«Кинотавр»-31: все фильмы фестиваля, часть 2
О чем: В съемной московской квартире живут три богемных бездельника: диджей-бородач Виталик (Данила Якушев), музыкант Деня (Михаил Тройник) и режиссер-неудачник Лешка (Кирилл Ковбас). Каждому из них патологически не везет: к примеру, как только Деня знакомится с барышней своей мечты, к нему заявляется его бывшая девушка и говорит, что беременна. Другим парням не легче: бородатого красавца-богатыря регулярно мутузит его любимая, а режиссеру снится, что он Тарковский, который даже сюжет «Соляриса» пересказать толком не может…
Режиссер: Алексей Камынин
В ролях: Михаил Тройник, Данила Якушев, Екатерина Агеева, Анна Чиповская, Равшана Куркова, Тимофей Трибунцев, Валерий Гаркалин
Награды на фестивале: нет
Зачем смотреть: Устав искать интересный ему сценарий, Алексей Камынин снял комедию о себе и своих друзьях: все, что происходит с экранными персонажами, когда-то случилось в его собственной реальности. При этом многие ситуации заострены до предела и переведены на язык абсурда. Получилось смешно, безбашенно и даже необычно: ядреные анекдоты на злобу дня мирно уживаются с синефильскими шутками о Тарковском, а традиционные гэги — с поиском эффектных визуальных приемов. Правда, ближе к финалу «Хандра» сбивается с курса и превращается в разудалую кучу-малу, но за попытку найти собственную интонацию в консервативном жанре комедии режиссеру можно сказать спасибо.
«Город уснул»
О чем: Попрощаться с женой Виктор не успел: он служил на рыболовецком катере и в ту ночь был в море. А утром боцман отправил его на берег, сказав, что Нику просят срочно забрать из морга. После этих слов мир Виктора рухнул: он понял, что время начало пробуксовывать, а все люди вокруг уснули. Тогда он решил разбудить этот город — но для этого придется найти хотя бы одного человека, который тоже не спит…
Режиссер: Мария Игнатенко
В ролях: Вадим Королев, Людмила Дуплякина
Награды на фестивале: нет
Зачем смотреть: Толчком к появлению фильма «Город уснул» стала трагическая ситуация из жизни режиссера. Впрочем, если вы об этом факте не знаете, он так и останется для вас за кадром — Мария Игнатенко из тех авторов, которые не нуждаются в дешифровке. Она не пытается быть понятой или понятной: ей гораздо важнее выплеснуть на экран свои эмоции, создать атмосферу, а реакция воспринимающей стороны — вопрос десятый. Мария Игнатенко работает на территории авторского кино, главная героиня которого — госпожа Безнадежность: действие развивается медленно, если развивается вообще, персонажи несчастны и молчаливы, а вокруг них — невыносимая тяжесть бытия.
Премьера фильма состоялась в рамках Берлинского фестиваля (программа «Форум»).
О чем: Режиссера Романа с позором выгнали из Главного Театра страны: он слишком сильно увлекался искусством и постоянно забывал про производственный план. Вволю насладившись безденежьем, непризнанный гений берется режиссировать порнофильмы — и мучает изумленных актеров системой Станиславского и поиском высоких материй. Однако талантливый человек талантлив во всем, поэтому через пару месяцев неожиданно для себя Роман изобретает новый жанр — глубинное русское порно, в которое влюбляются все без исключения…
Режиссер: Михаил Сегал
В ролях: Александр Паль, Любовь Аксенова, Семен Трескунов, Сергей Бурунов
Награды на фестивале: специальный диплом жюри
Зачем смотреть: Фильм Михаила Сегала не сводится, конечно, к анекдоту о верном слуге Станиславского, вынужденном снимать высокодуховную порнографию. «Глубже» — это пародия на так называемый русский психологический театр, которая постепенно превращается в откровенное социальное высказывание, щедро приправленное иронией, но от этого не менее значимое. Один из самых ярких фильмов 31-го «Кинотавра» и стопроцентный народный хит.
«Кинотавр»-31: все фильмы фестиваля, часть 1
Time Out рассказывает обо всех фильмах этого смотра и надеется, что скоро мы увидим их в прокате.
«Скажи ей»
О чем: Лет до десяти Саша жил в семье, которую можно назвать счастливой: его родители вполне мирно общались друг с другом и обожали своего сына. Но потом наступило утро, когда мама вдруг вполне справедливо заявила, что устала жить в нищете, а папа в ответ демонстративно побил посуду и выломал дверь в спальню, куда мама спряталась от него. Потом они развелись.
