Короткометражки на «Оскаре»: какие мультфильмы чаще всего побеждают | Кино | Time Out

Короткометражки на «Оскаре»: какие мультфильмы чаще всего побеждают

Дмитрий Евстратов   5 марта 2024
8 мин
Короткометражки на «Оскаре»: какие мультфильмы чаще всего побеждают
Фото: архивы пресс-служб
В ночь с 10 на 11 марта состоится церемония вручения премии «Оскар». На фоне громких побед и поражений, вероятно, незамеченным останется победитель в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм», одной из самых старых — награды вручаются с 1932 года — и незаслуженно обделенных вниманием номинаций на «Оскаре». За 92 года на церемониях побеждали поистине уникальные работы — мы объединили их в шесть условных тематических категорий (конечно, их гораздо больше) и собрали по несколько примеров, которые стоит посмотреть.

Вся жизнь за 10 минут

Пожалуй, самая выигрышная концепция на «Оскаре» — аккуратно уместить жизнь со всеми радостями и трагедиями в 15-минутный мультфильм. Таких победителей было немало, при этом тон повествования может разниться.

Например, в 2004 году «Оскар» достался 23-минутной австралийской короткометражке «Харви Крампет», посвященной жизни польского эмигранта Харвека Милоша Крумпецки, который страдал от синдрома Туретта и, лишившись родителей, вынужденно перебрался в Австралию с началом Второй мировой войны. В новом доме пришлось нелегко: он поменял имя и стал Харви Крампетом, работал на низкооплачиваемых должностях и вечно попадал в неприятные ситуации. В его голове появилась металлическая пластина, у него развились астма, рак яичка, но это не мешало Харви радоваться жизни и решаться на безумные изменения, вроде вступления в общество нудистов или осознанного переезда в дом престарелых. 

«Харви Крампет» в шуточной форме раскрывает проблемы одиноких, неуверенных в себе и потерянных людей. Нелепое в мультфильме соседствует с трагическим, но любовь и тяга к жизни несуразного пластилинового Харви поражают — оказывается, даже самые сложные обстоятельства можно оборачивать в свою пользу.

Или другой пример — победитель «Оскара» 2009 года, «Дом из маленьких кубиков», поразительно похожий на пролог мультфильма «Вверх», вышедшего годом позже. Главный герой короткометражки — одинокий старик, который живет посреди моря с поднимающимся уровнем воды. Он вынужден постоянно надстраивать новые этажи, чтобы не уйти под воду. Однажды он роняет курительную трубку в люк, связывающий все уровни, и погружается за ней на первые этажи, попутно обращаясь к воспоминаниям и размышляя об одиночестве и быстротечности жизни, — как «Вверх», только в обратном порядке. Трогательная музыка, к слову, тоже имеется. Мультфильм японского аниматора Кунио Като вдохновлен работами Хаяо Миядзаки и Юрия Норштейна и выполнен на основе студенческих карандашных эскизов.


Семья превыше всего

Вы подумаете, что так запросто мог бы сказать герой Вина Дизеля в «Форсаже», но не только он — это еще и универсальная и, что уж там, выигрышная тема для авторов короткометражной анимации.

В 1995 году «Оскар» достался ленте «День рождения Боба» — талантливо сделанному канадскому мультфильму о кризисе среднего возраста, который перерастает в семейные склоки. Боб Фиш работает дантистом и готовится отмечать свое 40-летие. Он заглядывается на секретаршу, но дома его ждет верная жена Маргарет, подготовившая вечеринку-сюрприз с участием всех друзей семьи. Однако Боб является совсем без настроения: уставший и обиженный, он кричит на супругу, поливает грязью друзей, спрятавшихся за занавесками и диванами. В язвительной манере за 12 минут канадские аниматоры рассказывают о сложностях, с которыми сталкиваются пары в период кризиса средних лет. Единственно верное решение конфликтов они находят в рефлексии и постоянной работе над собой и отношениями.

Совсем другой оптикой воспользовался американский аниматор Джон Кейнмейкер в мультфильме «Луна и сын» (2005). Он снял личную и очень символическую историю нескольких поколений итальянских эмигрантов в Америке, которую построил по принципу воображаемого диалога: посредством воспоминаний, звуковых записей, стенограмм из суда, домашних видео и фотографий сын общается с ушедшим отцом, незримое присутствие которого фатально отразилось на его мироощущении. Мультфильм представляет собой динамичную склейку образов — в ход идут и архивные кадры, и карандашные эскизы, и рисунки акварелью.


Анимационные эксперименты

Еще одна важная функция короткометражной анимации — проба пера, технические эксперименты, которые в будущем могут пригодиться и для полнометражных мультфильмов. Таким подходом чаще всего пользовалась студия Pixar: в 1989 году «Оскар» достался первому компьютерному мультфильму, «Оловянная игрушка», а в 2017-м — фотореалистичному «Песочнику». Подробнее о лучших коротких метрах Pixar мы писали в отдельном материале.

