Королева Голливуда и восьмикратная жена. 10 фактов об Элизабет Тейлор | Кино | Time Out

Королева Голливуда и восьмикратная жена. 10 фактов об Элизабет Тейлор

Дмитрий Евстратов   27 февраля 2023
13 мин
Королева Голливуда и восьмикратная жена. 10 фактов об Элизабет Тейлор
Элизабет Тейлор Фото: Legion-media.ru
27 февраля 91 год назад родилась Элизабет Тейлор. Актриса – настоящее воплощение голливудской звезды. Она исполняла знаковые роли, получала самые большие гонорары, обожала драгоценности, а публика обсуждала ее личную жизнь так часто и так яростно, что позавидовала бы даже Мэрилин Монро. Недаром еще при жизни ее прозвали Королевой Голливуда. В десяти фактах Time Out вспоминает, какой была жизнь и карьера великой Элизабет Тейлор.

Тейлор родилась в Англии, но в детстве перебралась в США

Элизабет появилась на свет 27 февраля 1932 года в Лондоне в районе Хампстед, который населяла британская элита. Родители девочки принадлежали миру искусства и переехали в Лондон из США. Отец, ирландец Фрэнсис Ленн Тейлор, работал арт-дилером и управлял несколькими художественными галереями. Мать играла в театре под сценическим псевдонимом Сара Созерн. Познакомились они тоже в театре – Фрэнсис был поражен красотой будущей невесты и носил цветы на каждый спектакль с ее участием.

За пять месяцев до начала Второй мировой войны семья вернулась в США. Девочке на тот момент было всего семь, поэтому в будущем, когда ей зададут вопрос о национальной идентичности, она ответит:

«Я англичанка, ирландка, шотландка, француженка, итальянка, немка и швейцарка – во мне много чего намешано».

Уехав из Лондона, Тейлор признавалась, что любит этот город больше всего на свете:

«Я считаю Лондон своим родным городом, в Англии мои корни. Самые живые воспоминания моей юности – времен до кино, когда мне еще дозволялось быть ребенком, – все они оттуда. Нет ничего красивее британской природы».


Элизабет мечтала о карьере в балете, но в раннем возрасте стала актрисой

Любовь к искусству юной Элизабет прививали с раннего детства. Отец водил ее в художественные галереи, мать обучала сценическому мастерству и игре на фортепиано, но девочка все время тянулась к балету. Стать профессиональной балериной не удалось – после того, как семья покинула Лондон, о мечте пришлось забыть:

«Я мечтала стать балериной, в Лондоне посещала балетную школу, в которой учились принцессы. Даже по дому ходила на пуантах. Но в Голливуде мое увлечение сочли странным – все сходили с ума по Фрэнку Синатре и джазу. Поэтому мне пришлось превратиться в маленькую актрису».


Актерская карьера Тейлор началась в девять лет

Благодаря всестороннему воспитанию и связям родителей Элизабет рано дебютировала в кино. Ей было всего девять лет, когда начались съемки семейной драмы «Лесси возвращается домой». А далее – новые кастинги, съемки, роли в оскароносных фильмах. Девочке помогали уроки актерского мастерства от матери и природная красота: необыкновенные ярко-синие глаза с фиалковым оттенком и густые черные ресницы, которые росли в два ряда. Такое явление встречается крайне редко и называется дистихиаз.

Картины с участием Тейлор выходили каждый год, так что девочка могла полностью обеспечивать своих родителей. Актеры, чьи карьеры начинались в раннем возрасте, не всегда справлялись с возложенными на них трудностями и ответственностью, но на Элизабет это отразилось не так фатально – она с самого начала понимала, кто ее друг, а кто – нет:

«Я снялась в своем первом голливудском фильме, когда мне было девять. Студии использовали меня, а потом выбрасывали с самого детства. Меня продвигали, только чтобы набить карманы, защитниками я их никогда не считала. Я всегда принадлежала себе, у меня были мама и папа – вот моя семья, а не какая-то кровожадная студия».


