Ты либо безумец, либо гений. Как Канье Уэст создавал из себя мессию поколения миллениалов | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Ты либо безумец, либо гений. Как Канье Уэст создавал из себя мессию поколения миллениалов

Алина Липская   8 июня 2023
5 мин
Ты либо безумец, либо гений. Как Канье Уэст создавал из себя мессию поколения миллениалов
Фото: legion-media.ru
8 июня исполняется 46 лет Канье Уэсту — одной из самых противоречивых фигур медиа и культуры и самопровозглашенному гению. В честь дня рождения продюсера и исполнителя Time Out пытается разобраться в феномене и понять, почему же никто не оспаривает его звание музыкальной мессии.

Скандальная, но по-прежнему привлекающая аудиторию фигура Канье Уэста попадает под определение гениальности. А если кто-то в этом сомневается, то рэпер обязательно напомнит о своих заслугах. И с ним сложно поспорить.

Канье оставил значимый след в музыке и индустрии. Его дебютный альбом стал важной вехой в развитии хип-хопа как жанра. В то время популярные треки включали в себя читку под биты, тексты про прекрасную богатую жизнь, при этом редко кто обращался к религии. Канье ворвался на рэп-сцену со своим The College Dropout, где использовал вокальные семплы, хоровое пение и немного рок- и поп-музыки. Благодаря Канье в рэп-музыку пришла мелодичность и стал важен голос — вернее, он стал одним из инструментов.

Фото: legion-media.ru

Что касается текстов, то Канье, в отличие от своих коллег, в то время больше рефлексировал, делился эмоциями и рассказывал истории. Они были более лиричными, появлялись религиозные нотки, которые к релизу Donda практически достигли своего пика.

Фото: legion-media.ru

Канье Уэст начал свою карьеру как рэп-исполнитель сразу с расширения рамок жанра — что оказалось не под силу другим музыкантам. Жанр хип-хопа постепенно стал одним из самых эмоциональных и открытых для экспериментов со звуком. Рамок больше не существует — и Канье первый сломал их, смешав соул, рэп и балет в одном треке и перенеся это необычное сочетание в клип.

Легендарный Лу Рид в своей рецензии на альбом Yeezus писал, что Канье умудряется видеть и слышать связи там, где их будто бы не должно быть, а значит, может смешивать разные жанры, брать из них лучшее и создавать нечто совершенно новое.

Кстати, после записи совместного трека Пол Маккартни рискнул сравнить тексты Канье с текстами признанного гения Джона Леннона. Так в копилке рэпера появилось еще одно достижение.

Вместе с открытостью в текстах появился и образ обычного парня — сейчас, конечно, удивительно, но в начале карьеры Канье в самом деле придерживался простоты и жизненности. Уэст был голосом миллениалов, особенно в Штатах — там, где люди разочаровались в американской мечте и остались в долгах. Это же помогло интенсивнее интегрировать рэп в культуру белых людей — такая уязвимость оказалась намного привлекательнее для обычного слушателя.

Изменения в сторону мелодичности, семплирования, минимализма в музыке Канье Уэста и его более жизненных текстов помогли сформировать новое звучание в рамках хип-хопа, которым сильно вдохновлялись Дрейк, Кендрик Ламар, Джеймс Блейк, The Weeknd и другие.

Фото: legion-media.ru


Тот факт, что Канье — музыкальный гений, вовсе не мешает ему быть довольно противоречивой фигурой во всем остальном. Особенно когда статус гения присвоен себе самостоятельно.

Гениальность как бы перекрывает пути отступления: гения не назовешь неправым, он останется разве что непонятым, а значит, обиженным. В эпоху активного ведения социальных сетей это становится всеобщей проблемой: критика воспринимается как попытка умалить достижения исполнителя, а не пожелание для улучшения звучания.

А вот в социальных сетях к гению прислушиваются. Фанаты уже давно привыкли закрывать глаза на странные выходки рэпера: ему простили и поддержку Дональда Трампа несколько лет назад, и странное высказывание о том, что рабство — это выбор, и многое другое. Подобное поведение вызывает бесконечные споры о проведении водораздела между личностью и творчеством. Однако Канье прощаются любые выходки — а значит, он может продолжать транслировать свои взгляды на огромную аудиторию и не видеть в этом проблемы. Обычно это приводит к высокомерию, раздутому эго и другим симптомам — Канье, вероятно, собрал их все.

Фото: legion-media.ru

Возможно, рождение гения — это и вовсе продукт капиталистического общества. Когда гений — это не сверхчеловек, а объект купли-продажи. В конце концов, все те же музыкальные гении крайне полезны для бизнеса: они не могут перестать писать и сочинять, а значит, всегда будут приносить прибыль. Пока, конечно, не упадут цены на акции — как это однажды было с Канье и его брендом Yeezy. По слухам, тогда генеральный директор компании планировал серьезно побеседовать со своим амбассадором. Наверное, при капитализме даже у гениев нет полной свободы.

Однако это все будет не так важно через десятки и сотни лет. Мы слушаем произведения Моцарта, знаем картины Пикассо, смотрим мультфильмы Уолта Диснея. Они — гении своего времени, чье творчество будет жить в любую эпоху.

Уэст раздвигает рамки музыкальных жанров, становится примером для многих музыкантов, вдохновителем и лидером мнения для фанатов. Однако будут ли слушать наши потомки Канье, или его неоднозначность в сети и семейной жизни сотрет всю значимость — большой вопрос.