Помимо диснеевской дочки, анимационные эксперименты проводили и независимые авторы. Так, в 1993 году золотую статуэтку с церемонии унесла Джоан К. Грац за выдающуюся ленту «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице». Концепция мультфильма проста и сложна одновременно: Грац оживляет живопись. Она заново нарисовала известные картины, причем не краской, а пластилином. Одно произведение трансформируется в другое, и так по цепочке — от Да Винчи до Уорхола, от Ван Гога до Бэкона — получился выразительный арт-проект о связи искусства разных эпох и направлений.

Удивительна и «Логорама», выигравшая «Оскар» в 2010 году. Пародийный французский мультфильм создан с помощью технологий компьютерной и флэш-анимации. Ключевая особенность картины — засилье логотипов, слоганов и маскотов. Фактически весь мир мультфильма состоит из неповторяющихся бренд-элементов известных компаний. Всего их более двух с половиной тысяч. Мишленовские копы закупаются в KFC, гоняются на машинках Hot Wheels за фургоном Рональда Макдональда, который берет в заложники заправщицу Esso в Pizza Hut. В концовке — простите за спойлер — весь этот капиталистический сюр заканчивается так, как и должно: из-под земли бьет нефть, и брендовый мир уходит под землю. Настоящий кошмар рекламщиков, маркетологов и пиарщиков.


Маленькие экранизации и адаптации классических произведений

Некоторые авторы и вовсе умудряются переносить на экраны внушительные — классические и не только — литературные и даже музыкальные произведения.

Один из таких — советский и российский мультипликатор Александр Петров (нет, не тот, о ком вы подумали), четырежды номинировавшийся на «Оскар». Единственную победу он одержал в 2000 году с экранизацией повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Мультфильм довольно точно следует за сюжетом литературного первоисточника и рассказывает историю старика, который не может смириться с неумолимым течением времени. Петров пользуется техникой «ожившей живописи»: в его арсенале — рисунки на стекле масляными красками, причем не только кистью, но и пальцами.

Лауреатом «Оскара» в 2008 году стала европейская адаптация симфонической сказки для детей Сергея Прокофьева «Петя и волк». Мультипликационных версий этой истории не счесть — в 2023 году за экранизацию брался даже Боно, вокалист рок-группы U2. В картине 2006 года, созданной британской кинематографисткой Сьюзи Темплтон с помощью стоп-моушн-анимации, на экране предстает практически стимпанковая Россия, серая и не очень-то приветливая. Сюжетно мультфильм повторяет за оригиналом, пока дело не доходит до финала — тут-то и проявляется главное отличие: Темплтон отказывается от традиционного прочтения и становится на сторону природы. Прокофьевская музыка, кстати, специально для ленты записана Филармоническим оркестром под управлением Марка Стивенсона.


Короткометражки известных кинематографистов и звезд

«Оскар» за лучший короткометражный мультфильм нередко становится платформой роста для аниматоров. Большинство авторов после побед продолжают создавать свои маленькие мультипликационные миры, но некоторые все-таки масштабируют свое творчество. 

Например, трехкратный лауреат и многократный номинант Ник Парк — создатель «Уоллеса и Громита» и других хитов Aardman Animations («Побег из курятника», «Барашек Шон» — подробнее об истории студии мы писали ранее). Три оригинальных мультфильма Парка о Уоллесе и его верном псе Громите были номинированы на «Оскар», два — побеждали. Впервые британец завоевал награду с «Неправильными штанами» — забавным получасовым приключением, в котором изобретатель Уоллес отрекается от Громита и сдает его комнату пингвину-грабителю. Парк сознательно отказывается от тяжелых драматических конфликтов и рассказывает историю о важности дружбы. Впоследствии эту легкую атмосферу он перенесет и на другие работы.

Примечательна также победа мультфильма «Дорогой баскетбол» в 2018 году. Автором сценария выступил баскетболист Коби Брайант — лента основана на его стихотворении, в котором он объявил о завершении спортивной карьеры. Он же читает и закадровый текст, описывая свою бесконечную любовь и благодарность баскетболу.


Крохотные анекдоты

В последние годы Американская киноакадемия старается отходить от награждения шуточных коротких метров и делает выбор в пользу драматических мультфильмов. Но в XX веке лауреатами «Оскара» частенько оказывались крохотные ленты-анекдоты.

Ярчайший пример — «Трещотка», выигравшая в 1972 году. Это двухминутный мультфильм, основанный на игре слов, о женщине, которая собирается купить подарок мужу, заглядывает в зоомагазин и выбирает самое необычное животное — попугая-людоеда. Правда, вряд ли разгневанный на супругу за высокие траты мужчина обрадуется такому подарку. И даже будет за это жестоко наказан.

С юмором к своему проекту подошли и создатели мультфильма «Шарада», победителя 1985 года. Канадская картина подшучивает над авторами телевизионного шоу, в котором ведущие пытаются объяснить зрителям названия фильма или книги. Один практически выпрыгивает из штанов, демонстрируя «Супермена», «Челюсти» и «Дракулу», но зрители упорно называют все, кроме того, что нужно. Второй в это же время встает в дурацкую позу и тут же слышит правильный ответ. Сакральных смыслов в «Шараде» нет, но забавная интонация подкупает.