У Элизабет не было актерского образования

В отличие от многих известных актеров, у Тейлор не было профессионального фундамента, актерского образования. На съемках ей всегда помогал опыт, полученный в детстве, в самых первых ролях и от матери, которая активно занималась с девочкой и мечтала «слепить» из нее актрису:

«Отец настоял, чтобы моя мать оставила сцену после замужества, и она возложила свои несбывшиеся надежды на меня… В моей жизни не было ни одного профессионального урока актерской игры, не считая маминых. Я научилась, надеюсь, научилась этому, глядя на Спенсера Трейси, Марлона Брандо, Монтгомери Клифта, Джеймса Дина – на людей, которые в свое время профессионально обучались ремеслу. Они стали моими учителями».


Тейлор называли эталоном красоты

В 1960-е Элизабет Тейлор считалась одной из самых красивых женщин на планете, эталоном красоты. Вот что говорила об актрисе Эдит Хэд – знаменитая голливудская художница по костюмам (ее личностью вдохновлялись авторы «Суперсемейки» при создании персонажа Эдны Моуд):

«Тейлор не так легко одевать, как Грейс Келли или Одри Хепберн. У нее пышные формы и короткие ноги. Но фигуру можно визуально улучшить, правильно комбинируя темные и светлые цвета. А такое лицо, как у нее, не способен создать никакой макияж. Она просто красивейшая женщина из всех живущих».

Сама актриса относилась к этому спокойно и практически не обращала внимания на собственную внешность. Густые ресницы она всегда принимала как дар божий, а о фигуре даже не задумывалась:

«Я такая, какая есть, не могу объяснить, почему, но я всегда себя принимала. Я гедонист, слишком люблю еду и предпочитаю наслаждения. Наверное, потому, что я всегда была очень чувствительна к своему внутреннему “я”, которое к внешности не имеет никакого отношения».


Элизабет – первая актриса, получившая более миллиона долларов за одну роль

До своей, пожалуй, самой известной роли – Клеопатры в одноименном пеплуме Джозефа Манкевича – Тейлор кропотливо выстраивала великую карьеру, раз за разом удивляя своих многочисленных критиков, ставящих под сомнение ее актерские способности.

Первый «взрослый» образ она создала на экране в 1949 году в британском триллере «Заговорщик». Однако критики продолжали сомневаться в актрисе. Все точки над «i» расставило следующее десятилетие, за которое Тейлор превратилась в звезду первой величины. «Место под солнцем» с Монтгомери Клифтом (1951), «Гигант» с Джеймсом Дином (1956), «Кошка на раскаленной крыше» с Полом Ньюманом (1958) – эти и другие картины 1950-х с участием Тейлор буквально вынудили ее критиков забрать свои слова назад.

Дальше Элизабет последовало предложение, от которого невозможно было отказаться. В 1959 году она, уже будучи одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, подписала контракт с руководством Fox на сумму более миллиона долларов за участие в эпическом четырехчасовом историческом полотне «Клеопатра» о жизни и смерти великой царицы Египта.

Таким образом, Тейлор стала первой актрисой, чей гонорар «перевалил» за пресловутый миллион. По некоторым данным, за эту роль она могла получить до семи миллионов долларов – неслыханная по тем временам сумма. Впрочем, руководство студии вообще не скупилось и потратило на ленту рекордные 44 миллиона долларов. А затем «Клеопатра» с треском провалилась в прокате, попала в учебники для кинопродюсеров и оборвала эпоху пеплумов.


Тейлор – обладательница трех «Оскаров»

Элизабет Тейлор с Ричардом Бертоном

Успехи актрисы не могла обойти стороной и Американская киноакадемия. Всего Тейлор номинировали на «Оскар» пять раз – все в звездные 1950-1960-е. Первую статуэтку она получила с четвертой попытки в 1961 году за роль в фильме «Баттерфилд 8». Причем от образа девушки по вызову, влюбившейся в женатого клиента, она долго отказывалась, называя героиню вульгарной и слишком примитивной.

