Как Marvel Studios сняла свой первый хоррор — «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»
В цифровой прокат вышел новый блокбастер «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» режиссера Сэма Рэйми. На первый взгляд стандартная для студии картина выделяется за счет частичной смены жанра: теперь это не приключенческая фантастика, а якобы хоррор. Time Out посмотрел фильм и разобрался, почему громкие заявления авторов ленты — больше, чем просто слова.
Творческая свобода
Чаще всего выбор режиссера для очередного фильма Marvel Studios имеет минимальное значение. Известно, что проекты студии получаются в большей степени продюсерскими, чем авторскими: все, начиная от цветокоррекции и заканчивая сюжетными ходами, должно соответствовать неким стандартам семейного мультимиллиардного бренда. Исключения встречаются очень редко: так, братьям Руссо позволили снять «Первого Мстителя: Другая война» как шпионский триллер, а Джеймсу Ганну разрешают добавлять в «Стражей Галактики» довольно специфичный юмор и использовать огромное количество лицензированных ретро-хитов.
Вот и для «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» студия сделала послабление. На режиссерское кресло позвали именитого Сэма Рэйми — автора не только первого современного кинокомикса «Человек-паук» с Тоби Магуайром, но еще и постановщика известной хоррор-серии «Зловещие мертвецы».
И этому человеку позволили снять «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» практически как настоящий хоррор-фильм. С целым рядом приемов и стилистических решений, которые идут вразрез с образом типичной картины Marvel Studios.
При этом продюсерский контроль, конечно, частично заметен — режиссеру явно пришлось искать компромисс между своим видением и тем, чего ожидают инвесторы. Просто конкретно у Рэйми творческих свобод было ощутимо больше, чем, скажем, у Анны Боден и Райана Флека — дуэта, снявшего безликого «Капитана Марвел».
Мультивселенная как площадка для безумств
Главное отличие Marvel на большом экране от оригинальных комиксов в том, что адаптации стараются максимально нормализовать, упростив первоисточник. Скажем, для комиксов издательства восстание зомби-супергероев, столкновение двух версий Земли друг с другом, уничтожение всех Людей Икс, гибель и воскрешение героя первого эшелона — обычное дело. А Marvel Studios, как правило, боится напугать или перегрузить массового зрителя дикими сюжетами. Поэтому в «Первом мстителе: Противостояние» Гражданская война супергероев ограничилась дружеской потасовкой в аэропорту, а «эра» Альтрона длилась от силы пару дней и затронула только одну вымышленную страну-город.
«Мультивселенная безумия» по размаху уже ближе к тому, что регулярно происходит в комиксах. Тут появляется много версий одних и тех же героев, количество важных локаций близится к десятку, а еще персонажи оказываются вполне себе уязвимыми! Как раз последнее приближает фильм к хоррорам, где смерть любого действующего лица может наступить совершенно внезапно. Причем это даже необязательно будет единичной героической жертвой — гибель будет ощущаться бессмысленной, и никто даже не станет о ней рефлексировать.
Все это стало возможным как раз благодаря использованию мультивселенной. С одной стороны, все происходящее имеет вполне реальные ставки и последствия — ведь речь идет о человеческих жизнях. С другой стороны, это касается в первую очередь каких-то альтер-эго народных любимчиков, а не их самих — значит, в долгосрочной перспективе разбираться с последствиями решений сценаристов студии не придется. Победа для всех причастных.
Серая мораль главных героев
Еще одна черта, свойственная кинокомиксам Marvel и максимально чуждая хоррорам — четкое деление на «героев» и «злодеев». Протагонист обязательно должен всех спасать и показывать лучшие человеческие качества, а антагонист — быть до абсурдного злым и не иметь мотивацию, способную выдержать проверку логикой или, что еще хуже, вызвать симпатию зрителя.
В новом «Докторе Стрэндже» все чуточку неоднозначнее. Создатели тщательно скрывали истинный сюжет фильма в ранних пресс-материалах, чтобы избежать спойлеров. На самом деле здешний конфликт куда более человечный и понятный. Зритель с огромной вероятностью даже будет болеть за злодея вплоть до самого финала.
Да и сам Доктор Стрэндж в фильме сражается не только с реальными демонами, но и внутренними. Ему приходится принять свой далеко не безупречный моральный компас и использовать его как инструмент для победы, а не отказаться от него в финальном акте, став «лучше» и «правильнее».
Элементы слэшера на грани семейного рейтинга
Самое шокирующее в «Докторе Стрэндже: В мультивселенной безумия» — многочисленные сцены убийств. Это предложение само по себе звучит странно для любого поклонника фильмов Marvel, но то, с каким остервенением Сэм Рэйми снял такие эпизоды, удивляет вдвойне.
Скажем, есть сцена, по уровню брутальности и ужаса сравнимая с самой кровавой серией нашумевшего супергеройского мультсериала для взрослых «Неуязвимый». Marvel явно понадобилась вся студийная экспертиза, чтобы каким-то чудом сохранить семейный возрастной рейтинг и не получить заслуженную пометку «Только для взрослых».
В некоторых моментах одна чаша почти перевешивают другую: было бы достаточно добавить чуть-чуть крови, немного повернуть камеру или добавить пару секунд крупного плана. Marvel Studios еще никогда не была такой кровожадной — от этого, признаемся честно, не по себе.
Оммажи и стилизация
Наконец, в фильме очень много исключительно визуальных и стилистических заигрываний с жанром хоррора — Рэйми использует все подходящие приемы, которые только вспомнит. Скримеры, громкие звуки пианино в напряженные моменты, неестественное движение человеческих тел, демонизация зеркальных поверхностей, визуализация ночных кошмаров — вот лишь некоторые из них.
Есть даже монтаж с использованием темной магии, который присущ многим хоррорам про ведьм — очень странно и в то же время радостно видеть такие стилистические аномалии в киновселенной Marvel.
В оформлении статьи были использованы кадры из трейлеров и тизеров фильма «Доктор Стрэндж: в мультивселенной безумия».