Сказка для детей, которые выросли. Как «Гарри Поттер» изменил жизни миллениалов
26 июня 1997 года появился феномен, который позднее захватил весь мир — Джоан Роулинг опубликовала свой первый роман о Мальчике, Который Выжил, и 20 лет назад он дал старт целой кинофраншизе. Влияние истории на массовую культуру пытались объяснить многие исследователи, неизменно приходившие к выводу: книги Роулинг и их киноадаптации воспитали целое поколение. Time Out разбирает уникальный кейс и ищет причины, по которым «Гарри Поттер» стал учебником жизни для миллениалов.
С чего все начиналось
1990 год. В поезде Манчестер-Лондон в голову недавно окончившей Эксетерский университет Джоан Роулинг пришла идея романа о худом мальчике в очках и со шрамом, получившим письмо из школы чародейства и волшебства. Всю поездку она обдумывала взволновавшую ее идею, так ничего и не записав в блокнот. В тот же вечер она принялась создавать роман, который впоследствии кардинально изменит не только ее жизнь, но и жизни многих детей по всему миру — они будут мечтать увидеть возле своего дома пролетающую сову с небольшим конвертом в клюве.
До выхода в свет первой книги тогда оставалось семь лет. За это время жизнь Роулинг успела окраситься в мрачные тона: после десятилетней борьбы с рассеянным склерозом умерла ее мать, семейная жизнь тоже не задалась — у Джоан сначала случился выкидыш, затем родилась дочь, которой суждено было расти без отца. Роулинг страдала от домашнего насилия, после развода жила с дочерью на пособие в небольшой съемной квартире, называя себя «бедной, насколько это возможно в современной Великобритании, не будучи бездомной». В фоне этих сложностей в голову писательницы не раз приходили мысли о самоубийстве, а в медицинской карте стоял диагноз «клиническая депрессия».
Однако все это время вместе с ней, помимо дочери, жил еще и маленький мальчик, детство которого тоже нельзя назвать легким. Кажется, именно он помог ей пережить тяжелый период и расправить крылья. Роулинг признавалась:
«Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чем-либо еще, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался, и я все еще была жива, у меня все еще была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь».
Поначалу рукописи «Гарри Поттера» были никому не нужны — почти все издательства отвергали «Философский камень». Только через два года после завершения работы над ним в то время небольшое издательство Bloomsbury решилось опубликовать роман, ставший вершиной современной детской литературы.
Как «Гарри Поттер» изменил отношение к чтению
К концу XX века доля читающей молодежи стремительно уменьшалась. Поколение 80-х все чаще обращалось к видеоиграм на первых игровых приставках и компьютерах. В 90-е появилась Всемирная паутина, и Интернет стал поглощать все больше и больше молодежи.
После спилберговских «Челюстей» и «Звездных войн» Джорджа Лукаса кинотеатры стали повсеместно показывать блокбастеры, привлекая представителей новых поколений. Небывалое развитие индустрии развлечений сместило внимание большой части населения планеты с книг на другие варианты проведения досуга. В особенности это касалось детей и подростков.
Казалось, ничто уже не изменит такой порядок вещей. Вряд ли появление на книжных прилавках очередной детской сказки могло хоть как-то побудить подростков начать взахлеб читать «какие-то книжки» в реалиях клиповой культуры. Однако совершенно необъяснимым образом «Гарри Поттер» стал феноменом, который, если не в корне, то существенно изменил отношение к чтению у многих подростков.
Исследовательская компания Yankelovich совместно с крупным детским издательством Scholastic в середине нулевых провели масштабное исследование среди поклонников поттерианы. Оказалось, что более половины молодых читателей в США до знакомства с волшебным миром Джоан Роулинг вообще не открывали книги для развлечения. В то же время почти 90% родителей в ходе опросов признались, что роман помог их детям получать больше удовольствия от чтения.
К аналогичным результатам пришли социологи из фонда National Literacy Trust — их опросы доказали, что большинство подростков, когда-то осиливших «Гарри Поттера», не бросают литературу и продолжают читать. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Джоан Роулинг и ее детищу обязаны многие авторы современных остросюжетных романов. В середине 2010-х эксперты компании Nielsen Book выяснили, что всплеск интереса к такой прозе обеспечили бывшие читатели «Гарри Поттера». С книги о юном волшебнике они сначала перешли на антиутопии вроде «Голодных игр», а затем и на более взрослую литературу — к примеру, романы Донны Тартт или Гиллиан Флинн.
В чем заключается магия «Гарри Поттера»
И все же, почему именно «Гарри Поттер» стал мировым феноменом? Почему популярность романа вышла за границы одного поколения? Отчасти это удачное стечение обстоятельств и заслуга кинематографистов — вовремя создавались адаптации, поддерживающие постоянный и крайне стойкий интерес к источнику. Однако основная причина литературной и массово-культурной гегемонии Поттерианы — решения Джоан Роулинг, плавно перекочевавшие в экранизацию. Ведь большинство книжных особенностей «Гарри Поттера» актуальны и для киноверсии.