Следующий «Оскар» ждал Элизабет в 1967 году. В картине «Кто боится Вирджинии Вульф?» актрису было почти не узнать – к съемкам она специально набрала вес и в то же время переживала кризис в браке с Ричардом Бертоном. И это ей помогло, ведь в кадре она появилась вместе с мужем, а отношения их героев выглядели предельно реалистичными:

«Возвращаясь домой после съемок, мы говорили о чем угодно, только не о том, что было на студии. Роли учили в машине по дороге. А дома снова становились Ричардом и Элизабет – родителями своих детей. Мы забывали о наших героях – и мы выжили».

Оценила работу и киноакадемия, во второй раз наградив актрису «Оскаром» за лучшую женскую роль. В третий раз на сцену за золотой статуэткой Элизабет вышла в 1993 году. Только уже не за роль в кино – ее наградили «за выдающийся вклад в дело гуманизма».


Элизабет была замужем восемь раз

Элизабет Тейлор и Майкл Уайлдинг с сыновьями

Элизабет Тейлор – наверное, рекордсменка по количеству бурных романов. Ее личную жизнь обсуждали часто и подробно – она сама давала многочисленные поводы. Всего их было восемь. Восемь не слишком счастливых браков.

Первым избранником восемнадцатилетней Тейлор стал наследник гостиничной империи Hilton Конрад Хилтон-младший. Этот брак распался, даже толком и не начавшись. Хилтон завидовал успеху супруги – все внимание репортеров было устремлено на нее. К тому же Конрад любил выпивать и поднимать на жену руку. Во время одной из ссор муж ударил актрису в область живота, и у нее случился выкидыш. Супруги развелись, а Элизабет пообещала «больше никогда не заводить романов».

И завела в том же году. Новым избранником стал актер Майкл Уайлдинг. Тейлор сама сделала ему предложение, подарила двух детей, но все же ушла к другому мужчине спустя 5 лет.

Третий муж актрисы – продюсер Майкл Тодд – просил ее руки и сердца сразу после того, как они начали встречаться. Несмотря на то, что Тодд был почти вдвое старше Элизабет, этот брак она впоследствии назовет одним из самых счастливых. Продюсер был без ума от жены, дарил ей драгоценности и стал отцом для ее дочери. К сожалению, брак оказался слишком коротким. Майкл Тодд трагически погиб в авиакатастрофе в марте 1958 года.

Тейлор впала в глубокую депрессию, увлеклась алкоголем и антидепрессантами и не вышла из этого состояния, пока в ее жизни не случилось два знаменательных события: ей предложили роль в «Клеопатре», а на любовном горизонте возник музыкант Эдди Фишер, весьма похожий на ее бывшего супруга. Более того, Фишер был протеже Тодда и поставил перед собой цель – жениться на его вдове. Такой подход оказался проигрышным изначально, поэтому их брак продержался пять лет и распался.

Виной всему не только неприемлемый холодный расчет Фишера, но и Ричард Бертон – партнер Тейлор по съемочной площадке «Клеопатры». Экранный роман их героев превратился в реальный. Помехой не стало и то, что Бертон был женат: едва пресса узнала о романе, актер развелся с предыдущей возлюбленной и создал семью с первой дивой американского кино. Этот союз был одним из самых обсуждаемых в Голливуде. Актеры постоянно обменивались дорогими подарками и довольно долго жили счастливо. Однако со временем пара все чаще ссорилась. Тейлор вернулась к алкоголю и, в конце концов, снова развелась – в пятый раз. А уже через несколько месяцев они помирились и повторно сыграли свадьбу. Правда, спустя год случился второй развод – при этом любить друг друга они не перестали. В интервью Элизабет признавалась, что Ричард был «второй самой большой любовью ее жизни» после Майкла Тодда.

