«Нас зря учат быть удобными». Как научить ребенка защищать себя
Ольга Бочкова
клинический системный семейный психолог, педагог и основательница «Академии безопасности»
Как появилась идея создать «Академию»? Был ли какой-то случай, после которого стало ясно: «Ну нет, невозможно так жить, давайте что-то сделаем»?
Когда моей дочери было три с половиной года, мы ехали в метро. С ней начал разговаривать мужчина, она отвечала на его вопросы и поддерживала диалог. Внезапно он сделал движение руками «иди ко мне» — и дочка дернулась к нему. В этот момент я сильно испугалась, подумала, что она могла бы к нему действительно пойти, к незнакомому и непонятному мужику. Ситуация показалась мне совершенно не такой уж милой и приятной: вдруг человек с какими-то злыми намерениями? Я отвлекла дочь, вышла с ней из метро и спросила: «Дядя тебя позвал — ты бы к нему пошла?». Она говорит: «Да, пошла бы». «Но ты же его совсем не знаешь?!» — «А я бы с ним познакомилась». У Сони в три с половиной года была очень развитая речь, и она уже вот так вот размышляла. Я очень сильно испугалась и стала думать, как своего ребенка научить правилам общения с незнакомцами.
Я всегда считала, что за помощью нужно обращаться к профессионалам. Да, я психолог и мама, но не специалист по безопасности. Я стала искать тех, кто обучает этой теме. Из той пары организаций, которые я нашла, меня не устроила ни одна. Они не умели общаться с детьми, многое из того, что они собирались объяснить моему ребенку, не соответствовало ее возрасту. Да, это была полезная информация, но вот запомнит ли ее дочка? Неизвестно. Пришлось самой искать, чему учить ребенка, как это делать правильно — причем с опорой не только на наши, но и на зарубежные источники. Так я и пришла к созданию «Академии безопасности».
…Я отвлекла дочь, вышла с ней из метро и спросила: «Дядя тебя позвал — ты бы к нему пошла?». Она говорит: «Да, пошла бы». «Но ты же его совсем не знаешь?!» — «А я бы с ним познакомилась». Я очень сильно испугалась и стала думать, как своего ребенка научить правилам общения с незнакомцами.
Я отвлекла дочь, вышла с ней из метро и спросила: «Дядя тебя позвал — ты бы к нему пошла?». Она говорит: «Да, пошла бы». «Но ты же его совсем не знаешь?!» — «А я бы с ним познакомилась». Я очень сильно испугалась и стала думать, как своего ребенка научить правилам общения с незнакомцами.
С какими запросами чаще всего к вам обращаются и кто?
Это очень разные люди: дети, родители, подростки, различные социальные работники, так или иначе взаимодействующие с детьми. Родители иногда приходят даже в период беременности: как организовать пространство, как обеспечить безопасность младенцу, как объяснить ему простые правила — он ведь крохотный и еще не очень понимает все эти «входящие инструкции». Конечно, всех беспокоит безопасность детей в социальном плане: взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми, защита от насилия. Чем старше становятся дети, тем больше фокус уходит в отношения со сверстниками, профилактику травли.
Я, кстати, хочу сказать, что родители мало задумываются о вопросах безопасной дружбы. Им кажется, что если нет травли, то остальные ситуации решаемы, подростки сами могут справиться. Родители хотят знать, как сохранить отношения с ребенком и быть в курсе того, что в его жизни происходит. Это нормальная реакция, ведь подростки как раз начинают отдаляться от родителей. Но детей в это самое время волнуют отношения со сверстниками: как занять положение в компании, как найти друзей, как не поддаваться манипуляциям, как дружить с тем, кто тобой вроде как командует, как вообще стать интересным.
Конечно, есть и вопросы взаимоотношений с родителями: в период взросления недопонимания и конфликты возникают чаще. И тут требуется если не психолог, то как минимум помощь от педагогов и социальных работников. Они, разумеется, тоже приходят к нам. Основной запрос здесь — профилактика травли и поведение в чрезвычайных ситуациях. Особенно часто в «Академию» педагоги обращаются после каких-то резонансных событий, таких как стрельба в Казани, Перми, Ижевске.
