Друг познается в беде. Как собаки центра «Лапа счастья» помогают детям
Животных принято называть братьями нашими меньшими, но зачастую они могут решать большие проблемы, которые не под силу даже взрослым людям — например, проводить необычный вид терапии с детьми. Благодаря вдохновению и поддержке собак ребенок с радостью выполняет даже самые сложные задачки. В Москве метод канистерапии применяет центр дружбы «Лапы счастья». Time Out посетил его и рассказывает, как проходят занятия.
Фотограф: Михаил Харин
Центр «Лапа счастья» открыл свои двери в Москве более полугода назад, но создательница и директор центра Вера Архангельская уже давно работает в сфере канистерапии.
Вера — психолог и член Сообщества поддержки и развития канистерапии в России, спикер международной конференции по этому методу лечения, а еще мама четырех детей. Она не только найдет подход к любому ребенку, но и сможет применить все тонкости профессиональной канистерапии на практике.
В центре очень уютно и скромно, интерьер выполнен преимущественно из дерева — ничего не должно отвлекать ребенка от занятий с собакой. Все в центре сделано с любовью, большая часть предметов — ручная работа, заботливо собранная по всей России. В туалетной комнате можно увидеть именные крючки с полотенцами — это придает ребенку уверенности, что его здесь ждут, ему рады. А после занятия он сам может выбрать кружку, из которой будет пить чай. Здесь продумана каждая деталь — все для того, чтобы родители и дети смогли не только отдохнуть, но и провести время максимально продуктивно.
«Лапа счастья» — центр, в котором дети проходят различные программы со специально обученными собаками. Терапия делится на три направления.
Первое — реабилитационное, сформированное на базе Первого медицинского университета имени Павлова. Это направление подойдет детям, у которых нет социальных навыков: они тревожны, боятся собак, отказываются от сотрудничества с людьми, когда-то перенесли тяжелые заболевания или имеют психологические травмы, а также людям с ограниченными возможностями. На таких занятиях обязательно присутствуют родители, чтобы, в том числе, специалисты могли помочь выстроить взаимоотношения в семье.
Перед началом сессий проводится диагностика, что позволяет поставить конкретную цель для занятий. Вера входит в сотню специалистов, которые имеют право применять методику сенсорной интеграции Джин Айрес. Также она имеет доступ к тестам, которые позволяют точно определить, какие системы у ребенка находятся в дефиците, а какие — в профиците. Понимание того, что происходит внутри маленького человека, помогает быстрее достичь результатов.
На последнем занятии дети вместе с родителями, например, делают торт для пса. Все упражнения в канистерапии направлены далеко не только на общение с собакой. Основная цель, ради которой все затевается, — улучшение взаимоотношений в семье и качества жизни ребенка.
Второе направление — развивающие занятия. Они нужны, чтобы подтянуть знания и навыки ребенка. Здесь помогут лучше читать и считать, увеличить мотивацию обучения в школе и детском саду, подтянуть школьную программу до пятого класса. На занятиях используется интересный, специально подобранный реквизит, который увлечет ребенка и сделает процесс освоения легким и захватывающим — например, читают и пишут не для себя, а помогая животному, ведь оно этого не умеет. Поэтому дети с радостью помогают Холли и Лютику, местным собакам, писать письма друзьям. В центре стараются обучать только через игру, ведь игра — это природное состояние ребенка.
Последнее направление — досуговая деятельность. Посетители могут позвать друзей и отпраздновать в центре день рождения ребенка или просто прийти на игру со специально обученной собакой. Это подходит тем, кто любит этих животных и кому не хватает общения с ними.
Когда члены редакции посетили центр, у мальчика Глеба проходило первое занятие. Он начал терапию, потому что боится собак и проявляет неусидчивость. Во время урока, хотя и с небольшой опаской, Глеб увлеченно строил домики для животных, кормил их через длинные трубочки и учился вместе с Холли прыгать через обручи. Первое занятие должно быть построено таким образом, чтобы показать ребенку, как в центре здорово и интересно. Он проникнется доверием к специалисту и сможет раскрыться. Тогда в следующий раз ребенок пойдет в центр с удовольствием и предвкушением. Любимая активность и погружение в игру помогают забыть о боязни собак и со временем эти животные станут Глебу прекрасными друзьями.
Центр «Лапа счастья» создан, чтобы бережно и профессионально помогать детям и родителям в решении их проблем. Здесь работают профессионалы, даже собаки допускаются к работе только после успешного прохождения многоуровневой аттестации. Например, корги Холли и ретривер Лютик посменно работают в центре, еще несколько собак проходят обучение, чтобы вскоре стать сотрудниками. Животные абсолютно здоровы, чисты и ухожены, а также имеют ветеринарные паспорта с действующими прививками и обработками.
Уроки с собакой пользуются популярностью, потому что она всегда «на связи», отвечает своими действиями и дружелюбным настроем. Уход за собакой и проявление помощи — все это повышает самооценку ребенка. Он счастлив находиться рядом с питомцем, ведь тот не оценивает результат и не критикует.
Природные особенности собак помогают в построении игр: желание быть рядом, безупречные нюх и слух, умение искать и приносить, мягкая шерсть — все это делает животное бесконечно привлекательным для детей. Они бегут на занятия, снимая ботинки на ходу, потому что знают — пушистый друг уже готов к игре и общению.
Фото: Михаил Харин