Вселенная гения. Кристофер Нолан от А до Я
А – Англия
Все началось в Англии. Кристофер Нолан родился 30 июля 1970 года в самом центре Лондона, в районе Вестминстер. Уже позднее семья Джеймса Нолана, рекламного менеджера, перебралась на север столицы. Впрочем, детство режиссера, несмотря на огромную любовь к родной стране, прошло сразу по обе стороны Атлантики. Его мать – американка, поэтому Нолан часто ездил в Иллинойс и, помимо британского подданства, получил американское гражданство.
Б – Брат (Джонатан Нолан)
С самого детства Кристофер в мире кино путешествует не в одиночку. Вместе с ним работает (точнее, работал до «Интерстеллара») его брат Джонатан. Нолан-младший писал сценарии для «Помни», «Престижа», «Темных рыцарей», но все же решил отправиться в вольное плавание, став одним из шоураннеров сериала «Мир Дикого Запада».
В – Время
Ключевая тема и одновременно инструмент фильмов Нолана. Время в каждой его работе задействовано по-разному: оно становится катализатором чувств и эмоций («Интерстеллар»), основополагающим элементом структуры повествования (нелинейное повествование в «Дюнкерке» и «Доводе», реверсивное – в «Помни» и «Преследовании») или своеобразной «смазкой» для раскрытия идеи и персонажей (трилогия о Темном рыцаре, «Начало»).
Более подробно Time Out изучал время в фильмах Нолана в материале:
Г – Гай Пирс
Поскольку буква «П» занята полнометражным дебютом режиссера, поместим фильм «Помни» именно сюда, ведь звездный час Нолана случился в том числе и благодаря Гаю Пирсу, взвалившему на свои актерские плечи весь сложноустроенный нелинейный сюжет картины. Именно она принесла режиссеру известность и будущие большие контракты.
Д – «Дюнкерк»
Идея самого высокооцененного (по крайней мере, критиками) фильма возникла у режиссера во время путешествия на яхте по Ла-Маншу. Тогда он отметил, что об операции по спасению солдат снято преступно мало картин, и решил заполнить пустоту. Получилось действительно здорово – короткий сценарий, много действия, необычная структура и тикающие часы Ханса Циммера, напоминающие о разном восприятии времени на земле, суше и воде.
Е – Editola
Здесь немного схитрим и возьмем букву из английского алфавита. Editola – первая машина для монтажа, которую в детстве на Рождество Нолану подарили родители. Они видели, как сын увлекается кино и снимает невероятные домашние короткометражки. Для того, чтобы он мог погрузиться в кино еще глубже, они и сделали ему такой подарок.
Насколько машина для монтажа важна для юного режиссера, вы могли видеть в «Фабельманах» Стивена Спилберга – благодаря ей Нолан с детства научился рассказывать увлекательные истории и делать мир в кадре особенным.
Ж – «Жук-скакун»
«Жук-скакун» (1997) – не первая короткометражка Нолана, но совершенно точно определяющая. Продюсером выступила его жена Эмма Томас, а главную роль исполнил Джереми Теобалд, снявшийся позднее в полнометражном дебюте режиссера, «Преследовании». Черно-белый триллер без слов показал миру настоящего Нолана, открыто работающего сразу на нескольких уровнях рекурсии (см. «Начало»).
З – «Звездные войны»
Любимым фильмом детства Нолана были «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Мальчик был восхищен возможностями кинематографа создавать другие миры и даже галактики. После похода в кинотеатр в 1977 году он не мог представить себя вне кино и всегда мечтал сделать нечто подобное.
И – «Интерстеллар»
Сложно однозначно выделить какой-то один opus magnum Нолана – под описание подходят и «Темный рыцарь», и «Начало», и, конечно, «Интерстеллар». Влюбленный в космос и «Звездные войны» с детства режиссер все-таки отправляет своих героев бороздить просторы вселенной, основываясь на теоретических исследованиях астрофизика Кипа Торна.
И все же каким бы «Интерстеллар» ни был поражающим воображение с научно-фантастической точки зрения, это, прежде всего, история о всепоглощающей любви и скоротечности времени.
