Каким получился сезон летних блокбастеров в 2024 году
«Головоломка 2» спасла Pixar
Подводя итоги лета 2023 года, мы отмечали, что после череды кассовых провалов — «Душа», «Вперед», «Базз Лайтер» и «Лука», — некоторые из которых не окупились в прокате из-за пандемии, Pixar требовался хит, чтобы вывести студию из кризиса. Причем не только финансового, но и творческого, ведь последние работы аниматоров прохладно принимались и прессой, и зрителями. Прошлогодний мультфильм «Элементарно», хоть и сумел отбить затраченные на производство и маркетинг средства, прибыли практически не принес. Из-за этого, по сообщениям ряда СМИ, Pixar вынужденно провел сокращения в 2024 году — более 20% сотрудников потеряли свои рабочие места.
В этом году ставка была сделана на вторую «Головоломку». Решение казалось сомнительным — предыдущие сиквелы и спин-оффы Pixar, пусть и собирали приличную кассу, но все же терялись на фоне оригинальных мультфильмов. Но результаты превзошли все ожидания — «Головоломка 2» собрала почти 1,7 млрд долларов и стала самой кассовой анимационной лентой в истории кино, обойдя «Холодное сердце 2». Мало того, продолжение забралось на восьмое место в общем списке самых кассовых фильмов — после пандемии больше собирали только «Человек-паук: Нет пути домой» и «Аватар: Путь воды».
По самым смелым прогнозам, лента должна была заработать в прокате меньше. Причин у такого ошеломительного успеха несколько. Сыграла роль дата выхода — у второй «Головоломки» в первые две недели не было серьезной конкуренции в возрастном сегменте. Четвертый «Гадкий я» вышел в момент, когда сарафанное радио вовсю трезвонило о творческой удаче Pixar. Вторая причина — все еще работающая студийная магия сторителлинга и блестящая основа, которую заложил Пит Доктер в первом мультфильме. Идеи режиссера оказались своего рода пластилином: автору сиквела Келси Манну и сценаристам оставалось лишь продолжить исследовать устройство мозга и систему эмоций взрослеющей Райли. Вторая часть оказалась логическим и даже необходимым продолжением оригинала, а теперь невооруженным глазом высматривается и материал для третьего мультфильма. Подробнее об уникальном кейсе сиквела «Головоломки» мы писали в рецензии.
Illumination и Marvel все еще на коне
Главным итогом прошлого лета стал закат нескольких франшиз и падение сборов супергеройских проектов. В этом году ситуация изменилась. В тройке самых кассовых лент все три — очередные части франшиз. Если «Головоломка 2» стала только первым сиквелом в серии, то, к примеру, заработавший около миллиарда долларов «Гадкий я 4» оказался шестой частью — не забываем про два спин-оффа о миньонах. Своим успехом мультфильм Illumination обязан исключительно предыдущим победам — новая часть фактически представляет собой склейку не слишком веселых, а то и вовсе безумных клипов для самых маленьких. Тем не менее это не мешает «Гадкому я» из раза в раз забираться на вершину бокс-офиса — спасибо до сих пор неплохо продающимся игрушкам миньонов.
Еще больше этим летом заработала третья часть «Дэдпула». Фильм с рейтингом R (на российский манер — 18+) побил рекорд для таких картин в мировом и национальном, американском, прокате, обойдя «Джокера». Итоговые сборы составили почти 1,3 млрд долларов.
Причина успеха все та же — прекрасный маркетинг. Продюсеры добавили в название триквела имя Росомахи, запустили несколько рекламных кампаний с активным участием Райана Рейнольдса и популярных k-pop исполнителей из Stray Kids, а также с помощью промоматериалов организовали в интернет-пространстве бесконечный поток мемов о «чрезмерно приятельских» отношениях Дэдпула и Росомахи. Да еще и вернули к роли Хью Джекмана. В итоге на сеансы, несмотря на взрослый рейтинг, ринулись и едва достигшие 18 лет зумеры, и взрослые, которые любили Джекмана в этом образе еще в нулевые. Для них, кстати, в фильме есть немало музыкальных сюрпризов. Так что отдаем «Дэдпулу и Росомахе» звание самого расчетливого блокбастера этого лета.
