Enfant terrible нового корейского кино: 60-летнему юбилею Ким Ки-дука посвящается
Ким Ки-дука с уверенностью можно назвать enfant terrible нового корейского кино. Его фильмы нередко подвергались нападкам за жестокие образы и скандальное изображение отношений между мужчиной и женщиной. В одной из немногих стран, где отечественные фильмы пользуются большей популярностью, чем голливудская продукция, Ким стал тем самым режиссером, работы которого желаннее принимаются в Европе и Америке.
О детстве и юношестве
Режиссер родился 20 декабря 1960 года в деревне Собенни в уезде Понхва южнокорейской провинции Кенсан-Пукто. Мальчик вырос в бедной христианской семье. Его отец, ветеран Корейской войны (1950-1953), был инвалидом и нередко проявлял жестокость по отношению к жене, в результате чего мать Ки-дука ослепла.
По окончании начальной школы юный Ким бросил школу и ушел работать на завод. Затем он отслужил пять лет в морской пехоте, после чего стал работать евангелистом в церкви для людей с нарушением зрения, намереваясь стать священником..
Параллельно Ким Ки-дук занимался живописью. После того, как Ким прочитал статью о пионере видеоарта Нам Джун-пайке, он, не раздумывая, купил билеты в Париж и уехал изучать изобразительное искусство. К занятию кинематографом его подтолкнуло знакомство с лентами «Молчание ягнят» Джонатана Демми и «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса.
Вернувшись в 1993 году обратно в Корею, он написал несколько сценариев, а в 1996 снял свой первый фильм «Крокодил».
О творчестве
Опираясь на свой опыт взросления в обществе с явно выраженными классовыми различиями, в своих фильмах Ким Ки-дук исследует источники человеческой жестокости.
Насилие – одна из самых повторяющихся тем в его лентах. Настойчивое стремление раскрыть жестокость человечества во многих его фильмах позволяет по-настоящему исследовать человеческие отношения и зависимость.
Молчание в его работах превалирует над речью. Вместо словесного общения главные герои устанавливают связь посредством телесной боли и физического насилия. Грамотно подобранные декорации фильмов подчеркивают контрасты между возвышенным и миром природы и суровостью материального мира человека.
Двусмысленные концовки лент Ки-дука нередко имеют фантастический окрас, который, по словам самого режиссера, «помогает сделать жизнь более сносной». Так кинематограф сам по себе может оказаться спасательным кругом из этой не слишком радушной реальности.
О лучших фильмах
«Крокодил» (1996)
Дебютная лента Ким Ки-дука исследует жизнь бездомных людей, живущих на задворках общества под мостом рядом с рекой Хан в Сеуле. Главный герой, мужчина по прозвищу Крокодил спасает девушку Хен Чжун от самоубийства, насильственно овладевает ею и приковывает к себе, чтобы та не сбежала.
Для малобюджетного фильма «Крокодил» удивительно эффектен в своем визуальном стиле. Ким Ки-дук уделяет особое внимание свету и его отражениям — в частности, повторяющимся кадрам воды: от красивых мягкофокусных панорам до съемок в самой реке. Присутствие в ленте водной стихии оказывается символом надежды и искупления, которого герой и его товарищи никогда не смогут достичь. Для них река — это жизнь и смерть, начало и конец.
Совершенно бескомпромиссный в своем изображении корейского общества, «Крокодил» — это грубый и честный рассказ о жестоком, но хрупком и разочарованном человеке.
Полюбить главного героя невозможно, но благодаря фантастической игре Чо Жэ-хена, мастерски прописанному сценарию Ким Ки-дука и поэтической развязке фильма зритель проникается к нему сочувствием. Именно умение находить свет даже в самых темных уголках человеческого существа делают Ким Ки-дука мастером своего дела.
«Остров» (2000)
Фильм «Остров» во многом приобрел свою известность после того, с каким ужасом и отвращением зрители смотрели на экраны на кинофестивале в Венеции и Сандэнсе. Действительно, кадр с рыболовным крючком в горле мог бы стать самым отталкивающим образом в кинематографе, хотя и задолго до этой ленты выходило немало шокирующих работ — ну хотя бы «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини.
«Остров» рассказывает о немой хозяйке плавучих домиков на озере, куда ее гости приезжают порыбачить. Хиджин перевозит клиентов с одного берега на другой, готовит им еду и периодически предлагает сексуальные услуги. Однажды в одном из домов поселяется Хенсик — скрывающийся от закона полицейский, с которым у девушки завязывается болезненный роман.