Кадр из фильма “Кто боится Вирджинию Вульф?”

Седьмой брак вновь не заставил себя долго ждать. На сей раз выбор Королевы Голливуда пал на амбициозного политика Джона Уорнера, сенатора от Вирджинии. Замужество продлилось уже классические для Тейлор пять лет – ей попросту стало скучно от вечных светских приемов и лицемерных выходок мужа. В этом браке она значительно набрала вес и приобрела новые проблемы со здоровьем. Развод случился в 1984 году.

В восьмой – и последний – раз Элизабет вступила в брачный союз в 1991 году. С Ларри Фортенски она познакомилась в рехабе, когда лечилась от алкогольной зависимости. Свадьба состоялась на ранчо ее близкого друга Майкла Джексона «Неверленд». Исход этой любви такой же, как и у большинства предыдущих – пять лет и развод. Больше судьбу Тейлор пытать не стала.


Тейлор активно занималась благотворительностью

Элизабет Тейлор с Майклом Джексоном

Фактически уйдя из большого кино в 1980-х, Тейлор принимала активное участие в общественной жизни вместе со своим мужем Джоном Уорнером. Она помогала благотворительным фондам и основала собственные вместе с Майклом Джексоном. Основное направление ее помощи – борьба со СПИДом.

«Если ты родился с привилегиями, этим нужно делиться. Как деньги – они для того, чтобы делиться. Я знала немало людей, которые просто сидели на своем богатстве и копили, копили, жалкие сукины дети. А мне всегда казалось, что щедрость – наше главное предназначение на Земле. Я следую этому принципу с тех самых пор, как покинула родительский дом».

Актриса также рассказывала, что в своей помощи другим часто сталкивалась с равнодушием:

«Люди захлопывали двери перед моим носом и обходили меня стороной: они не хотели быть замешанными ни в чем, что касается СПИДа, – в прямом и переносном смысле. Они просто закрыли на него глаза, не понимая, что тем самым делают хуже только себе… Если бы у меня был талант Элтона Джона, я бы устраивала концерты и собирала деньги. Но все, что я могу делать, – это звонить людям».


Долгие годы Тейлор преследовали проблемы со здоровьем

На протяжении всей жизни актрису подводило здоровье. Многочисленные замужества подарили ей несколько депрессий и алкоголизм, с которым она боролась с разным успехом. Дважды Тейлор чуть не умерла от осложненной пневмонии, лечилась от кори и бурсита. Проблем было столько, что не счесть. Одних только операций у нее было больше сорока.

«Мое тело иногда сводит меня с ума. В мире найдется немного людей, которые страдали столько же, сколько я. Бесчисленные пневмонии, операции на спине, на глазах, на коленях и ступнях. У меня удалены гланды и аппендикс. Мне трижды делали кесарево сечение и один раз трахеотомию. У меня частично удалена матка. Я болела корью и дизентерией. Не говорю уже о лечении от алкоголизма и наркозависимости. Мне сделали операцию на головном мозге через два года после того, как в мои бедра были имплантированы искусственные суставы. А затем еще оперировали, чтобы откорректировать имплантаты. Но я верю в жизнь и всегда буду за нее бороться!».

Особенно тяжело Элизабет пришлось в последние годы жизни. В 1997 году она победила рак головного мозга, пятью годами позже – рак кожи. И это не считая десятка сопутствующих проблем. Сказалась на ней и смерть Майкла Джексона. Услышав о кончине близкого друга, она испытала сильнейший стресс и попала в больницу с сердечным приступом. Актриса перенесла очередную операцию на сердце в 2009 году, а спустя два года, в феврале 2011-го, она вновь была госпитализирована с симптомами сердечной недостаточности. Врачи месяц следили за ее здоровьем, но помочь ничем не смогли – Тейлор скончалась 23 марта 2011 года в возрасте 79 лет, оставив после себя колоссальное наследие в кино и в жизни.

В оформлении статьи были использованы фото с сайта legion-media.ru.