Кто победит на «Оскаре-2024»: прогноз кинокритика Time Out
Лучший фильм — «Оппенгеймер»
Главный конкурент — нет
Номинация «Лучший фильм» традиционно становится одной из самых интригующих на «Оскарах» последних лет. То «Лунный свет» неожиданно превзойдет «Ла-Ла Ленд» и поставит в неловкое положение Уоррена Битти и Фэй Данауэй, то случится внезапный триумф корейского кино («Паразиты», 2020), то в самый последний момент главный фаворит сезона проиграет маленькой инди-драме («CODA: Ребенок глухих родителей», 2022).
Однако в этом году интриги ждать не приходится. «Оппенгеймер» провел выдающийся наградный сезон и выиграл все, что только можно: «Золотой глобус», BAFTA, «Выбор критиков», премию Гильдии продюсеров и даже приз за лучший актерский ансамбль у Гильдии актеров — традиционно один из важнейших маркеров победы в главной оскаровской категории. К тому же «Оппенгеймер» представлен в режиссерской, сценарной и монтажной номинациях, и везде он — фаворит. Ни один из номинантов не может похвастаться таким набором, поэтому победа фильма Кристофера Нолана неминуема.
Лучший режиссер — Кристофер Нолан, «Оппенгеймер»
Главный конкурент — нет
Фанаты Кристофера Нолана уже могут откупоривать бутылку шампанского — его победа в режиссерской номинации еще более вероятна, чем победа «Оппенгеймера» в главной. В активе британца — все ключевые призы наградного сезона, включая премию Гильдии режиссеров. Ее результаты не сходились с оскаровскими лишь несколько раз за более чем 70 лет (совпадение — около 90% случаев).
Лучшая мужская роль — Киллиан Мерфи, «Оппенгеймер»
Главный конкурент — Пол Джаматти, «Оставленные»
Большую часть наградного сезона между Мерфи и Джаматти был паритет: оба выиграли по «Золотому глобусу», за Джаматти проголосовали критики, Мерфи выбрала Британская киноакадемия. До ночи вручения премии Гильдии актеров (SAG) казалось, что эта категория — наиболее конкурентная. Однако самая многочисленная Гильдия Голливуда сделала свой выбор в пользу Мерфи.
Остановимся на нем и мы. По двум причинам: SAG — последняя премия перед «Оскаром», поэтому ее результаты будут ближе всего к тому, что мы увидим утром 11 марта; кроме этого, Киллиан играет главную роль в фильме-фаворите церемонии. Представьте, если бы Джордж К. Скотт не получил «Оскар» за выигравшего семь статуэток «Паттона» в 1971 году, а Рассел Кроу, например, остался бы без награды за «Гладиатора».
Впрочем, шансы у Джаматти все-таки остаются. Академия любит яркие и эмоциональные актерские перформансы — в «Оставленных» его роль как раз такая. Но после дуплета Мерфи на премиях Гильдии актеров и BAFTA вероятность такого исхода стремительно уменьшается.
Лучшая женская роль — Эмма Стоун, «Бедные-несчастные»
Главный конкурент — Лили Гладстоун, «Убийцы цветочной луны»
А вот и главная интрига церемонии! Путь актрис в наградном сезоне похож на американские горки. Стоун называли претенденткой еще в сентябре, когда «Бедные-несчастные» выиграли Венецианский кинофестиваль. В январе она получила «Золотой глобус», стала «Выбором критиков», а в феврале — лучшей на BAFTA. Где тут горки, спросите вы? Вниз Стоун поехала аккурат перед «Оскаром» — премию Гильдии актеров забрала Лили Гладстоун, внеся смуту во все прогнозы.
Наградная судьба актрисы из «Убийц цветочной луны» тоже интересна. На равных с Эммой Стоун она котировалась после «Золотого глобуса», но следом шансы Лили стали постепенно уменьшаться: несколько проигрышей, отсутствие номинации на BAFTA. Казалось, в главной женской категории уже все предрешено, но не тут-то было — 24 февраля Гладстоун выигрывает SAG и заново тасует колоду.
Если опираться сугубо на статистические данные и историю, фаворитом «Оскара» можно считать Лили Гладстоун. В прошлом году точно такой же путь к золотой статуэтке проделала Мишель Йео, сначала победив на «Золотом глобусе», а затем выиграв SAG. Да и велик соблазн наградить первую номинированную на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль» представительницу коренных американцев.
Но не все так просто: в 2023-м «Все везде и сразу» оказался мультилауреатом церемонии, собрав семь наград, в то время как «Убийцы цветочной луны» могут повторить судьбу скорсезевского «Ирландца» и остаться ни с чем. Более того, при выборе академия обращает внимание на карьерные достижения, коих у Гладстоун пока не так много.
