Клоунская неделя: как «Ужасающий 3» порвал второго «Джокера» | Кино | Time Out

Клоунская неделя: как «Ужасающий 3» порвал второго «Джокера»

Дмитрий Евстратов   17 октября 2024
5 мин
Клоунская неделя: как «Ужасающий 3» порвал второго «Джокера»
Фото: архивы пресс-служб
В российских кинотеатрах прямо сейчас можно посмотреть сразу два фильма о клоунах — продолжение «Джокера» Тодда Филлипса и третью часть «Ужасающего». Две разных концепции, два разных жанра, два разных героя и только один успех, причем не тот, которого многие ждали. Рассказываем, как два клоуна уживаются в прокате, и почему «Ужасающий 3» бьет все рекорды, а «Джокер: Безумие на двоих» пробивает кассовое дно.

«Джокер: Безумие на двоих»

Главный клоун массового кино — да простит нас Пеннивайз — обрел несколько образов, по-разному читался большими актерами, но Хоакин Феникс в 2019-м создал Джокера точнее и реалистичнее всего. Его злодей — поставленный обществом в угол маленький человек, которому остается только смеяться и огрызаться. Огрызаться, впрочем, по-крупному, окрашивая готэмский социум вокруг себя в кроваво-красные оттенки. 

И вот проходит пара лет. Артур Флек находится под стражей в лечебнице Аркхэм в ожидании суда за серию убийств. Его будущее практически предопределено, но адвокат Мэриэнн Стюарт всеми правдами и неправдами пытается доказать, что Артур страдает диссоциативным расстройством идентичности, и убийства совершил не он, а его вторая личность —  Джокер. Но Артуру, кажется, все равно. Единственное, что его действительно волнует — внезапно зародившиеся отношения с одержимой им пациенткой Аркхэма Харлин «Ли» Квинзель. Вместе они готовы свернуть горы, начать все сначала, но прежде нужно выиграть суд. Когда ты влюблен, море становится по колено, однако как только любовь угасает, реальность давит с удвоенной силой.

Первый «Джокер» — удивительный пример арт-мейнстрима, кино, ловко соединяющее авторский взгляд Тодда Филлипса в духе Нового Голливуда с историей самого популярного злодея комиксов DC. Эта сработавшая химическая реакция имела последствия: по правилам Голливуда фильм, собравший в прокате крупную сумму — а «Джокер» с взрослым рейтингом получил более 1 млрд долларов — обязан иметь продолжение. В итоге в разгар ковида к удивлению и осуждению многих продюсеры решились на сиквел — попсовое и, как оказалось, ошибочное решение. Хрупкий баланс авторского и мейнстримного в продолжении был нарушен. Создатели получили бюджет, почти в четыре раза превышающий сумму первой ленты, и заодно карт-бланш, которого не видывал даже Кристофер Нолан. 

В итоге, по сообщениям зарубежной прессы, сценарий второго «Джокера» менялся буквально каждый съемочный день. Хоакин Феникс раз за разом уединялся в трейлере с Тоддом Филлипсом, чтобы внести правки или, как говорила Леди Гага в одном из интервью, «полностью порвать сценарий и начать все заново». Но на пользу фильму такой «освобождающий незабываемый опыт» (тоже слова Гаги) явно не пошел.

«Безумие на двоих» запуталось в жанрах между мюзиклом и судебной драмой, не обрело четкой структуры и одновременно не стало поэтическим этюдом. Кино попросту хаотично: герои едва ли отдают себе отчет, за что или против чего борются, проблематика размазывается, словно топленое масло, и картине явно не хватает безумия, хотя оно загадочным образом вынесено в название. Все это приводит к единственно возможному трагическому финалу как для героя, так и для сиквела в целом — раненный зверь пометался из угла в угол и, лишенный чувств, бесславно умер.

Второй «Джокер» интереснее изучать как феномен. С треском провалившись в прокате, он, несомненно, будет признан одним из худших сиквелов в истории кино, а кейс станет ушатом холодной воды для голливудских боссов — эксперименты никуда не денутся, но средств на них авторам будут выделять значительно меньше.

Однако вряд ли в неудаче стоит винить только Филлипса и Феникса. Проект посыпался, будто карточный домик, с самого начала. Судите сами: завышенные зрительские ожидания, проваливающиеся друг за другом фильмы DC — вселенная явно проиграла конкуренцию Marvel, склонный к кассовому провалу жанр мюзикла, да еще и ужасный сарафан после премьеры в Венеции. С таким анамнезом в современном прокате ловить нечего. «Джокер» и не поймал. Но поймал кое-кто другой.


«Ужасающий 3»

Удачно подкараулил «Джокера» за углом клоун Арт из «Ужасающего» и с присущей ему особой жестокостью унизил фильм Филлипса в прокате. Относительно, конечно. «Ужасающий» — серия сплэттеров, в которой антагонист, запоминающийся клоун по прозвищу Арт, направо-налево и без разбору убивает, расчленяет, распиливает, разрубает — список можно продолжать сколько угодно — простых обывателей вымышленного американского городка Майлз. 

Это классический пример эксплуатационного кино, фильма категории «B», слепленного энтузиастом Дэмиеном Леоне на коленке за крохотные бюджеты. На первую часть авторы потратили всего 35 тысяч долларов, на вторую — 250 тысяч. После огромных для подобных картин сборов к третьей части бюджет подрос еще сильнее — 2 млн долларов, и это не идет ни в какое сравнение с 200-миллионным «Джокером». А мировые сборы триквела ко второй прокатной неделе приблизились к 30 млн долларов. Лента уже окупилась в десять раз, но то ли еще будет. В России, к примеру, нишевый «Ужасающий» с взрослым рейтингом превзошел ожидания рынка, продемонстрировал пятый лучший стартовый результат для зарубежного кино с начала года и уже стал самым кассовым проектом дистрибьютора World Pictures — фантастика!

К релизу третьей части франшиза обрела толпу преданных фанатов и стала постепенно расширяться. У нее появился лор, сквозной сюжет и даже простенькая предыстория. Изначально об этом не шло и речи — «Ужасающий» задумывался как развлечение для своих: клоун порубит несколько жертв в ангаре, а сотня жанровых энтузиастов это оценит. Сотня превратилась в несколько миллионов, поэтому Леоне масштабировал кино. 

Мясное ультранасилие достигло невиданного ранее уровня. Режиссер заготовил столько разных способов убийств и пыток, что некоторые зрители в панике убегали с сеансов уже на прологе. Кстати, очень зря — на этом кровавое пиршество не останавливается. Арт, будто сошедший с экранов немого кино мим, кривляется, строит дурашливые гримасы, подшучивает над взрослыми и детьми, а позже методично и изощренно с ними расправляется. Кажется, именно такими представляют себе клоунов люди, страдающие коулрофобией.

«Ужасающий 3» очень удачно вышел одновременно со вторым «Джокером», подарив фанатам Хоакина Феникса то, чего им больше всего не хватило, — льющееся рекой безумие. Неподготовленным и впечатлительным зрителям, конечно, придется непросто, но удовольствие того точно стоит. Главное, помнить — то, что произошло в кинозале, должно остаться в кинозале.