Что было дальше. Каким получился сериал «Фандорин. Азазель»
Историческая головоломка
У внедрения альтернативной истории в любой сюжет есть как минимум одна сильная сторона – хорошо известные события перестают казаться таковыми и успешно интригуют зрителя: а вдруг все не так, как в книжке? Да и посмотреть на параллельную реальность всегда интересно – как она там, без нас, но с вампирами?
Именно поэтому горсть альтернативной истории, всыпанной в популярный до затасканности роман Акунина, полностью себя оправдывает: ну, в самом деле, что за интерес смотреть детектив с давно известным ответом на все вопросы? А вот если там не случилось революции, монархия процветает, но страдает от множества социальных недугов – тут человеческое любопытство может сыграть на руку создателям сериала. Как минимум, интересно представить, когда был принят указ о всеобщей грамотности или каким образом решался в Петербурге квартирный вопрос для рабочих, так никогда и не вселившихся в бывшие барские хоромы. К тому же сценаристы слегка видоизменили сюжет, пытаясь добавить ему дополнительной интриги. Поэтому смотреть «Азазель» не скучно, даже если знаешь роман наизусть.
Идеальный Фандорин и хорошая девушка Лиза
Решение взять на роль юного Эраста Владислава Тирона было довольно рискованным. Актер запомнился зрителям в основном как нелепый милый Мотя из сериала «Триггер» – и примерить на него едва ли не супергеройский мундир Фандорина оказалось довольно сложно. Но в этом и нет необходимости.
Фандорин из первого романа цикла как раз и есть нелепый, робкий молодой человек, который больше всего переживает о том, хорошо ли выглядит в корсете. Тирон сыграл именно книжного героя, придав характеру некоторый налет современности. Травмированный одинокий мальчик с хорошим интеллектом, живыми эмоциями и нечеловеческим везением – это и есть 18-летний Эраст Петрович времен «Азазель», которому еще только предстоит превратиться в такого же травмированного холодного любимца женщин.
Многие характеры сериала были сильно расширены в сравнении с книгой, а некоторые вообще появились впервые. Однако больше всего повезло Лизе Эверет-Колокольцевой, которая в романе представляла собой нежный образ без всякой истории.
В фильме это вполне земная и живая девушка в исполнении звезды «Трудных подростков» Милы Ершовой. Она самостоятельна, умна, находчива, у нее есть собственные мечты и желания – в общем, Лиза – совсем не бесплотная мечта, которую Фадорин видел лишь несколько раз мельком перед свадьбой. У них вполне полноценный и равноправный роман, благодаря которому неминуемый финал, известный зрителю, должен оказать на него воздействие «как в первый раз».
Очень приятно, царь
Линия императорской власти, развернутая в альтернативной реальности сериала, представляет собой, пожалуй, самый большой, но не самый удачный крючок для ловли зрительского внимания. С одной стороны, Максим Матвеев и Уршула Малка с полной самоотдачей изображают ту самую семью, которая несчастлива по-своему. С другой стороны, Николай III и его супруга практически скопированы с другой исторической пары, а Матвеев называл своего героя человеком бесформенным, безвольным. Это открывает нам интересные оттенки понимания, что в России считается слабостью. Мягкий животик? Влюбленность? Желание сбежать от охраны и говорить со своими подданными напрямую? Меньше всего Николай III похож на слабака и больше всего – на нормального человека.
Стоило ли увязывать эту нормальность с намеками на неминуемый крах империи в «Азазель», большой вопрос. Однако именно поэтому было бы интересно посмотреть, каким образом представляют себе создатели сериала «Фандорин. Азазель» последующие части детективного цикла. Справился бы с новым образом Владислав Тирон, что придумали бы сценаристы, как работал бы с хорошо знакомыми уже актерами режиссер Нурбек Эген. Наконец, расставаться так быстро и надолго с Зуровым в отличном исполнении Артема Быстрова тоже не очень хочется. В этом, пожалуй, и есть главная ценность новой экранизации «Азазель»: шоу заканчивается, а желание посмотреть еще что-нибудь в этом роде – нет.