Уэнсдэй, Вещь и все-все-все: краткая история семейки Аддамс | Кино | Time Out

Уэнсдэй, Вещь и все-все-все: краткая история семейки Аддамс

Алиса Нурова   25 ноября 2022
10 мин
Уэнсдэй, Вещь и все-все-все: краткая история семейки Аддамс
Фото: кадр из сериала «Уэнсдэй»
На стриминговой платформе Netflix состоялась премьера сериала о девочке из знаменитой семейки Аддамс – «Уэнсдэй». Еще в 40-е годы Аддамсы насмехались над принятым в обществе образом идеальной семьи из рекламы зубной пасты или томатного супа, а позже стали примером здоровых, зрелых и гармоничных отношений. Time Out предлагает поближе познакомиться с членами этой мрачной, но доброй семьи и рассказывает, кто придумал Аддамсов, почему Уэнсдэй зовут именно так, из-за чего все радуются Тиму Бертону в кресле режиссера и чего ждать от нового сериала.

Кто и когда придумал семейку Аддамс

Кадр из сериала «Семейка Аддамс» 1964 года

Свою историю эпатажная семейка начала в далеком 1938 году. Именно тогда на страницах журнала The New Yorker появилась первая иллюстрация, на которой коммивояжер пытается продать пылесос пока безымянной женщине в длинном готическом платье, позже получившей имя Мортиши Аддамс.

Позади нее на лестнице стоит устрашающего вида великан с пышной шевелюрой и бородой, которому со временем предстоит еще немного подрасти и полысеть, чтобы в итоге стать дворецким Ларчем.

Кадр из сериала «Семейка Аддамс» 1964 года

Автором рисунка был художник-карикатурист Чарльз Аддамс, которого в Америке считают отцом черного юмора. Он рисовал сюжеты про странную семью, живущую в заброшенном особняке, более пятидесяти лет – до самой своей смерти. К Мортише и Ларчу постепенно присоединился Гомес, затем их детишки Уэнсдэй и Пагсли, дядюшка Фестер, живая рука Вещь и Маман, а сами комиксы изобиловали тонкой сатирой на образ идеальной американской семьи. Необычные персонажи так полюбились читателям, что экранизация была делом времени.

Кадр из сериала «Семейка Аддамс» 1964 года

В 1962 году Дэвид Леви обратился к Чарльзу Аддамсу с предложением снять сериал на основе его карикатур. Художник согласился и активно участвовал в подготовительном процессе. Для начала всем персонажам пришлось придумать имена, ведь до этого момента они не были нужны.

Уэнсдэй обязана своим строчке из детского стишка: «Тот, кто в среду был рожден, горьким горем будет полн», имя Мортиши произошло от английского слова mortician – гробовщик. Гомес в какой-то момент едва не стал Репелли, но выбрать имя для своего персонажа предложили актеру Джону Эстину, и он предпочел Гомеса. А одним из вариантов имени для Пагсли был Пьюберт, но в итоге от него отказались, посчитав слишком сексуально окрашенным. Фамилию же безумной семье мистер Аддамс решил дать свою. Вся обстановка особняка Аддамсов также была скопирована с квартиры их создателя в Манхэттене.


Как Аддамсы сошли с журнальных страниц на большой экран

Кадр из фильма «Семейка Аддамс» 1991 года

Хотя комиксы были очень популярны у читателей, сериал 1964 года шел всего два сезона. У создателей возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вторая супруга Чарльза Аддамса, будучи юристом, завладела правами на кино- и телеадаптации «Семейки», и договориться с ней никак не удавалось. Когда пара еще состояла в браке, она убедила мужа отказаться от законных прав и настаивала на оформлении полиса страхования жизни на 100 тысяч долларов.

Кадр из фильма «Семейка Аддамс» 1991 года
Кадр из фильма «Семейка Аддамс» 1991 года

Адвокат Чарльза Аддамса, с которым он тайком осмелился проконсультироваться, позже написал: «Я сказал ему, что видел что-то подобное в фильме “Двойная страховка” с Барбарой Стэнвик в главной роли». Кстати, по сюжету персонаж мисс Стэнвик замышляла убить своего мужа из-за страховой выплаты.

Во-вторых, американское телевидение начало переходить на цветное вещание, а декорации сериала не были на это рассчитаны, поэтому шоу решено было закрыть. Еще дважды предпринимались попытки вернуть Аддамсов на экран. В 1973 году на телеканале NBC вышел одноименный мультфильм, продержавшийся всего один сезон, а в 1977 году полнометражный фильм «Хэллоуин с новой семейкой Аддамс». Лента была прямым продолжением оригинального сериала, но особой популярности не завоевала.

