Что было дальше. Каким получился сериал «Фандорин. Азазель» | Кино | Time Out

Что было дальше. Каким получился сериал «Фандорин. Азазель»

Клара Хоменко   23 февраля 2023
4 мин
Что было дальше. Каким получился сериал «Фандорин. Азазель»
Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»
Кинопоиск заканчивает показ своего экспериментального сериала «Фандорин. Азазель», снятого в жанре альтернативной истории. Time Out, оценив весь проект целиком, рассказывает, почему неплохо было бы увидеть еще несколько экранизаций знаменитых романов Бориса Акунина, снятых подобным образом.

Историческая головоломка

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

У внедрения альтернативной истории в любой сюжет есть как минимум одна сильная сторона – хорошо известные события перестают казаться таковыми и успешно интригуют зрителя: а вдруг все не так, как в книжке? Да и посмотреть на параллельную реальность всегда интересно – как она там, без нас, но с вампирами?

Именно поэтому горсть альтернативной истории, всыпанной в популярный до затасканности роман Акунина, полностью себя оправдывает: ну, в самом деле, что за интерес смотреть детектив с давно известным ответом на все вопросы? А вот если там не случилось революции, монархия процветает, но страдает от множества социальных недугов – тут человеческое любопытство может сыграть на руку создателям сериала. Как минимум, интересно представить, когда был принят указ о всеобщей грамотности или каким образом решался в Петербурге квартирный вопрос для рабочих, так никогда и не вселившихся в бывшие барские хоромы. К тому же сценаристы слегка видоизменили сюжет, пытаясь добавить ему дополнительной интриги. Поэтому смотреть «Азазель» не скучно, даже если знаешь роман наизусть.


Идеальный Фандорин и хорошая девушка Лиза

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Решение взять на роль юного Эраста Владислава Тирона было довольно рискованным. Актер запомнился зрителям в основном как нелепый милый Мотя из сериала «Триггер» – и примерить на него едва ли не супергеройский мундир Фандорина оказалось довольно сложно. Но в этом и нет необходимости.

Фандорин из первого романа цикла как раз и есть нелепый, робкий молодой человек, который больше всего переживает о том, хорошо ли выглядит в корсете. Тирон сыграл именно книжного героя, придав характеру некоторый налет современности. Травмированный одинокий мальчик с хорошим интеллектом, живыми эмоциями и нечеловеческим везением – это и есть 18-летний Эраст Петрович времен «Азазель», которому еще только предстоит превратиться в такого же травмированного холодного любимца женщин.

Многие характеры сериала были сильно расширены в сравнении с книгой, а некоторые вообще появились впервые. Однако больше всего повезло Лизе Эверет-Колокольцевой, которая в романе представляла собой нежный образ без всякой истории.

В фильме это вполне земная и живая девушка в исполнении звезды «Трудных подростков» Милы Ершовой. Она самостоятельна, умна, находчива, у нее есть собственные мечты и желания – в общем, Лиза – совсем не бесплотная мечта, которую Фадорин видел лишь несколько раз мельком перед свадьбой. У них вполне полноценный и равноправный роман, благодаря которому неминуемый финал, известный зрителю, должен оказать на него воздействие «как в первый раз».


Очень приятно, царь

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Линия императорской власти, развернутая в альтернативной реальности сериала, представляет собой, пожалуй, самый большой, но не самый удачный крючок для ловли зрительского внимания. С одной стороны, Максим Матвеев и Уршула Малка с полной самоотдачей изображают ту самую семью, которая несчастлива по-своему. С другой стороны, Николай III и его супруга практически скопированы с другой исторической пары, а Матвеев называл своего героя человеком бесформенным, безвольным. Это открывает нам интересные оттенки понимания, что в России считается слабостью. Мягкий животик? Влюбленность? Желание сбежать от охраны и говорить со своими подданными напрямую? Меньше всего Николай III похож на слабака и больше всего – на нормального человека.

Стоило ли увязывать эту нормальность с намеками на неминуемый крах империи в «Азазель», большой вопрос. Однако именно поэтому было бы интересно посмотреть, каким образом представляют себе создатели сериала «Фандорин. Азазель» последующие части детективного цикла. Справился бы с новым образом Владислав Тирон, что придумали бы сценаристы, как работал бы с хорошо знакомыми уже актерами режиссер Нурбек Эген. Наконец, расставаться так быстро и надолго с Зуровым в отличном исполнении Артема Быстрова тоже не очень хочется. В этом, пожалуй, и есть главная ценность новой экранизации «Азазель»: шоу заканчивается, а желание посмотреть еще что-нибудь в этом роде – нет.