Очевидно, что роман Джоан Роулинг — нечто большее, чем простое развлечение, особенно для подростка, редко задающегося экзистенциальными вопросами. Будучи филологом по образованию и ярой фанаткой Диккенса и Толкина, Роулинг соткала свой собственный, абсолютно новый мир на фундаменте из лучших традиций английской литературы и широко известных архетипов.
При этом ее мифология получилась совсем не такая громоздкая и основательная, как у Толкина (Средиземье и несколько книг, объясняющих его сотворение). Это снижает порог вхождения, позволяет читателю с ходу понимать, что вообще происходит, и не теряться внутри повсеместного волшебства.
Магический мир Роулинг близок к реальности и даже с ней пересекается — это еще одно важное свойство серии. Причем пересечения не всегда очевидны. В поттериане сразу же считывается сближение автора и читателя — писательница недаром создала Гарри простым, ничем не отличающимся от большинства мальчиком: добрым, отзывчивым, ищущим светлые пятна там, где их, вероятно, нет и в помине. Юный читатель или зритель на подсознательном уровне моментально идентифицирует себя с главным героем и проходит весь этот путь вместе с ним.
Внезапно возникшая в жизни Гарри магия никогда не была для него панацеей. Вовсе не колдовство спасло его от Волан-де-Морта, а материнская любовь. И так во всем: в любой сложной ситуации его выручают не причудливые заклинания или зелья, а ценности, приверженцем которых он является. Это и приближает фэнтезийный мир к реальному.
Впрочем, несмотря на все оговорки, магия в романах играет не последнюю роль. Роулинг точно уловила настроение эпохи, с помощью волшебства предсказав начало века высоких технологий. К моменту выхода первой книги Интернет методично, но пока еще очень медленно проникал в жизни людей, а до появления первых удобных девайсов и смартфонов еще должно было пройти время.
Зато в мире Роулинг некоторые бытовые вопросы, которые современный человек решает нажатием одной клавиши, уже решались быстро и легко: одним взмахом волшебной палочки можно починить сломавшуюся вещь и найти потерянную, наколдовать воду (и даже превратить ее в ром!) и вылечить некоторые раны. Такие небольшие детали создают читательский и зрительский уют внутри истории и даже больше — колорит, ради которого хочется возвращаться в магический мир снова и снова.
Почему «Гарри Поттер» — воспитательная история
Прелесть «Гарри Поттера» и в том, что персонажи взрослеют вместе с читателем. Роулинг, прекрасно это понимая, не просто развивает Гарри и его друзей — она воспитывает и аудиторию. Касается это и книжного языка — от первой к последней части язык насыщается и эволюционирует, — и постепенного усложнения препятствий, с которыми сталкиваются герои.
Серии удается быть актуальной в быстро меняющееся время. К классической проблематике — моральный выбор, добро и зло, любовь и дружба — добавляются вопросы расизма, отношения к меньшинствам, на страницах и на экране появляются сильные, каждая по-своему, героини: Гермиона, Беллатриса, Молли Уизли.
Time Out вспомнил нескольких звезд, которых публика решила «отменить»
Среди них оказалась и Джоан Роулинг
Все это складывается во вполне реальную воспитательную формулу: невысокий порог вхождения, который способны осилить подростки, увлекательный сюжет с разножанровыми элементами, обращение к общечеловеческим ценностям и постепенная эволюция героев и читателей от одной части к другой. Чем не идеальный вариант для первого осознанного знакомства с литературой?
Гипотезу о воспитательной функции «Гарри Поттера» проверяли многие исследователи. Одним из таких в начале 2010-х годов был профессор Вермонтского университета Энтони Гержински. Вместе со студентами он изучал влияние массовой культуры на общественное сознание молодежи. Влияние романов Роулинг он решил проверить на школьниках 10-15 лет, родившихся в конце 1990-х — начале 2000-х. По результатам опросов Гержински выявил, что поклонники «Гарри Поттера» более либеральны и толерантны, менее циничны и ни в каких формах не приемлют насилие.
Ошибочно полагать, что ценность «Гарри Поттера» находится только в плоскости развлечения и воспитания. Для многих фанатов серия книг и фильмов выполняет и компенсаторную функцию — погружение в волшебный гостеприимный мир Джоан Роулинг позволяет в буквальном смысле восстановить душевное равновесие, на время вырваться из суеты будней и скоротать одиночество.
Во все времена литература дарила людям произведения, формирующие ценности и ориентиры отдельных поколений. Однако воспитательный кейс «Гарри Поттера» — особенный и уникальный, потому что случился не спустя годы после выхода книг в свет, а здесь и сейчас, в современном мире, доверху наполненном развлекательными соблазнами. Возможно, романы Роулинг и последовавшие за ними экранизации — последнее подобное литературное явление.