Молчаливые гении и инфантильные мечтатели: как кинематограф изображает асексуальность | Кино | Time Out

Молчаливые гении и инфантильные мечтатели: как кинематограф изображает асексуальность

Анна Афанасьева   2 сентября 2021
5 мин
Молчаливые гении и инфантильные мечтатели: как кинематограф изображает асексуальность
Кадр из сериала «Шерлок»

Любая художественная история питается желаниями героев. В современном мире это понятие часто сопряжено с интимной связью, и сценаристы редко берутся за раскрытие асексуальных персонажей. Однако последних в кино становится все больше — Time Out приводит 6 ярких примеров незаинтересованных в отношениях героев.


Эльза («Холодное сердце», 2013)

Эльза и ее младшая сестра рано стали сиротами. Однако поддержать друг друга они не могут — Эльза боится нечаянно ранить Анну магическими силами. На принцессу Эренделла претендовало несколько ответвлений ЛГБТ+*: квирам была близка непростая дорога Эльзы к самоопределению. Disney какое-то время собирался «дать» героине девушку, сделав ее первым гей-персонажем студии.

Однако больше всего принцесса привлекла внимание асексуального сообщества: за два фильма она ни разу не продемонстрировала интерес к интимным отношениям. Вместо традиционного принца в конце мультфильма Эльзу спасает сестра, и финал чествует их теплую родственную связь, а не страстную любовь. Благодаря асексуальности героиня лучше сосредотачивается на управлении государством и саморазвитии.


Тодд («Конь БоДжек», 2014–2020)

Инфантильный молодой человек оказывается на диване у главного героя, как только его выгоняют из дома. На протяжении сериала он не столько меняется, сколько находится в поисках подходящей для своего характера жизни. На примере Тодда, который обзаводится лейблом «асексуал» в финале третьего сезона, сериал показывает, что члены этого сообщества все же могут могут быть заинтересованы в романтических отношениях.

Драма нетрадиционно подходит к изображению ориентации героя. Вместо вопроса о том, почему Тодд не хочет вступать в интимные отношения, ставится другой — почему все остальные так помешаны на них.

Зрелые отношения героя противопоставляются иррациональным порывам других. Особенно это заметно в серии, где Тодд гостит у асексуальной партнерши, семья которой считает интим важной частью жизни.


Шерлок («Шерлок», 2010–2017)

В первоисточнике Артура Конана Дойла знаменитый детектив однозначно асексуален. В британском сериале Шерлок также не демонстрирует интерес к физической близости. Ватсон даже однажды восклицает: «У вас же должны быть импульсы! Что сделало вас таким?» На что герой отвечает: «Ничто, поверьте мне. Я сам себя сделал». Вся энергия детектива уходит в работу.

Драма периодически пытается подобрать герою пару, идя на поводу у фанатов Бенедикта Камбербэтча. В итоге главными отношениями детектива остается дружба с доктором Ватсоном, а сэкономленные на любовных проблемах время и силы Шерлок щедро тратит на интеллектуальное и профессиональное развитие.


Варис («Игра престолов», 2011–2019)

Начальник королевских шпионов коллекционирует слухи со всего фантастического мира и обменивает их на власть. Он смог вступить в совет короля Вестероса, поднявшись с самых нижней ступеней социальной лестницы — когда-то он был рабом-актером, которого кастрировал черный маг. Теперь же он один из самых уважаемых людей королевства и, пожалуй, единственный, кому не приходится использовать физическую силу, чтобы это доказать.

В четвертом сезоне герой поражает принца Мартелла признанием — его и до кастрации не интересовали ни женщины, ни мужчины. «Когда я вижу, что похоть делает с людьми и что сделала со страной, я очень рад, что не подвержен ей», — говорит Варис. Он считает асексуальность причиной своего профессионального успеха: она позволила ему сконцентрироваться на достижении целей.


Рэнди («Доктор Хаус», 8 сезон, 9 серия)

Пациентка Уилсона, лучшего друга знаменитого диагноста доктора Хауса, признается в том, что она и ее муж — асексуалы. Хаус уверяет — он сможет найти медицинскую причину. После дополнительных тестов оказывается, что у Рэнди опухоль, которая влияет на его либидо, а жена лишь обманывала мужа на протяжении десяти лет.

Этот эпизод — одно из первых появлений асексуального персонажа на телевидении, которое запустило ставшие популярными стереотипы. Хаус доказывает аудитории свою точку зрения о том, что весь мир жаждет интимных отношений, а все, кто не согласен, врут. Сценаристка эпизода Кэт Лингенфельтер, отвечая на критику в Twitter, рассказала, что планировала другую концовку, но продюсеры не хотели, чтобы всесильный Хаус ошибался.


Флоренс («Половое воспитание», 2019–настоящее время)

Как ни странно, одно из самых эмпатичных изображений асексуальности можно найти в сериале о подростках. Во втором сезоне «Полового воспитания» появляется Флоренс — она не испытывает влечения ни к кому и чувствует себя лишней в школьном мире, вращающемся вокруг интимных отношений. Со своей проблемой девушка идет к Отису. Однако 17-летний парень только обещает ей, что она когда-нибудь встретит того, кто пробудит в ней это желание.

Прогноз одноклассника еще сильнее расстраивает девушку. Настоящее облегчение приходит к ней после разговора с матерью Отиса, опытным сексологом Джин. Чтобы описать свою растерянность, Флоренс использует метафору: «Я будто нахожусь на пиру, где куча еды, но я не голодна».

Джин уверяет — полноценным человека делают не половые отношения, а значит, их отсутствие не может быть недостатком.

*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено