающее в интересы и предпочтения.
Есть и третья группа — и это карточные коллекционные игры. Две самых известных из них — Magic: The Gathering (в народе MTG) и Pokemon. Такие игры представляют собой наборы карточек, которые игрок подбирает под себя, формируя собственную колоду. На каждой карточке указана сила и способность, что позволяет собирать наиболее выигрышные комбинации для участия в соревнованиях.
Цены за редкие карточки бывают заоблачными, и обладать особыми раритетами мечтает каждый игрок. Коллекционные игры — не просто собрание картинок в альбоме, а целое направление, по которому проводятся турниры. Победители получают серьезные призы, а новичкам будет не так-то легко освоить все правила.
Познакомиться, поиграть
Самый простой способ познакомиться с настольными играми — это посетить большое тематическое мероприятие, например, «Игрокон». Всевозможные фирмы представляют новинки и напоминают о хорошо забытом старом при помощи демонстраторов. Демонстраторы — это люди, которые помогают разобраться с правилами и могут поиграть с вами здесь и сейчас.
Если хочется открыть для себя что-то новое, можно задуматься и о других способах. Например, игротеках. Во Дворце пионеров на Воробьевых горах проходят мероприятия, на которых можно познакомиться с классическими и новыми играми .
Компания «МосИгра» также предполагает познакомиться со своими проектами на специальных площадках.
Российское издательство настольных игр «Правильные Игры» проводит игровые турниры. Кстати, именно там можно вдумчиво познакомиться с одной из лучших развивающих игр последнего десятилетия — «Эволюцией».
И, наконец, антикафе. Сейчас во многих антикафе есть прекрасные коллекции настольных игр. К тому же в таких местах легко собрать веселую компанию. Игры находятся в свободном доступе, и играть можно столько, сколько захочется, главное — аккуратно вернуть все на полку в первоначальном виде.
В антикафе «Зеленая дверь» есть специальная комната-библиотека, где можно поиграть за удобными столами, а в Casa Picassa можно подняться на самый верх в помещение под крышей.
TIme Out рекомендует
Рынок настольных игр настолько разнообразен, что новичку сложно понять, с чего начинать. Редакция Time Out подготовила свой шорт-лист настольных игр, как новинок, так и бессмертной классики, из которых можно выбрать что-нибудь на свой вкус.
Для самых маленьких пробуйте игру в «Фиксиков». Знакомые мультяшки, яркое поле и понятная механика игры надолго займут ребенка и позволят освоить новые навыки — симпатичные персонажи не только развлекают, но и развивают ребенка.
«Коварный лис» — еще одна цепляющая игра, на этот раз с детективным сюжетом. Лис похитил пирог, и команда отважных следопытов должна вычислить его до того, как похититель пересечет игровое поле. В игре есть даже дешифратор, с помощью которого разгадывают загадки. Интересный сюжет и понятная механика вовлекут всю семью в веселое приключение.
Во что поиграть компании из четырех человек? В парные игры — никак, а для больших коробок слишком мало людей. Есть прекрасный выход — «Плоский мир», игра на четырех человек по книгам Терри Пратчетта. Каждый будет играть за своего персонажа, добиваясь указанных на карточке целей: захватить территории, укрепить влияние или же расставить жетоны неприятностей так, чтобы состязание закончилось в вашу пользу.
Любителям азарта, соперничества и победы любой ценой стоит начать с «Манчкина».
Эта карточная игра способна раззадорить даже самого спокойного игрока. Соперникам предстоит сражаться с монстрами, открывать двери в подземельях, добывать сокровища, а еще пытаться любой ценой вырвать победу из рук товарища. По этой веселой игре проводятся зажигательные турниры, и она никого не оставляет равнодушными.
Для любителей сложных игр была создана «Мрачная гавань». Это тактическая кооперативная игра про отряд наемников, отправившихся в далекие гавани, в которых нет места цивилизации. Сюжет меняется в зависимости от решений, принимаемых игроками, а также от выпавших карт, каждая из которых влечет за собой тактическое испытание. Уникальность игры заключается во взаимодействии с врагами, механика управления которыми не требует отдельного игрока.
«Древний ужас» — для любителей спасать мир. Страшные чудовища поднимаются из глубин моря, и только несколько человек способны остановить их. Сюжет и задачи игры меняются в зависимости от того, против какого монстра решают выступить игроки. В процессе разыгрываются фазы мифа, в результате которых повышается безысходность, открываются порталы и появляются лавкрафтианские монстры, настоящее воплощение ночных кошмаров, одолеть которых можно только сообща.
А если вы жить не можете без детективов, обязательно поиграйте в «Скотланд Ярд». Побудьте мистером Икс, который убегает от преследователей, появляясь на поле всего несколько раз за игру, или почувствуйте себя в шкуре полицейских, которых настойчиво водят за нос, и попытайтесь перехватить преступника на пути к побегу. Поле игры — карта Лондона, поделенная на секторы, помеченные числами. А передвигаться можно только на такси, автобусе или метро, причем полицейские могут использовать лишь ограниченное количество билетов, что сильно усложняет погоню.
Дерзайте!
Настольные игры никогда не наскучат благодаря богатому разнообразию жанров и постоянно обновляющемуся рынку новинок. Можно найти вариант на любой возраст, заинтересовать ребенка развивающими играми и развлечься большой компанией. Это универсальный досуг для любого коллектива — ведь восхитительное чувство азарта и отчаянная борьба за победу объединяют людей.