Постер к фильму «Хэллоуин с новой семейкой Аддамс» 1977 года

Так что вряд ли Аддамсы приобрели бы столь культовый статус в умах современного зрителя, если бы не фильм 1991 года с Анжеликой Хьюстон и Кристофером Ллойдом. При скромном бюджете в 30 миллионов долларов он собрал 191 миллион, став мировым хитом. Хотя сам факт выхода фильма иначе как чудом не назвать.


Как экранная история Аддамсов могла бы закончиться, толком не начавшись

Кадр из фильма «Семейка Аддамс» 1991 года

Практически на каждом этапе производства продюсеров и съемочную группу поджидали какие-то проблемы. Барри Зонненфельд, для которого «Семейка Аддамс» должна была стать режиссерским дебютом, так нервничал, что едва не загремел в больницу. Он потерял почти шесть килограммов только за первые 10 недель, его постоянно тошнило, а в самом начале работы над фильмом он потерял сознание прямо во время съемок. Когда Барри пришел в себя, то обнаружил, что плачет. Он оказался на грани, едва приступив к работе. Продюсер картины Скотт Рудин пытался отправить всех по домам, но режиссер отказался.

«Я помню, как умолял Скотта: “Пожалуйста, позволь мне остаться и продолжить! Если мы будем останавливаться каждый раз, когда я теряю сознание или начинаю плакать, мы никогда не снимем этот фильм”», – рассказал Зонненфельд в интервью журналу Empire.

Студия Orion Pictures, изначально выкупившая права на экранизацию, оказалась на грани разорения. Казалось бы, после успеха «Молчания ягнят» и «Танцующего с волками» они должны были быть при деньгах, да и «Семейка Аддамс» не сильно превышала изначальный бюджет. Однако к тому времени Orion был в отчаянном положении – слишком много дорогих и плохих фильмов они профинансировали.

Так что права вынужденно продали Paramount Pictures, причем съемочная команда узнала об этом от журналистов, а не от студии. К счастью, эта сделка обеспечила проект финансовой безопасностью, так что съемки были завершены в апреле 1991 года, а в ноябре фильм вышел в прокат.

И немедленно получил судебный иск от Дэвида Леви, который утверждал, что многие идеи и особенности характеров персонажей взяты из его сериала, а не из комиксов Чарльза Аддамса.

Кадр из фильма «Семейка Аддамс» 1991 года

Paramount предпочла уладить дело во внесудебном порядке, несомненно, чтобы скорее начать производство сиквела «Ценности семейки Аддамс». Эти два фильма прославили жуткую семейку далеко за пределами Америки, привлекли более молодую аудиторию и стали основой для безграничной любви миллионов поклонников.

Кадр из мультфильма «Семейка Аддамс» 2019 года

В 1998 году сразу на DVD вышел неудачный фильм «Воссоединение семейки Аддамс» и канадский ремейк оригинального сериала «Новая семейка Аддамс», которые вызвали неоднозначную реакцию фанатов, как и мультфильм 2019 года, единодушно разгромленный критиками.


Что нас ждет в новом сериале Тима Бертона

Слухи, что Тим Бертон выбрал знаменитое семейство для создания своего первого сериала, появились еще в конце 2020 года. Общественность немедленно воодушевилась, поскольку еще во времена работы над фильмом 1991 года он был главным кандидатом на режиссерское кресло. Чтобы уговорить Бертона, продюсер Скотт Рудин даже привлек к написанию сценария Ларри Уилсона и Кэролайн Томпсон, с которыми он уже работал над «Битлджусом» и «Эдвардом Руки-ножницы».

Однако Тим тогда был занят съемками продолжения «Бэтмена», так что от проекта отказался, о чем, кстати, в дальнейшем пожалел. И вот спустя 30 лет маэстро макабра все-таки возвращается к семейке Аддамс.

Сюжет сосредоточится на Уэнсдэй – странной и неулыбчивой дочери Мортиши и Гомеса, которая отправляется в специализированную академию Nevermore, где много лет назад познакомились ее родители, чтобы научиться управлять своими сверхъестественными способностями. Девушка быстро понимает, что с этим местом что-то не так, и не собирается останавливаться, пока не разгадает все мрачные секреты не только школы, но и своей семьи.

