Каким получился сезон летних блокбастеров в 2023 году
«Барби» и «Оппенгеймер» украли лето

Лето — традиционно сезон больших премьер. Голливудские студии отдают прокатные слоты своим самым амбициозным проектам, рассчитывая на максимальные прибыли. Правда, достичь ожидаемых показателей получается не у всех, и это не всегда зависит от качества фильма — многое определяют стратегии продвижения блокбастеров.
Лето 2023 года мы запомним ярким соседством «Барби» и «Оппенгеймера». Трехчасовой байопик об изобретателе ядерной бомбы и комедийная мелодрама о кукле вышли в один день — 21 июля — эту дату стоит поместить в учебники по сарафанному маркетингу. Сначала многие скептически отнеслись к такому решению. К тому же за неделю до того в прокате стартовала седьмая часть шпионской эпопеи «Миссия: невыполнима», и казалось, что какой-то из фильмов обязательно ждет провал. Самое интересное, что чаще указывали в сторону «Оппенгеймера».
Но в игру вступили соцсети. Пользователи ловко подхватили новость о соперничестве двух визуально и сюжетно контрастных проектов, превратив его в мем: размещали забавные общие постеры и даже придумали событию особое название — «Барбенгеймер». А студии умело подливали масла в огонь, публикуя новые промоматериалы.






Удивительная маркетинговая стратегия контрпрограммирования позволила обоим фильмам охватить нецелевую аудиторию. Модными стали двойные сеансы, когда зрители в один день смотрели и «Барби», и «Оппенгеймера». Загвоздка заключалась лишь в том, какая картина должна идти первой. К флешмобу присоединились и их создатели: Грета Гервиг и Марго Робби похвастались билетами на сеанс «Оппенгеймера», а Том Круз и режиссер Кристофер Маккуорри, чья новая «Миссия» оказалась не у дел, решили подхватить волну хайпа и тоже посетили оба показа.



Что получилось в итоге? К сентябрю «Барби» стала самой кассовой лентой 2023 года, собрав в прокате более 1,3 млрд долларов, а Грета Гервиг — первой постановщицей в истории кино, чей фильм заработал больше миллиарда. Студия Warner bros. в очередной раз послала сигнал крупным кинокомпаниям: приглашение женщин-режиссеров в блокбастеры — это не только про репрезентацию и необходимую женскую оптику, но и про колоссальные прибыли. До Гервиг рекорд удерживала Пэтти Дженкинс, поставившая другой проект Warner bros., «Чудо-женщину».

«Оппенгеймеру» соседство тоже пошло на пользу. В фильмографии Нолана картина обосновалась на третьем месте по кассовым сборам, уступив лишь второй и третьей частям «Темного рыцаря». 860 млн долларов — потрясающий результат для байопика с рейтингом R*. Разумеется, ни один фильм этим летом и близко не подобрался к «Барбенгеймеру».
*Рейтинг R получают фильмы, в которых содержатся материалы, предназначенные для взрослой аудитории: сексуальные сцены, элементы насилия, нецензурная брань и т.д. Лица, не достигшие 17-летнего возраста, допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей.
Сиквел «Человека-паука» собрал вдвое больше оригинала

Другой триумфатор лета — мультфильм «Человек-паук: Паутина вселенных». Первая часть, вышедшая в 2018 году, представила зрителям революционную анимацию, сочетающую CGI и классическую технику рисования комиксов. Картину тепло приняли критики, она заработала в прокате 375 млн долларов и завоевала «Оскар» в своей категории.
Сиквел пошел дальше: больше пауков, больше техник рисования, параллельных миров и экспериментов, в сравнении с художественно провальными фильмами четвертой фазы Marvel. Это принесло свои плоды — «Паутина вселенных» получила высокие зрительские оценки, почти стопроцентный «рейтинг свежести» на Rotten Tomatoes и заработала около 700 млн долларов в прокате. До показателей «Братьев Супер Марио в кино», вышедших в начале апреля, дотянуться не удалось — еще бы, мультфильм собрал 1,3 миллиарда, но создателей это вряд ли расстроило: третья часть приключений Майлза Моралеса ожидается уже в следующем году.
Маленькие и неожиданные успехи

Лето подарило и несколько сюрпризов. После череды неудач Pixar окупился новый мультфильм студии «Элементарно». «Душа», «Вперед», «Базз Лайтер», «Лука» — все последние проекты, к сожалению, терпели убытки. Надежды не было и на «Элементарно» — неоднозначно принятой после премьеры в Каннах анимационной истории о любви двух разных стихий. Тем не менее мультфильм, методично набирая обороты, к концу проката успешно окупился. Сегодня для Pixar это можно назвать победой.

