Гонконгский герой, переломавший все кости. 10 фактов о Джеки Чане
Чан родился в очень бедной семье
Джеки Чан появился на свет 7 апреля 1954 года в Гонконге. Его родители жили очень бедно. Они бежали с континента от Гражданской войны и потеряли все, что было нажито за несколько лет.
Отец Джеки, Чарльз Чан, работал в разведке Китайской республики (его признали врагом народа), а мать была театральной актрисой. Причем познакомились они своеобразно – Чарльз арестовал Лили и влюбился в нее. Ходили слухи, что она занималась наркоторговлей.
После переезда в Гонконг их жизнь начиналась с нуля. Родители устроились во французское посольство – отец работал поваром, а мать – уборщицей. Денег не хватало до такой степени, что семье нечем было заплатить за роды:
«Когда я появился на свет, мои родители были очень бедны. Отцу нечем было заплатить врачу, который принимал роды у моей мамы. Ему даже пришлось предложить меня в качестве оплаты, но в конце концов он взял несколько сотен долларов взаймы у друзей. Позднее родители нашли работу во французском посольстве в Гонконге. Несколько лет спустя родители переехали в Австралию».
Свое имя Джеки получил на стройке
При рождении мальчика назвали Чень Ганшэн (Чень, родившийся в Гонконге). Но в жизни его так никогда не называли, зато называли По, Пао, Стивом, Конг Сингом и другими именами, и Джеки это нисколько не волновало – ему нравилось любое имя. Джеки он стал не сразу, а лишь в 1970-е.
«Дома мама звала меня Пао, пао – это пушка. Все потому, что я родился крупным мальчиком. Потом, когда я жил в Австралии, люди решили, что меня зовут По, на гонконгский манер. Мне было все равно, как меня будут называть. В школе, когда люди спрашивали, как меня зовут, я отвечал: “Меня зовут Конг Синг”. Тогда мне сказали: “Нет, никакого Конг Синга – твое имя Стив!”.
Мне было тяжело в школе – я ведь даже английский алфавит не знал! В итоге я сказал отцу: “Ладно, я больше не пойду в школу – я лучше найду какую-нибудь работу”. Знакомые отвели меня на стройку, чтобы я стал рабочим. Там в ответ на мое “Конг Синг” мне ответили: “Тебя зовут Джек!” Через несколько лет я задумался, что в имени Джек Чан не хватает ритма… и нужно добавить букву “и” – Джеки Чен! И вот уж не знаю, если вы верите в мистику…но как только я поменял имя на Джеки, я стал популярен! Вот так появился Джеки Чан».
Чан учился в закрытой драматической академии
Приобщаться к боевым искусствам Джеки начал с раннего детства. Отец верил, что кунг-фу поможет ему стать более здоровым, терпеливым и дисциплинированным.
Когда Чарльзу пришлось уехать на заработки в Австралию, он отвел семилетнего сына в Китайскую драматическую академию. Это учреждение закрытого типа, где воспитанники живут и обучаются актерской игре, пению, танцам, акробатике и боевым искусствам.
При первом посещении Джеки очень понравилась обстановка, и он попросил отца подписать контракт на 10 лет обучения. Став учеником одного из видных китайских учителей Джима Юэня, воспитавшего чуть ли не половину всех гонконгских постановщиков боевых сцен, он сразу же осознал, что совершил огромную ошибку – детство Джеки было закончено.
«Жизнь в Китайской драматической академии была очень тяжелой: мы спали на полу по пять часов, ели на ковре, который не менялся годами, а кроме бесконечных изнурительных тренировок, практиковались еще и разнообразные телесные наказания. Совсем тоскливо стало, когда к отцу в Австралию уехала и мама. В день нашего расставания, когда я провожал родителей в аэропорт, мама купила мне пакет фруктов. Увидев, что они заходят внутрь, я разрыдался и плакал до тех пор, пока их самолет не улетел. После того как мои родители уехали, я стал тихонько плакать в подушку по ночам, но спустя неделю я постепенно принял сложившуюся ситуацию».