Родители мало задумываются о вопросах безопасной дружбы. Им кажется, что если нет травли, то остальные ситуации решаемы, подростки сами могут справиться… Но детей в это самое время волнуют отношения со сверстниками: как занять положение в компании, как найти друзей, как не поддаваться манипуляциям, как дружить с тем, кто тобой вроде как командует, как вообще стать интересным.
Родители мало задумываются о вопросах безопасной дружбы. Им кажется, что если нет травли, то остальные ситуации решаемы, подростки сами могут справиться… Но детей в это самое время волнуют отношения со сверстниками: как занять положение в компании, как найти друзей, как не поддаваться манипуляциям, как дружить с тем, кто тобой вроде как командует, как вообще стать интересным.
Считается, что современный мир гораздо опаснее, чем тот, который был 20-30 лет назад. Так ли это — и из чего складывается чувство опасности?
За последние 20-30 лет стало просто больше новых и при этом опасных вещей и явлений. Например, у нас теперь на дорогах намного больше машин — а значит, больше аварий. Появились новые транспортные средства: гироскутеры, электросамокаты. На них можно сбить пешехода, их крадут, они взрываются… Одна вещь — и столько опасных ситуаций. А интернет? Это ведь не только про маньяков и мошенников, но и про отношения между людьми. Тем не менее я считаю, что мир стал не опаснее, а сложнее.
Миллион лет назад люди должны были опасаться голода и холода, хищных животных, нападения других племен, болезней, которые никто не умел лечить. Опасности были в разы проще, чем сейчас. Потом появилась цивилизация, усложнились формы отношений, прибавилось вирусов, технологический прогресс принес много проблем. С другой стороны, в нем есть огромная польза, потому что теперь мы, например, можем сохранить жизнь пятисотграммовому младенцу. Жизнь стала более сложной, но и более вариативной — а значит, менее предсказуемой. Вот эта непредсказуемость как раз и дает нам ощущение того, что сейчас все намного опаснее, мир опаснее.
Жизнь стала более сложной, но и более вариативной — а значит, менее предсказуемой. Вот эта непредсказуемость как раз и дает нам ощущение того, что сейчас все намного опаснее, мир опаснее.
Жизнь стала более сложной, но и более вариативной — а значит, менее предсказуемой. Вот эта непредсказуемость как раз и дает нам ощущение того, что сейчас все намного опаснее, мир опаснее.
Как устроен процесс обучения в «Академии безопасности»? Какова роль родителя — помимо того, что он покупает курс, показывает схемы ребенку и объясняет материал?
Роль родителя в образовательном процессе начинается еще до того, как он купил курсы своему ребенку. Папа и мама — это примеры поведения. Именно они прививают ребенку культуру безопасного взаимодействия с окружающим миром. То, как вы себя ведете, как выстраиваете жизнь, на какие нормы и правила опираетесь — все это важно для сына или дочки. Они это считывают, перенимают и внедряют в свою жизнь.
Когда родители покупают наши курсы, они сами становятся учениками, поскольку учатся вместе со своими детьми. Они точно так же пользуются объяснительным материалом, могут выполнять тренировочные задания — и это очень полезно. У ребенка и родителя возникает общее понятийное поле: они начинают говорить на одном языке, оперировать одними и теми же понятиями, одними и теми же принципами. Впоследствии ребенку гораздо проще объяснить папе или маме, что у него бывает в жизни, какие проблемы его волнуют, с какими ситуациями он сталкивается. А родители на основе полученной информации могут давать ребенку грамотные рекомендации, как выходить из этих опасных ситуаций. То есть наши курсы повышают уровень доверия в семье, мы часто замечаем этот бонусный эффект от наших занятий.
Буллинг в школах — огромная проблема. Что должны обязательно знать ребенок и родитель, чтобы, столкнувшись с травлей, реагировать адекватно? Стоит ли ввести в школах какие-то специальные курсы по этому поводу?