Й – ЙинеГ
Букве «Й» добавим немного постиронии. Об инвертированный шпионский боевик «Довод» сломано немало умов – в соцсетях фильм обсуждали очень долго, пытаясь ответить на все время возникающие вопросы о его устройстве. Кто? Когда? Почему? В какой последовательности? Конечно, гением Нолана называли и до «Довода», но в боевике он, кажется, инвертировал свое для кого-то мемное, а для кого-то более чем реальное зрительское звание.
К – Кейн
Здесь все просто. Майкл Кейн – постоянный гость нолановских фильмов, начиная с первого «Бэтмена». Даже если у режиссера нет роли для соотечественника, он ее обязательно придумывает, как сделал это в «Дюнкерке» и «Доводе». В «Оппенгеймере», правда, Кейн уже не снимался из-за возраста – в 2023-м ему исполнилось 90 лет.
Л – Лента
Нолан – один из главных хранителей традиций в современном кино. Он до сих пор снимает на пленку, поясняя это тем, что в таком случае процесс съемки и постпродакшена становится намного короче, а качество, резкость и глубина заметно выше, чем при цифровой съемке. «Оппенгеймера», к примеру, он снял на IMAX 70. Получилось 17,7 километра и 272 килограмма киноленты.
М – Мерфи
Киллиан Мерфи на 2023 год занимает второе место среди актеров по количеству участий в фильмах Нолана (шесть вместе с «Оппенгеймером»).
Если раньше режиссер, как, к слову, и многие другие, не доверял Мерфи ведущие роли, то в «Оппенгеймере» все же решился. Бенефис в байопике наверняка принесет ему немало наград впервые в карьере.
Н – «Начало»
Другой претендент на звание режиссерского opus magnum’а. Идею «Начала» Нолан вынашивал десять лет и столько же работал на свое имя, чтобы получить возможность реализовать проект мечты.
Получилось на славу – научно-фантастический боевик ломает наше представление о снах и представляет собой чуть ли не самый оригинальный фильм-ограбление, полностью деконструирующий основы поджанра. Неудивительно, что по зрительским оценкам «Начало» – лучший фильм Нолана.
О – «Оппенгеймер»
«Оппенгеймера», несмотря на то, что он вышел в мировой прокат только что, уже сейчас называют важнейшим событием XXI века, способным повлиять на умы тех, кто принимает решения, и тех, кто ощущает на себе их последствия. Трехчасовая биографическая лента об «отце атомной бомбы» – бенефис Киллиана Мерфи и фильм, который, вероятно, может принести режиссеру долгожданное профессиональное признание в виде нагрд.
П – «Преследование»
Мог ли Кристофер Нолан в 1998 году во время съемок своего полнометражного дебюта за 6 000 долларов предположить, как развернется его карьера? Вероятно, нет. Тогда он снимал свой первый фильм с друзьями в главных ролях и женой в качестве продюсера. «Преследование» представляет собой необычный реверсивный черно-белый нуар о молодом писателе, который вдохновляется преступлениями вора по имени Кобб (да-да, Нолан создал прототип героя «Начала» за 10 лет до премьеры). Картина заставила профессиональное сообщество обратить внимание на начинающего талантливого автора.
Р – Ридли Скотт
Помимо «Звездных войн», в молодости Нолан восхищался работами своего соотечественника Ридли Скотта. Особенно ему нравились «Бегущий по лезвию» и «Чужой»:
«Я помню, как меня поразил “Бегущий по лезвию” Ридли Скотта, а потом я начал анализировать тот факт, что мне нравится и “Чужой”. Два совершенно разных фильма, с разными актерами, разными историями, но за ними стоит один разум. И вот на этом я и сконцентрировался: на идее, что режиссер может контролировать творческую сторону фильма, которая необъяснима, но важна».
С – «Санденс»
Дебютный фильм Нолана «Преследование» на «Санденс» не попал, хотя режиссер рассчитывал, что главный американский фестиваль независимого кино возьмет в конкурс его работу. Однако этого не случилось – вместо «Преследования» зрители тогда восхищались «Ведьмой из Блэр». Не взяли и на «младшего брата» «Слэмдэнс». Впрочем, британец покорит их спустя пару лет, когда до США доберется «Помни».