В фильме есть убийства, членовредительство и жестокое обращение с животными (по утверждению самого режиссера, эти сцены не были постановочными): даже поклонники творчества Ким Ки-дука могут подумать, что режиссер зашел слишком далеко. Тем не менее, прекрасно сопоставленные в ленте безмятежность окутанного туманом острова и насилие, происходящее на его берегу, принесли Ки-дуку широкую известность за рубежом, а на одном из фестивалей в России «Остров» получил специальное упоминание «за самую шокирующую любовь».
«Плохой парень» (2001)
Жизнь 21-летней студентки колледжа из привилегированного класса резко меняется, когда в Сеульском парке к ней подходит мужчина со страшным шрамом поперек горла. Очарованный девственной красотой девушки, он жестко целует ее в губы и подвергает публичному унижению. После этого «Плохой парень» начинает воплощать в жизнь план по превращению юной Сун-хва в проститутку, желая преподать ей урок.
Ким Ки-дук, помешанный на визуальных знаках и символах в своих фильмах, явно использует свою ленту в качестве аллегории о непростой корейской классовой войне: Хан-ги беден и маргинален, Сун-хва богата и избалована.
Вместо того, чтобы помочь героине эволюционировать, «Плохой парень» заставляет девушку регрессировать, чтобы она, в конце концов, интегрировалась в его преступный мир — и барьеры, разделяющие две их абсолютно противоположные вселенные, наконец, рухнули.
«Весна, лето, осень, зима….и снова весна» (2003)
Фильм Кима, в котором он также играет главную роль, представляет собой поэтическое исследование молодости и возраста и битвы между духовностью и плотью. Действие происходит в плавучем монастыре посреди Корейского горного озера под названием пруд Джусан. Здесь мы наблюдаем пожизненный обряд посвящения, проводимый двумя монахами.
Вневременная басня Кима опирается на природу и вечность: глубокие холмистые леса и горные вершины, полупрозрачное озеро и высокое голубое небо. Мы впервые встречаемся с двумя главными героями весной, когда один из них — О Ен Су — уже старик, а другой — Ким Чжон Хо — еще ребенок. В течение пяти времен года старый монах спокойно движется к смерти, а дитя проходит через похотливое отрочество к сердитому юношескому мужеству и, наконец, к осознанной зрелости.
Буддистская религиозная основа здесь сочетается с универсальностью человеческих чувств благодаря идеальному равновесию, в котором Ким Ки-дук держит все повествовательные элементы. Если его предыдущие работы беспощадно погружали зрителя в жизнь современной Кореи с ее конфликтами, похотью и преступлениями, то здесь режиссер исследует те же самые темы, но уже с другой — более высокой точки зрения.
Персонажи движутся к трансцендентному буддийскому принятию, которое часто возникает в лентах японского классика Ясудзиро Одзу.
Как и его герои, персонажи Кима проходят через бесконечно повторяющийся цикл времен года самой жизни с ее искушениями, трагедиями и неурядицами и все равно возвращаются к весне.
«Самаритянка» (2004)
Старшеклассницы Ечин и Чэен копят деньги на переезд в Европу с помощью проституции. Пока Ечин охраняет номер в отеле, ее подруга занимается с мужчинами сексом за деньги. Все идет своим чередом до тех пор, пока полиция не совершает налет на квартиру Чэен и та в попытке спастись не выпрыгивает из окна. В стремлении покаяться Ечин находит всех бывших клиентов и предлагает им свое тело совершенно бесплатно, желая таким образом вернуть деньги обратно.
«Самаритянка» — это еще один шаг в эволюции Ким Ки-дука к отображению существенных общественных проблем.
Режиссер в излюбленном провокационном ключе обращается к вопросу о том, как люди все чаще склоняются к банализации сексуальности. Особенно это заметно среди молодежи, которая стремиться вырваться из мира детства и достичь статуса взрослого.
Неудивительно, что, учитывая название фильма, история сосредотачивается на детско-материнской связи: в данном случае — между злобным ростовщиком-насильником и таинственной женщиной. Героиня появляется в жизни героя, утверждая, что она его мать. Ли Кан-до подвергает ее унижениям и испытаниям, но обретение семьи в конечном счете заставляет его изменить свое отношение к жизни.
Несмотря на вызывающее ужас описание, «Пьета» визуально сдержанна. Пугают здесь не крупные планы отрубленных конечностей или запекшаяся кровь, а мучительное исследование характеров персонажей, представляющих собой две сломленные души, которые обретают друг друга для того, чтобы вновь пасть.
Создав аллюзию на христианский образ Девы Марии, баюкающей безжизненное тело Христа, и воплотив эти темы в жестоком ключе, Ким Ки-дук шел на большой риск. Так или иначе, путь к праведности, по утверждению режиссера, усеян минами.