Буллинг — это действительно огромная проблема во всем мире. Зачатки травли есть уже в детских садах, в школе это просто достигает своего пика. Взрослые на работе тоже сталкиваются с буллингом. Говорить о том, какие рекомендации можно дать родителям, детям, педагогическому составу можно часами, поэтому вот тезисы:
1. Буллинг появляется там, где считаются допустимыми насильственные формы взаимодействия друг с другом.
2. Пострадавший не может остановить буллинг сам.
3. Чем раньше вы начнете работать с травлей, тем быстрее сможете ее остановить.
4. Работать с коллективом нужно до появления зачатков буллинга.
Подробнее:
- Буллинг появляется там, где считаются допустимыми насильственные формы взаимодействия друг с другом. Как только в такой коллектив придет человек, отличающийся от большинства поведением, внешностью, даже одеждой — на него будут давить и его начнут преследовать.
- Так как буллинг — это результат сложившихся отношений в коллективе, в котором допустимо насилие, пострадавший не может остановить его сам. Никакие личностные качества, слова и поведение попавшего под удар не могут остановить травлю, потому что не он ее начал. Сделать это может только сам коллектив, а также те, кто им управляет: учителя, воспитатели, преподаватели. Остановить буллинг могут также те, кто имеет влияние на участников коллектива — то есть родители или опекуны. Именно поэтому очень важно, чтобы все стороны знали о том, как буллинг развивается, какие у него стадии и к чему он приводит.
- Чем раньше вы начнете работать с травлей, тем быстрее сможете ее остановить. Очень часто на буллинг обращают внимание только тогда, когда начинается физическая агрессия — а это уже запущенная ситуация. Это стадия, которой проблема достигла, потому что взрослые вовремя не обратили на нее внимание.
- Работать с коллективом в идеале нужно до появления зачатков буллинга. Для этого надо проводить уроки дружбы и уроки конструктивного разрешения конфликтов. Родители и педагоги должны помогать детям строить отношения, решать проблемы, видеть зачатки неконструктивного общения и помогать вовремя его останавливать. Такие курсы должны быть во всех образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая университетами. При соблюдении этих условий и наличии взрослого, который отвечает за коллектив и грамотно им управляет, до травли ситуация, вероятнее всего, не дойдет.
Вы собирали подписи за то, чтобы в школах появился курс сексуальной неприкосновенности. С чем это связано? Что должно войти в рамки такого курса?
Весной 2022 года мы провели масштабное исследование по уровню сексуализированного насилия среди несовершеннолетних в России. Из более чем 14 тысяч респондентов 40% поделились опытом пережитого сексуализированного насилия. Происходило оно главным образом в возрасте от 7 до 12 лет. Уровень насилия возрастал с 4 лет и падал после 16. Эти и другие результаты исследования натолкнули нас на идею создания курса по личной интимной безопасности, который мы и предлагаем включить в программу для дошкольников и школьников.
Программа должна быть разработана в соответствии с возрастными особенностями и особенностями психоэмоционального развития детей. Ключевые позиции следующие: правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми, правило телесной неприкосновенности, умение говорить «нет», умение отказывать и распознавать манипуляции, связанные с нарушением границ, и грамотно на них реагировать. Мы хотим научить детей обращаться за помощью вовремя и верными словами, быть настойчивыми в получении помощи, ставить свою безопасность на первое место.
В программе есть также правила, касающиеся интимной безопасности в интернете — а это актуально, потому что сейчас есть такие вещи, как онлайн-груминг, преследования в сети и секстинг. Сюда же мы предлагаем включить уроки дружбы, обучающие детей конструктивному разрешению конфликтов. И еще важно умение помогать своим друзьям и поддерживать их, потому что мы в ходе этого исследования выяснили, что в ситуации насилия в 30% случаев дети рассказывают о свершившейся трагедии не родителям, не другим значимым взрослым, а именно друзьям.
Весной 2022 года мы провели масштабное исследование по уровню сексуализированного насилия среди несовершеннолетних в России. Из более чем 14 тысяч респондентов 40% поделились опытом пережитого сексуализированного насилия. Происходило оно главным образом в возрасте от 7 до 12 лет. Уровень насилия возрастал с 4 лет и падал после 16.