Помимо любимых героев, Тим Бертон решил познакомить зрителей с множеством оригинальных персонажей. Студентами необычной академии предстают оборотни, вампиры, горгоны и даже сирены. С некоторыми из них Уэнсдей предстоит подружиться, что довольно необычно, ведь во всех прошлых экранизациях она всегда предпочитала одиночество. Некоторым, конечно же, не поздоровится стать ее врагом.

В любом случае, сочетание уникального режиссерского стиля Бертона и словно созданных специально для него персонажей Чарльза Аддамса никого не оставит равнодушным.


Кто играл Аддамсов раньше, и кто сыграет сейчас

За 60 лет экранного существования Аддамсов многие актеры и актрисы успели примерить на себя облик членов безумной семейки. Роль Мортиши в сериале 1964 года принесла Кэролин Джонс номинацию на «Золотой глобус» и признание ее комедийного таланта. Сам Чарльз Аддамс называл Кэролин идеальной исполнительницей его Мортиши.

Анжелике Хьюстон съемки дались намного сложнее, ее ежедневный грим занимал больше трех часов. Визажисты подклеивали ей веки, чтобы добиться миндалевидного разреза глаз, отчего у актрисы начались постоянные головные боли, а ради осиной талии приходилось носить металлический корсет, в котором трудно было даже стоять. Однако Анжелика, будучи огромной поклонницей «Семейки Аддамс», была готова на жертвы. Именно благодаря ей итоговый образ Мортиши дополнился мягким нравом и беззаветной преданностью семье. В новом сериале Тима Бертона Мортишу сыграла Кэтрин Зета-Джонс.

Для Джона Эстина роль Гомеса стала прорывной, и несмотря на огромное множество других проектов после, актер никогда не отказывался вернуться к образу главы семейства Аддамс. Он с удовольствием появился в фильме 1977 года, а в 1992-м за озвучку мультфильма даже выдвигался на премию «Эмми». Рауль Хулиа в фильме Барри Зонненфельда почти во всем ориентировался на своего предшественника, зато костюмеры постарались. Помимо традиционного полосатого костюма, Гомес щеголяет в шелковых пижамах и бархатных смокингах всевозможных цветов. В «Уэнсдэй» патриарха семьи сыграет пуэрториканский актер Луис Гусман.

Джеки Куган с ранних лет снимался вместе с отцом в тогда еще черно-белом кино и, по сути, стал первым известным звездным ребенком. К сожалению, как это часто бывает, уже к совершеннолетию он был никому не интересен. Именно роль дядюшки Фестера вернула актера на экраны. Куган пришел на пробы побритым налысо, загримированным и в костюме, который он сшил самостоятельно, и немедленно был утвержден, хотя изначально продюсеру Джону Леви не нравилась его кандидатура. Кристофер Ллойд тоже не сразу получил роль. Из-за небольшого роста дядюшки Фестера в комиксах продюсеры хотели позвать Денни Де Вито или Боба Хоскинса, но оба актера отказались. В итоге, на протяжении всех съемок 185-сантиметровому Ллойду приходилось приседать, чтобы не возвышаться над коллегами. В новом сериале Фестера играет Фред Армисен.

Пожалуй, за всю свою долгую экранную жизнь наибольшую трансформацию претерпела именно Уэнсдэй. В 1964 году это была очаровательная девочка, которая разводит пауков и учит дворецкого Ларча танцевать. Мрачности и садистских наклонностей ей добавила Кристина Риччи в фильме 1991 года. Эта роль не только прославила юную актрису, но и канонизировала сыгранный ей образ Уэнсдэй, далекий от карикатур Чарльза Аддамса.

Главная роль в проекте Тима Бертона, в котором дочь Гомеса и Мортиши наконец выходит на первый план, досталась звезде «Крика» Дженне Ортега. В интервью актриса призналась, что ее всю жизнь сравнивали с Уэнсдэй, потому что она была довольно странным ребенком, безэмоциональным и саркастичным. Конечно, она не натравливала на школьных задир плотоядных пираний, но, по всей видимости, Дженне было нетрудно найти общий язык со своим персонажем.

«Нечасто выпадает возможность сыграть столь культового персонажа. Без проблем не обошлось, но мне очень хотелось сделать новую интересную версию Уэнсдэй. Тим говорил, что мне нужно быть собой и позволить себе зайти так далеко, как только смогу. Иногда он подробно рассказывал, что нужно сделать, а иногда давал мне порулить. После этого опыта я чувствовала себя освобожденной».

Режиссер остался очень доволен актрисой. По его словам, Дженне удалось передать внутренний мир и мельчайшие тонкости своего персонажа без всяких слов, и следить за этим было невероятно увлекательно.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.