Страшилки у пионерского костра. Каким получился сериал «Пищеблок»
В чем сюжет
1980 год, СССР. В Москве идет Олимпиада. Валера Логунов, у которого недавно погиб любимый старший брат, приезжает в пионерлагерь «Буревестник». Буквально через несколько дней оказывается, что тут творятся очень нехорошие дела: один из мальчиков в отряде сперва пропал, а потом стал пить кровь из сверстников по ночам. Видел это только Валерка.
Пытаясь получить помощь у старших, он идет к своему вожатому Игорю Корзухину — но тот, разумеется, не верит. К тому же у него свои проблемы: Вероника, с которой у Игоря роман, оказалась невестой Саши Плоткина, сына влиятельных родителей и в целом очень неприятного парня. Пока Игорь пытается назло всем врагам встречаться с Вероникой, Валера ищет Главного вампира, от которого и идет все зло.
Что в сериале хорошего
У романа Иванова (как, впрочем, и у всех его книг) была довольно счастливая судьба: «Пищеблок» быстро стал бестселлером, который читали все и почти никто не ругал. А было и не за что: все-таки в русской литературе хорроры — большая редкость, а этот был написан на отечественном материале по всем канонам жанра и оказывался под конец не только развлекательным, но и философским чтением. Во всяком случае, метафорическое изображение причин, по которым мы пережили 90-е, смотрелось убедительно. Экранизация прямо-таки напрашивалась — как и формат сериала: наше полнометражное массовое кино в большинстве случаев не способно внятно выразить даже одну идею за раз, а книга Иванова уже становилась жертвой наших продюсеров (никогда не см. «Тобол»).
Результат вышел как минимум увлекательным. Создатели настаивают на том, что «Пищеблок» — не фильм ужасов, а «мистическая фантастика». Однако сдается нам, что это скорее из-за клейма низкохудожественности, которое лежит на жанре хоррора. Не разделяя таких предубеждений, мы ответственно заявляем: «Пищеблок» с каждой серией пугает все больше, и это прекрасно. Он блестяще выворачивается из ловушки, в которую мог бы попасть из-за антуража. Для зрителей постарше будни советского пионерлагеря — предмет ностальгии, для зрителей помладше — белое пятно, игра в прошлое, и все это могло бы сделать главный конфликт несерьезным, нарочитым.
Вместо этого мы получили пространство настолько обычное и в то же время настолько жуткое, что любая страшилка в нем кажется не такой уж выдумкой. В общем, видно, что работали люди с опытом: режиссер Святослав Подгаевский сделал примерно половину наших хорроров, в том числе очень удачный «Яга. Кошмары темного леса», а оператор Николай Богачев работал над «Психом», «Шерлоком в России» и второй частью «Метода».
Чем дальше раскрываются все особенности жизни в «Буревестнике», тем неуютнее становится зрителю. Темп у сериала бодрый: в первой же части мы видим местного вампира весьма нетипичного вида — и этот вид только добавляет жути, потому что привычное напугать мало кого способно.
«Пищеблок» — не единственное шоу о вампирах:
С третьей серии события развиваются настолько стремительно, что хочется проверить данные «КиноПоиска» — точно ли все не закончится прямо сейчас. Надо отдать должное сценаристам: они перекроили довольно спокойный роман таким образом, что время от серии до серии тянется невообразимо долго. Те, кто читал книгу, легко заметят все различия в сюжете — и, скорее всего, их одобрят. Тем, кто не читал, мы советуем не портить удовольствие от просмотра: все-таки «Пищеблок» — не только хоррор, но и немножко детектив.
Еще одно достоинство «Пищеблока» в актерском составе. Из взрослых звезд здесь: Сергей Шакуров в роли несгибаемого ветерана, Тимофей Трибунцев, играющий сильно пьющего доктора, и очень характерная «вожатка» Ирина Пегова. У «пионеров» самые заметные фильмографии у Петра Натарова (Валерка) и Марии Гладких (Настя) — они оба играли в недавно вышедшем сериале «Хрустальный», опыт и талант чувствуются. А вот для Федора Федосеева роль футбольного капитана Хлопова в «Пищеблоке» первая, но, кажется, не последняя. Пугающий ребенок в фильмах ужасов — одна из главных составляющих, а Федосеев отлично умеет выглядеть одновременно приятным и жутким.
Что в сериале плохого
К созданию «Пищеблока» привлекали тех же специалистов, которые работали с «Оно», — для создания образа вампиров. Очень жаль, что наши кинематографисты не захотели научиться у них тому, как изображать подростковую любовь и влечение. Помните эту изумительно красивую, чистую сцену, когда Неудачники загорают на скале? В «Пищеблоке» пытались сделать что-то похожее — и с треском провалили миссию. Девочку сексуализирует сама съемка — монтаж запараллелил подростков со взрослыми людьми, желания которых вполне очевидны.
Другая сомнительная сцена — разговор Игоря с героиней Ирины Пеговой, от которого веет такой чудовищной и замшелой мизогинией, что поневоле становится неловко.
Возражения по типу «вам показалось» тут вряд ли уместны, хотя вполне вероятен вариант, при котором создатели сериала искренне не понимали, что делают. А в нашем кино это не редкость. Тем не менее хотелось бы напомнить, что на дворе хоть и Россия, но все-таки XXI век. Зубная паста на коже ребенка после эротических приключений вожатых, как и демонизация женского желания и женской зрелости при помощи вентилятора, крупных планов и тревожной музыки, имеет мало отношения и к искусству, и к юмору.