Поразителен успех блокбастера «Мег 2: Бездна» — продолжения простенького фантастического хоррора, в котором Джейсон Стэйтем сражается с гигантскими акулами. Первая часть оказалась откровенным заполнителем пустот летнего проката в 2018 году, но внезапно собрала в три раза больше затраченных на производство средств. Похожего успеха добилась и вторая. Но в этот раз она конкурировала с вышедшими параллельно «Человеком-пауком», «Трансформерами» и «Флэшем».

Самым неожиданным лидером летнего сезона стал биографический триллер «Звук свободы», рассказывающий о бывшем спецагенте, который посвятил жизнь спасению детей от сексуального рабства. Фильм, созданный сторонниками Трампа и поддерживающий традиционные ценности, собрал в одном только американском прокате почти 200 млн долларов и превзошел показатели почти всех летних блокбастеров, обосновавшись на третьем месте вслед за «Барби» и «Оппенгеймером».
Решающую роль в успехе «Звука свободы» сыграли внешние обстоятельства: Трамп активно хвалил фильм и организовывал пресс-показы, вторили ему и республиканские СМИ, подчеркивая, что либералы сознательно не освещают премьеру картины, рассуждающей на важную тему.
Супергерои в отстающих

В отличие от анимационного «Человека-паука», другим супергероям повезло гораздо меньше. «Флэш» вышел из производственного ада лишь в 2023 году, хотя работа над ним началась еще в 2014-м. На самого быстрого супергероя DC возлагались особые надежды — лента должна была перезапустить Расширенную вселенную DC под предводительством Джеймса Ганна. Первые зрители приняли ее благосклонно: кто-то хвалил режиссера Андреса Мускетти, кто-то отмечал, что исполнитель главной роли Эзра Миллер хорош в кадре, а кто-то и вовсе называл «Флэша» лучшим супергеройским фильмом последнего времени.
Но это было до широкого проката. Дальше что-то пошло не так. То ли зрители устали от супергероики и заигрываний с мультивселенной, то ли многих отпугнула плохая компьютерная графика — в любом случае «Флэш» с треском провалился, собрав всего 268 млн долларов. И это при том, что лента вышла в середине июня, за месяц до «Барби» и «Оппенгеймера». Убытки Warner bros. составили более 200 млн долларов. Впрочем, их с лихвой покрыли сборы «Барби».

Аналогичный провал случился и у «Синего жука», другого проекта DC. Правда, ожиданий от кинокомикса о латиноамериканском супергерое было поменьше. Сначала боссы Warner bros. планировали выпустить картину сразу в онлайн-кинотеатрах, но все же дали ей шанс побывать на больших экранах, даже несмотря на отсутствие громких имен в актерском составе и тихую промокампанию. Получилось ожидаемо неудачно: 104 млн долларов сборов при бюджете в 104 млн долларов без учета маркетинговых затрат.
Закат франшиз

Обрушились в летнем прокате и долгоиграющие франшизы — вышло не совсем синхронно, но показательно. Шестая часть «Трансформеров» собрала чуть больше 400 млн долларов, а все предыдущие фильмы останавливались на 700 млн и выше, в двух случаях пересекая отметку в миллиард.

Седьмая часть «Миссии: невыполнима» осталась в тени «Барби» и «Оппенгеймера». Второй и вовсе отжал у франшизы Тома Круза большинство залов IMAX по всему миру, так что приключениям Итана Ханта пришлось довольствоваться 541 млн долларов. При бюджете в 291 млн без учета затрат на маркетинг — это пусть и не самый оглушительный, но провал.

Еще печальнее дела у «Индианы Джонса». Спилберг учтиво уступил режиссерское кресло крепкому голливудскому ремесленнику Джеймсу Мэнголду, но «Колесу судьбы» от этого стало только хуже. Хотя многие фишки оригинальных частей сохранить удалось, воспроизвести их дух и настроение не получилось. Не помогла даже ностальгия, которая, словно пуля в русской рулетке, срабатывает в лучшем случае один раз из шести. Итог: 376 млн долларов при 300 млн бюджете — ожидаемый и грустный закат долгоиграющей франшизы.

Внезапная неудача постигла и анимационных «Черепашек-ниндзя». Казалось бы, любимые герои на месте, рисовка вдохновлена комиксами, скетчами и детскими эскизами создателей, да и пресса вместе со зрителями приняла проект очень тепло. Но сарафанное радио забарахлило, и «Черепашки-ниндзя» собрали в прокате всего 140 млн долларов, что на фоне «Человека-паука» и «Братьев Супер Марио» выглядит откровенным провалом.
Кажется, зрители устали не только от супергероев, но и других многоразово эксплуатируемых образов и историй. Однако вряд ли эта тенденция в ближайшее годы будет подхвачена крупными студиями. Да, победу «Барби» и «Оппенгеймера» можно называть показательной, но это отдельный удивительный маркетинговый кейс, повторить который непросто, — франшизы, вероятно, еще долго останутся главной дойной коровой Голливуда.