Сашку родители поделили поровну: три дня в неделю он жил с отцом, четыре — с матерью. Но потом женщина засобиралась в Америку на ПМЖ, и Сашка оказался между молотом и наковальней: мама хотела взять сына с собой, а отец начал требовать от десятилетнего пацана чересчур взрослых решений…
Режиссер: Александр Молочников
В ролях: Светлана Ходченкова, Алексей Серебряков, Ирина Розанова
Награды на фестивале: нет
Зачем смотреть: Еще одна режиссерская исповедь: «Скажи ей» — это попытка Александра Молочникова рассказать о разводе своих родителей. К сожалению, детское восприятие ситуации, видимо, перекочевало в фильм по наследству, поэтому многие эпизоды семейных разборок или слишком утрированны, или мелодраматически неправдоподобны. Есть пара вопросов и к расставленным акцентам: из-за них невольно делаешь вывод, что во всем виновата токсичная женщина, потому что «папа хороший, а мама плохая».
«Маша»
О чем: Провинциальное захолустье образца лихих 90-х. Здесь правит балом Крестный (Максим Суханов) вместе со своими опричниками — спортсменами из секции бокса. «Боксеры» крышуют город, следят за порядком и отстреливают «несогласных». А еще у них есть рыжеволосый ангел — тринадцатилетняя племянница Крестного Маша, девочка, которая поет (Полина Гухмана). Для бандитов она дочь полка: они с рождения таскали ее на руках, как могли, развлекали и даже разрешали поиграть с пистолетом — лишь бы дите не плакало. Поэтому Маша даже не догадывается о том, что «боксеры Крестного» занимаются чем-то совсем нехорошим: разборки с пальбой для нее так же привычны, как снег зимой. К тому же она живет только музыкой и не думает о том, что творится вокруг нее….
Режиссер: Анастасия Пальчикова
В ролях: Полина Гухман, Максим Суханов, Анна Чиповская
Награды на фестивале: приз «За лучший дебют»
Зачем смотреть: Наше кино никак не переболеет ностальгией по девяностым: эстафетную палочку подхватили молодые режиссеры 30+, воспринимающие то время через призму «босоногого детства». К счастью, в данном случае такой подход оправдывает себя полностью: страшную сказку о девяностых мы видим глазами жизнерадостной тринадцатилетней оторвы — и деревья снова становятся большими, трава зеленой, а очки розовыми. При этом Анастасия Пальчикова очень точна при работе с деталями и характерами, что картине, разумеется, в плюс.
Как ни странно, фильм резко теряет очки, когда дело доходит до наших дней: рыжеволосая дикарка внезапно превращается в джаз-диву в вечернем платье с дымящимся пистолетом в руке. Не будь этого аппендикса, «Машу» можно было бы назвать безоговорочно прекрасной. С «довеском» она прекрасна только наполовину.
«Пугало»
О чем: В родной якутской деревне от нее шарахаются, как от прокаженной: не пускают в дома, не разговаривают на улицах, не продают в магазинах хлеб. Впрочем, камнями пока не забили — и на том спасибо. А не забили лишь по одной причине: как только кто-то заболевает, то немедленно идет к ней. И знахарка-юродивая его лечит. Правда, лечит, отдавая свое здоровье: после каждого такого «сеанса» она захлебывается собственной кровью, которая идет у нее из горла..
Режиссер: Дмитрий Давыдов
В ролях: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков
Награды на фестивале: главный приз, приз «За лучшую женскую роль», приз имени Даниила Дондурея от Гильдии киноведов и кинокритиков России
Зачем смотреть: На прошлых «Кинотаврах» такие фильмы не побеждали: мы помним «Войну Анны» Алексея Федорченко и «Керосин» Юсупа Разыкова, которые до сих пор считаются главными фильмами прошлогодних смотров, но почему-то пролетели «со свистом» мимо жюри. А вот 31-ый «Кинотавр» войдет в историю. И не только потому, что до него, наконец, добралось якутское кино, прогремевшее во всем мире еще лет десять назад. А еще и потому, что члены жюри Бориса Хлебникова отдали Гран-При маленькому, но невероятному фильму, за которым не было ни мощных продюсеров, ни большого прокатчика.
Но есть и еще кое-что. По результатам зрительского (!) голосования, «Пугало» оказалось на втором месте со средней оценкой 8 баллов из 10. То есть люди в зале выбрали не конфетно-богемную «Кто-то видел мою девчонку?» и не мелодраматическую пустышку «Скажи ей!», а почти черно-белую историю шаманки-алкоголички, которая мается в «интерьерах» якутской нищеты. Фантастика? Разумеется! Но лишь при условии, что кто-то продолжает считать зрителя кем-то вроде неандертальца, который может «скушать» только «Стрельцова» и «Вратаря Галактики» и который не в состоянии откликнуться на пронзительное и по-настоящему большое кино.