Весной 2022 года мы провели масштабное исследование по уровню сексуализированного насилия среди несовершеннолетних в России. Из более чем 14 тысяч респондентов 40% поделились опытом пережитого сексуализированного насилия. Происходило оно главным образом в возрасте от 7 до 12 лет. Уровень насилия возрастал с 4 лет и падал после 16.
У вас есть курс о личных границах — насколько он востребован, и что входит в это понятие? Ведь родители не очень охотно признают, что у ребенка тоже есть собственные права и пространство.
Урок о личных границах в понимании «Академии» является фундаментом безопасности ребенка. Он учит фокусироваться на себе, своем теле, чувствах, эмоциях, мыслях, своем месте в пространстве, своих данных. Курс учит ребенка ценить себя, помогает поддерживать самооценку на высоком уровне и через это уважать и ценить других людей. Под личными границами мы понимаем черту, которая отделяет допустимое поведение в сторону человека от недопустимого. Как только поведение переходит границы допустимого, мы говорим о навыках защиты личных границ.
К сожалению, в обществе у нас не принято обозначать личные границы. Людей скорее учат быть удобными, задумываться о том, как к ним относится окружение, и пренебрегать своими интересами в пользу интересов других. И совершенно напрасно, потому что в итоге большинство из нас вынуждены многое терпеть, потом человек не выдерживает — и вот вам острый конфликт, которых в обществе не становится меньше. Поэтому уроки по личным границам — базовая необходимость для каждого. И осваивать эти навыки надо с самого раннего возраста. Только тогда у нас будет меньше насилия и больше конструктива.
Эти уроки популярны среди родителей, они с готовностью покупают их своим детям в силу того, что сами не чувствуют твердость и уверенность в своих границах. Они не всегда способны обучить этому детей, поэтому прибегают к сторонним специалистам. Мы с удовольствием делимся знаниями, но еще раз: чем позже ты приступаешь к пониманию и обучению вопросам личных границ, тем сложнее тебе их освоить. Но все же возможно. Отношения между людьми — вещь сложная, с годами копится все больше входных данных, которые приходится учитывать при общении, характеры людей становятся менее гибкими и адаптивными, и это не бывает просто. Поэтому, с одной стороны, родители выражают огромный интерес к урокам по личным границам, а с другой — им самим очень сложно дается понимание и освоение этого материала, и тем более применение его на практике.
К сожалению, в обществе у нас не принято обозначать личные границы. Людей скорее учат быть удобными, задумываться о том, как к ним относится окружение, и пренебрегать своими интересами в пользу интересов других. И совершенно напрасно, потому что в итоге большинство из нас вынуждены многое терпеть, потом человек не выдерживает — и вот вам острый конфликт, которых в обществе не становится меньше.
К сожалению, в обществе у нас не принято обозначать личные границы. Людей скорее учат быть удобными, задумываться о том, как к ним относится окружение, и пренебрегать своими интересами в пользу интересов других. И совершенно напрасно, потому что в итоге большинство из нас вынуждены многое терпеть, потом человек не выдерживает — и вот вам острый конфликт, которых в обществе не становится меньше.
Мы учим детей не открывать двери чужим, не говорить с незнакомыми — а еще учим тишине и послушанию. Противоречит ли «удобный ребенок» идее «ребенка в безопасности»?
Идея послушного ребенка полностью противоречит идее ребенка, который может находиться в безопасности. Послушный ребенок не будет отвлекать взрослого от каких-либо занятий, даже если ему нужна будет помощь. Послушный ребенок выполнит просьбу взрослого и не будет привлекать к себе внимание в обществе. Послушный ребенок откликнется на зов незнакомца или будет выполнять любые приказания со стороны знакомого человека. А мы знаем, что до 50% взрослых знакомых людей являются авторами насилия по отношению к детям. Вот почему мы стараемся ломать представление и фантазии общества о послушных и удобных детях — потому что они представляют собой удобную жертву для преступников.