Сниматься в кино Джеки начал в 8 лет
Первые роли пришли к юному актеру спустя год после зачисления в драматическую академию. Он дебютировал в фильме «Большой и маленький Вонг Тин Бар» (1962), сыграв эпизодическую роль ребенка, обучающегося кунг-фу.
Именно в академии Чан познакомился со своим другом Саммо Хуном, будущим гонконгским актером и режиссеров. Вместе они входили в состав знаменитой группы «Семь маленьких счастливчиков» – детей, выбранных для первого публичного выступления драматической академии.
Театральными выступлениями дело не ограничивалось, и Джеки, будучи воспитанником престижного учебного заведения, нередко появлялся на съемочных площадках гонконгских и китайских фильмов. За время обучения он снялся в семи картинах – в эпизодических ролях и в массовке.
«Когда мы подрабатывали на съемочных площадках, то ежедневно получали по 65 гонконгских долларов, причем 60 из них забирал себе учитель. Постепенно театральных выступлений становилось все меньше и меньше, их заменял кинематограф. Из академии друг за дружкой уходили ученики – все устремились в этот новый мир. Однажды момент прощания с учителем настал и для меня. Я был ему благодарен за эти десять лет, но в то же время рад, что покинул академию».
Чан начинал как каскадер и играл в фильмах с Брюсом Ли
Окончив театральную школу, Джеки фактически остался у разбитого корыта. В начале 1970-х традиционная китайская опера переживала не лучший период, поэтому новых ролей для молодого актера не находилось.
Ему пришлось ненадолго переехать к родителям в Австралию и подрабатывать на стройке. Но все же одна дорога в кино ему была открыта – Чан начинал профессиональную карьеру как каскадер и в некоторых случаях как постановщик трюков.
Из фильмов с участием актера в первой половине 1970-х выделяются два: в «Выходе дракона» (1973) он сыграл со своим кумиром Брюсом Ли, а в «Маленьком тигре из Квантунга» (1973) впервые получил возможность воплотить на экране центральный образ.
«Однажды я работал на съемках фильма с Брюсом Ли, и он просто выделил меня, сказал: “Ух ты!” Так и началось, я был идеальным трюкачом: каждый день меня использовали по полной программе, раз за разом. Как-то раз после этого я встретил Брюса на улице. Он узнал меня и пригласил в боулинг. Конечно, я тогда разнервничался – сам Брюс Ли позвал меня куда-то пойти с ним! Удивительно, но это был последний раз, когда мы так вот пересекались».
Джеки стал известным благодаря комедийным ролям
Прорыв Джеки случился в 1978 году. Тогда на экраны вышли два фильма: «Змея в тени орла» и «Пьяный мастер». Оба совмещали в себе боевые искусства и комедию.
Если до этого влияние Брюса Ли на гонконгское кино было настолько всеобъемлющим, что многие картины в принципе не задумывались о юморе и отдавали предпочтение серьезным схваткам, то с выходом этих двух комедийных боевиков все изменилось. Чан доказал, что гонконгские драки в кино – это не только про бескомпромиссную серьезность, но и про смех.
«Сотни актеров в Гонконге пытались копировать Брюса, но ни один не добился успеха. Ли был единственным и неповторимым в том, что он делал. Поэтому мне было необходимо найти что-то свое. Я решил стать прямой противоположностью Брюсу: к примеру, его герои наносили противникам высокие удары – мои герои наносили низкие, его герои устрашающе кричали во время поединков – мои герои смешно гримасничали, и так далее. Позднее я пересмотрел большое количество очень старых немых фильмов с участием Чаплина, Китона и Гарольда Ллойда, и это помогло мне внести еще больше юмора и классических комедийных трюков в мои фильмы».
Чан играл отрицательных персонажей только на заре карьеры, а после 1976 года – лишь раз
Вспомнить Джеки Чана в отрицательной роли – тот еще квест. Все потому, что плохишей он играл только на старте карьеры.
Некоторые из таких его героев были совсем не заметными, но несколько отрицательных персонажей в исполнении Джеки все же запомнились. В «Разборке в Гонконге» (1973) он сыграл предводителя преступной банды, в «Сюрпризам нет конца» (1975) – убийцу женщин, а в «Убийце-метеоре» (1976) – сильнейшего бойца, соперника главного героя.
