Триумф и загадочная любовь: итальянский период Карла Брюллова | Арт | Time Out

Триумф и загадочная любовь: итальянский период Карла Брюллова

Жанна Старицына   23 декабря 2022
9 мин
Триумф и загадочная любовь: итальянский период Карла Брюллова
Фото: legion-media.ru
Картина «Последний день Помпеи», написанная Карлом Брюлловым во время поездки в Италию, произвела фурор. В честь художника устраивали торжественные приемы, хвалили его талант и энергию, Александр Пушкин и Николай Гоголь выражали свое восхищение. Time Out рассказывает об одном из самых счастливых периодов в жизни мастера.

Акварели и бриллиантовый перстень в подарок

Итальянский период – наиболее яркий в творчестве Карла Брюллова. По традиции зарубежная поездка предоставлялась художникам от Академии художеств при получении золотой медали, однако в случае с Брюлловым что-то пошло не так. Несмотря на успешную выпускную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», в академии решили оставить художника для дополнительного совершенствования мастерства.

Брюллову такое положение дел не понравилось, и он отправился в путешествие за счет созданного меценатами Общества поощрения художников. Лишь перед поездкой он добавил букву «в» к своей французской фамилии «Брюлло». Отец художника – Пауль Брюлло – был гравером, резчиком по дереву и преподавателем в Академии художеств.

Федор Завьялов, Портрет Карла Брюллова, 1844

В Италии талант Брюллова быстро оценили: прежде чем написать оглушительный «Последний день Помпеи» он сделал себе имя на многочисленных акварелях – небольших по размеру работах, которые состоятельная публика любила заказывать в качестве открыток из живописных поездок.

Карл Брюллов, Портрет Григория и Варвары Олениных, 1827

Это могли быть как пейзажные зарисовки, так и портреты. Один из ярких примеров – портрет Григория и Варвары Олениных, выполненный в Риме. Путники словно случайно остановились передохнуть на живописных руинах во время прогулки: Григорий, автор воспоминаний о Пушкине, сняв шляпу, расслабленно облокотился на постамент. Его супруга, дочь президента Академии художеств, присела рядом с мужем.

Брюллов мастерски владел техникой акварели: это можно понять как по нежнейшим цветовым переходам, так и по тщательности, с которой выписаны мелкие детали работы вроде обручального кольца на руке или узора на шали.

Брюллов чувствовал себя одинаково свободно в разных жанрах – конные портреты и акварельные пейзажи в его творчестве идут параллельно с историческими полотнами и жанровыми сценами. Одна из наиболее популярных картин того времени – «Итальянское утро» – понравилась императору Николаю I настолько, что он пожаловал художнику бриллиантовый перстень и попросил написать к ней парную работу. На картине молодая полуобнаженная девушка в лучах мягкого солнца умывается водой из фонтана. Непосредственность и декоративность будничной сцены соседствует с некоторой торжественностью обстановки из-за плотного черного фона.

Карл Брюллов, Итальянское утро, 1823

Подход чем-то напоминает работы Караваджо, чьим излюбленным приемом было контрастное противопоставление света и тени.

Карл Брюллов, Итальянский полдень, 1827

Брюллов также уделил освещению особую роль, выбрав его неожиданное направление: основной источник света расположился в левой части картины, лучи солнца мягко ложатся на спину итальянки, в то время как ее передняя часть освещена за счет отблесков и рефлексов от воды.

Парная работа «Итальянский полдень» оказалась менее удачной, по мнению современников. На картине девушка по лестнице взбирается за спелой кистью винограда. Критики отмечали, что модель не отличается изящностью форм, а искусство – это, в первую очередь, про красоту, так что мастеру следовало бы поискать девушку с более подходящей внешностью. Картину встретил прохладно как Николай I, так и Общество поощрения художников.


Триумф «Последнего дня Помпеи»

Карл Брюллов, Последний день Помпеи, 1833

Работа «Последний день Помпеи» была написана в Италии под впечатлением от поездки на раскопки, как раз в это время в обществе появилась мода на археологию. Первым картиной заинтересовался брат художника Александр, который вместе с ним жил в Италии.

Он сделал обмеры прекрасно сохранившихся терм, выпустил альбом с зарисовками «Термы Помпей», а затем, полный впечатлений от трагичной судьбы города, в красках рассказал о нем Карлу. Часто говорят, будто сюжет Брюллову заказал меценат и дипломат Анатолий Демидов, который впоследствии купил картину и подарил ее Николаю I, но вполне возможно, что изначально мысль о заказе пришла в голову другому человеку, например, графине Марии Разумовской – ее имя художник также упоминает в одном из писем.

Карл Брюллов, Последний день Помпеи, эскиз, около 1827-1828

Огромное полотно Брюллов писал в течение шести лет – тщательно изучал исторические документы, смотрел многофигурные работы великих художников вроде Рафаэля, критически выверял собственную композицию. В частности, проблемы были с объемом фигур, мастеру казалось, что они недостаточно «выходят из холста». Для решения этой задачи пришлось усиливать освещение в картине так, чтобы свет от молнии распространялся по всей мостовой, тогда персонажи получили необходимую рельефность и выпуклость.

Один из наиболее сложных моментов при создании многофигурной композиции – выдержать баланс героев, не перегрузить изображение лицами и деталями, но при этом суметь заинтересовать зрителей.