Фундаментом для такой работы становятся личные границы. Именно они помогают ребенку вырастить понимание своей ценности и значимости, осознавать, что допустимо и что недопустимо в свой адрес. Вторая составляющая, на которую надо опираться, — права и обязанности людей по отношению друг к другу. Идея в том, что семья — это команда, в которой права и обязанности каждого заранее прописаны, понятны, проговорены и соблюдаются. Родитель — это воспитатель, он передает нормы поведения своему ребенку. Преодолевая идею полного послушания и внедряя идеи норм, правил, обязанностей и личных границ, мы можем сохранить безопасность ребенка и при этом воспитывать его уверенным и успешным.
Есть ли у вас курсы, которым люди уделяют меньше внимания по каким-то причинам, а вам бы хотелось, чтобы они беспокоились больше о безопасности в этой сфере? Например, о том, как правильно переходить дорогу, рассказывают постоянно. А вот как правильно вести себя в сети — уже намного реже.
Действительно, родители уделяют огромное внимание правилам безопасного поведения на дорогах. Как только малыш начинает ходить, его учат, как себя вести пешеходу, и делают это до тех пор, пока не убедятся: да, он может сам переходить через дорогу. А правила общения гораздо сложнее, чем правила пешеходов, но им уделяется очень мало внимания. Родители совершенно не включаются в обучение детей навыкам взаимодействия друг с другом, считая, что дети должны освоить это сами в процессе коммуникации. Но общение — это навык, для навыка требуются какие-то теоретические знания и отработка умений.
Точно так же родители игнорируют интимную безопасность и все, что связано с сексуальным воспитанием. Вообще тема секса табуирована в обществе, вокруг нее слишком много мифов, много негативных эмоций: стыда, брезгливости, пренебрежения. Секс ассоциируется с испорченностью, считается чем-то грязным. Родители, сами не получившие воспитания по сексуальным вопросам, с трудом поднимают эту тему с детьми. Они не умеют пользоваться соответствующей терминологией, оттягивают изучение вопроса насколько возможно — а в итоге оказывается уже поздно. Та же история с интернетом. Опасность, которую он может представлять, лежит на поверхности. И дети, и взрослые проводят в сети значительную часть своей жизни. При этом они либо вообще почти ничего не знают о безопасности такого общения, либо понятия не имеют, как правильно рассказать о способах защиты. Все сводится в итоге к запретам или ограничению времени пребывания в сети. А этого недостаточно.
И дети, и взрослые проводят в сети значительную часть своей жизни. При этом они либо вообще почти ничего не знают о безопасности такого общения, либо понятия не имеют, как правильно рассказать о способах защиты. Все сводится в итоге к запретам или ограничению времени пребывания в сети. А этого недостаточно.
И дети, и взрослые проводят в сети значительную часть своей жизни. При этом они либо вообще почти ничего не знают о безопасности такого общения, либо понятия не имеют, как правильно рассказать о способах защиты. Все сводится в итоге к запретам или ограничению времени пребывания в сети. А этого недостаточно.
Что вы могли бы посоветовать родителям, которые беспокоятся за своих детей?
Первое: вы — проводник культуры безопасности для ребенка. Если хотите чему-то его научить, убедитесь, что сами хорошо разбираетесь в теме. Читайте соответствующую литературу, слушайте профессионалов или проходите соответствующее обучение.
Второе: безопасность — это навык. Навык формируется в несколько этапов: освоение теории, практика, отработка полученных умений до автоматизации. Пренебрегая первыми двумя пунктами, невозможно перейти к третьему, ключевому.
Третье: ни один навык не нарабатывается путем единственного разговора. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был в безопасности, придется найти на это время. Взрослый уделяет внимание теме дорожной безопасности, раз за разом проговаривая правила для пешехода. На то, чтобы внушить малышу правила безопасности в отношениях с людьми, нужны такие же усилия. Это касается общения с близкими и незнакомцами, со сверстниками и теми, кто старше. Навыки конструктивной дружбы, способы защиты от травли, правила взаимодействия в интернете и интимная неприкосновенность не возникают сами собой, над ними надо работать.
Четвертое: не слушайте тех, кто говорит: «В наше время этим никто не занимался, и все как-то выросли». Ключевое слово здесь — «как-то». Подумайте, что важнее: благополучие ребенка или то, какие взгляды на этот счет есть у ваших друзей, родственников и соседей.
В оформлении статьи использованы фото, предоставленные спикером.