После этого с отрицательными героями было покончено практически раз и навсегда. Чан стремился сохранять положительный имидж и амплуа, поэтому отказывался от ролей плохих парней, предлагаемых ему в Голливуде. Среди его отказов: боевик «Черный дождь» Ридли Скотта, «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне и четвертая часть «Смертельного оружия».
Впрочем, однажды Джеки все же согласился на отрицательную роль. Случилось это в 2009 году – в драме «Инцидент в Синдзюку» он играет главу китайской мафии и ищет свою девушку в Японии. Фильм примечателен еще и тем, что в нем присутствует постельная сцена с Чаном, одна из двух в его карьере.
Джеки ломал в своем теле все, что только возможно сломать
На протяжении долгих лет Джеки исполнял все трюки самостоятельно и, конечно, нередко ломал самые разные части своего тела. Кажется, нет второго такого актера с настолько обширной историей травм. Он даже включен в черные списки страховых компаний по всему миру.
«За годы работы в кино во мне от макушки до кончиков пальцев хотя бы по разу было поломано все. У меня проломлен череп, трижды перебит нос, был перелом колена, одного плеча и вывих другого, вывих грудины, таза, множественные травмы спины, в том числе с переломом позвонков. О таких мелочах, как выбитые зубы, сломанные пальцы и ребра, я и не говорю. Я люблю над собой посмеиваться, что когда умру, то отдам свое тело какому-нибудь медицинскому центру на изучение… Теперь же боль настигает меня в самые неожиданные моменты. Порою может так прихватить, что я даже разогнуться сам не могу. Что поделать – за все приходится платить».
Чан – обладатель двух рекордов Гиннесса
Актер дважды попал в Книгу рекордов Гиннеса. Первый рекорд связан с фильмом «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак» (2012). Джеки занимал сразу 15 должностей на его съемках.
Он был режиссером, продюсером, актером, сценаристом, оператором, постановщиком трюков и занимал девять других позиций. Ранее рекорд принадлежал Роберту Родригесу (11 должностей), но Чан побил его с запасом, за что и удостоился звания рекордсмена Книги рекордов Гиннесса.
Второй же установленный рекорд связан с его каскадерской деятельностью – «Самое большое количество трюков, выполненных актером». По словам актера, это является признанием работы всей его жизни. Из наиболее сложных трюков в своей карьере сам он выделяет два:
«Наверное, самый трудный был в “Полицейской истории”. Была там сцена, когда я в магазине с верхнего этажа прыгаю на шест, увешанный гирляндами с лампочками и, сбивая их, съезжаю вниз. Во время скольжения я повредил таз, грудные позвонки и ободрал кожу на ладонях. Был и другой трюк – в картине “Молодой мастер”. Я должен был взобраться по стенам проулка. Руки упирались в одну стену, ноги – в другую. Таким образом я карабкался более десяти метров. Когда добрался до самого верха, то не мог смотреть вниз. У меня начались спазмы в желудке. Только смог прокричать, чтоб принесли маты. Но в итоге трюк я все-таки исполнил».
Джеки – профессиональный певец с огромной дискографией
Занятия по пению в драматической академии тоже не прошли для Чана бесследно. Помимо своей актерской деятельности, он активно занимается музыкой – профессионально поет на английском, японском и двух главных диалектах китайского языка.
Активно заниматься музыкальным творчеством Джеки начал во время съемок фильма «Молодой мастер» (1979). Специально для ленты он написал песню на английском языке. И после этого понеслось – всего в карьере Чан записал 20 альбомов, девять из которых – компиляции. В саундтреках картин с участием актера тоже можно найти немало его песен. В том числе и в мультфильмах. Например, в «Мулан» (1998). Кстати, со времен этого классического диснеевского мультфильма Чан все чаще и чаще приглашается к озвучке популярных в Азии анимационных лент («Кунг-фу Панда», «Волшебный дракон», «Лего: Ниндзяго»).
В оформлении статьи были использованы фото с сайта legion-media.ru и кадры из фильмов.