Карл Брюллов, Последний день Помпеи, эскиз

Брюллов всех персонажей разбил по группам: на полотне есть сыновья с отцом, мать с дочерьми, несколько человек на лестнице. Над центром произведения художник долго думал, в результате остановив свой выбор на упавшей женщине с ребенком – ее фигура выделена не только светом, но и ритмической «паузой», рядом с ней есть свободное пространство, в отличие от остального движения.

В результате подобных композиционных приемов Брюллову удалось создать драматичное напряжение, показать зрителю людской хаос, но и одновременно дать рассмотреть лицо почти каждого жителя.

Затраченные усилия себя оправдали: успех картины был колоссальным как в Италии, так и в России. Довольно прохладно к произведению отнеслись разве что в Париже, хоть и присудили ему большую золотую медаль на выставке. Для французов в работе не было ничего принципиально нового – у них за большеформатные классические произведения отвечал Жак Луи Давид, поэтому критика отметила, что полотно «опоздало лет на 20». А вот для российского художественного мира, еще несколько отстававшего от европейского, «Последний день Помпеи» стал событием. Брюллова наперебой приглашали на светские вечера, на одном из которых он познакомился с Александром Пушкиным – тот под впечатлением от картины написал стихотворение «Везувий зев открыл». Не остался в стороне и Николай Гоголь, написав целый обзор на полотно и отметив, что картина «упруга и роскошна». Особенно впечатлила писателя скульптурная красота фигур.

«Брюллов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства. <…> Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотою», – писал Николай Гоголь о картине «Последний день Помпеи».

Интересно, что окрыленный успехом картины Брюллов решил написать такое же многофигурное историческое полотно, но уже на русскую тему, выбрав сюжет осады Пскова во время продолжительной Ливонской войны. Он вновь тщательно собирал материал, ездил с помощником в Псков, думал над композицией.

Но в этот раз его ждала неудача – толпа оказалась смазанной и невыразительной, в куче перемешались воины, духовенство, женщины, дети. Центральной фигурой был выбран игумен Тихон в черном облачении, в результате чего общий сюжет стал напоминать скорее суетливый крестный ход, нежели военный момент. Некоторые современники в шутку называли картину «досадой от Пскова». Брюллов, поняв и признав неудачу, оставил работу неоконченной.

Карл Брюллов, Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году

Дама сердца и «Всадница»

Путешествие в Италию стало знаковым для Брюллова не только в творчестве, но и в любви: в это время он познакомился с экстравагантной богачкой Юлией Самойловой. Отношения эти были страстными и неоднозначными. Самойлова происходила из старинного аристократичного рода, на первый брак ее благословлял лично император Александр I. После громкого развода, который состоялся то ли из-за частых кутежей супруга, то ли из-за нового увлечения Самойловой, она перебралась в Италию и стала вести там довольно независимую жизнь, в том числе устраивала вечера с музыкантами и художниками. Взбалмошный характер Самойловой не всем был по нраву – современники отмечали, что она «устраивает фокусы», может ради смеха появиться на празднике в мужской шляпе и с трубкой во рту, и вообще она «немного не в себе».

Карл Брюллов, дагерротип

С Брюлловым они много времени проводили вместе – путешествовали по Италии, ходили в одни и те же салоны, вели регулярную переписку, художник много раз изображал девушку в своих работах.

Карл Брюллов, Портрет Юлии Самойловой, 1830-е

Многим знакома работа «Всадница». Самойлова заказала ее художнику, и долгое время считалось, что она сама изображена верхом на коне, однако некоторые исследователи высказали предположение, что всадница больше напоминает ее старшую приемную дочь. У графини не было своих детей, но она взяла на воспитание двух девочек – родственниц своего друга, итальянского композитора Джованни Пачини. Девочка в розовом платье – вторая приемная дочь Амацилия.

Акварельные конные портреты Брюллов писал не один раз, но они были решены проще и спокойнее по композиции – там герои неспешно прогуливались в живописном пейзаже. В случае с «Всадницей» решено было усложнить задачу.

В итоге получилась смесь конного портрета с динамичной жанровой сценой, где в непринужденной манере важно было показать не только лицо главной героини, но и ее живое окружение. На картине происходит сразу несколько событий: девушка возвращается с прогулки, ей навстречу выбегает девочка, под ногами лает собака, от этого лошадь поднимается на дыбы. Вдобавок для изображения животного был выбран непростой ракурс – лошадь расположена почти в анфас. Изображение животных – отдельный жанр, которым, как правило, занимаются анималисты, однако «Всадница» лишний раз показала, насколько Брюллов был универсальным мастером. Это отметил и Павел Третьяков, который купил работу у разорившейся через несколько лет Самойловой, заявив, что «лошадь превосходная, и вообще вещь интересная».

Карл Брюллов, Всадница, 1832

Несмотря на привязанность друг к другу, заказчица и художник официально не регистрировали и не комментировали свои отношения. При этом Самойлова не побоялась поддержать Брюллова после его быстрой женитьбы и внезапного развода с дочерью рижского бургомистра Эмилией Тимм. Пара развелась всего через месяц после бракосочетания из-за измены девушки, однако сами участники никак не объяснили причину разрыва. В обществе поползли нелицеприятные слухи, Брюллов на время попал в опалу, но Самойлова не отвернулась от художника.