Голливуд ищет формулу успешной франшизы: звезды не спасают большое кино?
Если в случае «Гадкого я» все довольно прозаично — продавай плюшевых миньонов и другой мерч, и будет кассовое счастье очередной части, — то с франшизами для более взрослой аудитории все гораздо сложнее. В этом летнем сезоне продолжениями обзавелись «Чужой», «Планета обезьян», «Плохие парни», «Тихое место» и другие серии.
Удивительная особенность блокбастеров 2024-го в том, что ни один из них не был раздавлен критиками или зрителями. Все указанные франшизы получили средние оценки и от тех, и от других, и сумели окупиться в прокате. Правда, о высоких прибылях не может идти и речи — за отметку в 400 млн долларов перешагнули только «Плохие парни».
При этом есть и несколько звонких провалов. В первую очередь, речь о «Фуриосе», которая при бюджете в 168 млн долларов без учета расходов на маркетинг собрала всего 172 млн. Неудачи потерпели также «Каскадеры», киноадаптация одноименного телесериала 1980-х (180 млн сборов при 130 млн бюджета), и «Воображаемые друзья».
Три оглушительных провала объединяются участием в проектах звезд первой величины — Ани Тейлор-Джой, Райана Гослинга и Райана Рейнольдса, соответственно. Мнение, что звезды не способны вытаскивать «мусорное» кино к высоким сборам и больше не привлекают зрителей в кинотеатры, расползается по соцсетям уже давно, но правда, как известно, где-то посередине. В формуле голливудского блокбастера куда больше констант и переменных, чем может показаться на первый взгляд. Ведь сумели же откровенно вторичные «Плохие парни до конца» собрать приличную для четвертой части постепенно умирающей франшизы кассу, имея в касте сомнительный дуэт Уилла Смита и Мартина Лоуренса. При том, что первый — почти персона нон грата в Голливуде, а второй перестал появляться на больших экранах.
Очевидно, зрителей привлекает что-то еще. Ностальгия? Продюсеры «Каскадеров» и «Фуриосы», фильмов-отголосков 1980-х, явно возразят, дескать, зрителей больше не интересуют слепки жанровых хитов прошлого. Однако есть и другая сторона медали — мягкие ребуты, оказавшиеся трендом киносезона. Сразу три таких проекта при бюджете около 100 млн долларов собрали в прокате более 300 миллионов: «Планета обезьян: Новое царство», перезапустившаяся с новыми героями, «Чужой: Ромул», аккуратно вобравший в себя элементы первой и второй частей, не имея при этом звездного каста, а также «Смерч 2», вставший на ту же сюжетную тропу, что и оригинал, но осовремененный в деталях. Эти маленькие победы мягких ребутов, конечно, не сравнятся с цифрами тройки лидеров проката, но дадут продюсерам пищу для размышления — оказывается, кино способно зарабатывать и без актеров-брендов.
Что происходит в России: серый прокат и торжество «Собирателя душ»
Любые оценки битвы в российском бокс-офисе не слишком актуальны из-за отсутствия официальной информации о результатах серого проката — блокбастеров, которые выходят в отечественных кинотеатрах с пометкой «предсеансовое обслуживание».
Впрочем, ситуация мало чем отличается от общемировой: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в лидерах все те же — «Головоломка 2» за месяц сбора статистики заработала в РФ более 500 млн рублей, «Дэдпул и Росомаха» — более 600 млн, а «Гадкий я 4» — более 400 млн. В реальности эти показатели значительно выше из-за неофициального проката и невозможности точно подсчитать сборы, но даже в таком виде они сопоставимы, к примеру, с результатами нового «Майора Грома», статистика по которому собирается уже три месяца.
Феноменом российского, да и общемирового проката, этим летом стал хоррор «Собиратель душ». Несмотря на рейтинг «18+», картина собрала более 400 млн рублей и стала самым кассовым оригинальным хоррором в российской прокате за всю историю после экранизации кинговского «Оно». Это большая победа, учитывая, что бороться «Собирателю душ» приходилось и с все еще демонстрирующейся «Головоломкой 2», и со стартовавшими неделей позже «Дэдпулом и Росомахой».