Т – «Темный рыцарь»
То, что сделал Кристофер Нолан с Бэтменом, иначе как кинематографическим чудом не назовешь. «Темный рыцарь», как и любой фильм из трилогии, поменял зрительское представление о супергеройском кино. Оно никогда ранее не было настолько реалистичным, философским и темным. В результате многие режиссеры стали оглядываться на работу Нолана, приближая некоторые новые экранизации комиксов к реальности.
У – Уолли Пфистер
Со своим постоянным оператором Уолли Пфистером Нолан работал почти с самого начала карьеры. «Преследование» он снимал сам, а уже на «Помни» пригласил Пфистера. Вместе они создали все фильмы до «Интерстеллара». Над космическим опусом оператор работать не стал – решил попробовать себя в режиссуре. Пока не слишком удачно: на его счету только один фильм – фантастический триллер «Превосходство» (2014). За камерой в проектах Нолана его заменил новый постоянный оператор, Хойте ван Хойтема.
Ф – Фокусы
Как настоящий волшебник от мира кино, Кристофер Нолан любит фокусы, причем самые разные: от визуальных (несколько уровней сна и схлопывающийся город в «Начале») до нарративных – не зря ведь он водит за нос и зрителя, и героя Хью Джекмана в «Престиже».
Х – Хит Леджер
Свою главную и последнюю роль в карьере Хит Леджер сыграл именно у Нолана. Его Джокер в «Темном рыцаре» – несомненно один из лучших злодеев в истории кино. Персонаж вытянул из австралийского актера все, что только можно. Зато созданный образ остался навеки и был отмечен премией «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Учитывая, как бережно Нолан относится к актерам в своих фильмах, Леджер наверняка не раз сыграл бы у режиссера.
Ц – Циммер
Еще один завсегдатай фильмов Кристофера Нолана – композитор Ханс Циммер. Впервые они поработали вместе над «Бэтменом: Начало». Впоследствии Циммер создаст для режиссера несколько незабываемых саундтреков: к «Началу», «Интерстеллару», «Темному рыцарю» и «Дюнкерку».
Впрочем, в двух последних работах, «Доводе» и «Оппенгеймере», режиссер обратился к другому композитору – шведу Людвигу Горанссону. Но что-то подсказывает, что с Циммером он еще поработает.
Ч – «Человек из стали»
Помимо режиссерской деятельности, Нолан работает и продюсером. В основном на своих же фильмах, но иногда помогает и на проектах DC Comics.
В частности, Кристофер числился в продюсерах супергеройской вселенной Зака Снайдера («Человек из стали», «Лига справедливости», «Бэтмен против Супермена»), а также подсобил своему оператору Уолли Пфистеру в его режиссерском дебюте, фильме «Превосходство».
Э – Эмма Томас
Со своей будущей супругой и продюсером всех фильмов Нолан познакомился во время учебы в Университетском колледже Лондона, где изучал английскую литературу. Она жила этажом выше и планировала стать госслужащей, но знакомство изменило все.
«Это здорово – работать с людьми, у которых нет других планов, кроме как помочь тебе сделать самый лучший фильм. Но удивительно, как иногда трудно бывает перенести личные отношения в деловой контекст. Благодаря легкости в общении и безоговорочному доверию я понимаю, что Эмма точно со мной заодно. Поэтому, когда она говорит, что я ошибаюсь, поступаю глупо или просто должен понизить тон голоса, волей-неволей прислушиваюсь».
Ю – Юла
Юла, или волчок, из «Начала» – один из главных символов фильмов Нолана. Она помогает главному герою определить, где сон, а где реальность. Финал картины с крутящимся волчком не дает точных ответов – обрел ли Кобб счастье в реальности, или все это происходит во сне. Режиссер в свойственной ему манере признается:
«Реальность для каждого человека – это в каком-то роде совокупность его мечтаний и абстракций. Именно поэтому главному герою в финале не было важно, реальность это или сон. Остановится волчок или нет, уже не имеет значения, ведь Кобб счастлив со своими детьми».
Я – Я
Как и у практически любого большого автора, в фильмах Кристофера Нолана, особенно в последних, чувствуется огромное «Я». Самостоятельно придуманная концепция для него иногда важнее героев. Но, даже нарушая привычную формулу большого кино, он умудряется достучаться до зрительского разума, а иногда и сердца.