С другой стороны, появляется и дилемма второго «Оскара» для Эммы Стоун — достаточно ли времени прошло с момента вручения первого? «Наиграла» ли она на второй? В такие mind games, как вы понимаете, играть можно вечно. Мы же рискнем — несмотря на поражение Стоун на SAG и крохотный перевес Гладстоун, поставим на исполнительницу роли Беллы Бакстер в «Бедных-несчастных» (как вообще можно игнорировать такие работы?) и разыграем сценарий 2019 года, когда на флажке Оливия Колман отобрала, казалось бы, гарантированный «Оскар» у Гленн Клоуз. Кстати, тоже за роль в фильме Лантимоса. Почему бы и нет?
Лучшая мужская роль второго плана — Роберт Дауни-мл., «Оппенгеймер»
Главный конкурент — Райан Гослинг, «Барби»
Роберт Дауни-мл. идет за своим первым «Оскаром». Это было понятно еще летом, когда «Оппенгеймер» только появился на больших экранах. С наступлением наградного сезона эти мысли лишь подтвердились: его главный конкурент, Райан Гослинг из «Барби», уступил Дауни-мл. на всех церемониях. Так что статуэтка для вырвавшегося из цепей Marvel актера — дело почти решенное.
Лучшая женская роль второго плана — Давайн Джой Рэндольф, «Оставленные»
Главный конкурент — нет
Аналогичная мужской категории тотальная доминация в наградном сезоне Рэндольф: ее героиня, кухарка, пытающаяся справиться с потерей сына, настолько понравилась вообще всем, что актриса не отдала ни одной награды своим конкуренткам. Они у Рэндольф есть только на бумаге. Пожалуй, это будет самый уверенный «Оскар» на грядущей церемонии.
Лучший оригинальный сценарий — Жюстин Трие, Артюр Арари, «Анатомия падения»
Главный конкурент — Дэвид Хемингсон, «Оставленные»
«Анатомия падения» очень тихо устранила своих конкурентов. Все началось с «Золотой пальмовой ветви» Канн — весомый маркер, если вспомнить оскаровский, в том числе и сценарный, успех «Паразитов». Следом — неожиданные награды за сценарий на «Золотом глобусе» и BAFTA. Да и вроде бы оригинальная «Барби» перекочевала в соседнюю номинацию (адаптированный сценарий). Из возможных конкурентов — лишь «Оставленные», но статистического подтверждения этих намерений у картины Александра Пэйна нет.
Лучший адаптированный сценарий — Корд Джефферсон, «Американское чтиво»
Главный конкурент — «Барби», Грета Гервиг
В другой сценарной категории ожидается нешуточная схватка, фаворитом которой представляется «Американское чтиво» — остросоциальная экранизация метаромана «Стирание» Персиваля Эверетта. Причем немного вырваться вперед ему позволила победа на BAFTA. Когда Британская киноакадемия, состав которой пересекается с голливудской, среди прочего выбирает «самый американский» фильм — это говорит о многом.
Впрочем, конкуренты тоже солидные: тут и Кристофер Нолан с «Оппенгеймером», рассчитывающий забрать как можно больше наград, и союз Греты Гервиг с Ноа Баумбахом, выпустивший главный арт-мейнстрим 2023 года, и Тони Макнамара, талантливо пересобравший «Бедных-несчастных» Аласдера Грея. В общем, выбор у академиков точно есть. Чаще всего в таких случаях статуэтки за сценарий достаются лентам, которые вряд ли выиграют что-то еще, поэтому и основное соперничество будет между «Американским чтивом» и «Барби». Мы выбираем первое.
Лучший фильм на иностранном языке — «Зона интересов», Великобритания
Главный конкурент — «Идеальные дни», Япония
Спонсор прогноза в этой категории — французский оскаровский комитет, решивший выдвинуть от страны не «Анатомию падения», а «Рецепт любви». Будь в номинации картина Жюстин Трие, мы бы посвятили рассуждениям несколько абзацев. Без «Анатомии падения» в категории куда проще: «Оскар» с большой вероятностью заберет «Зона интересов» Джонатана Глейзера — единственный фильм из списка, представленный в главной номинации. Это автоматическая гарантия.
Лучший анимационный фильм — «Человек-паук: Паутина вселенных»
Главный конкурент — «Мальчик и птица»
Еще одна непростая для предсказания категория. За второго «Человека-паука» говорят мультипликационный «Оскар», премия «Энни», «Выбор критиков» и премия Гильдии продюсеров, за «Мальчика и птицу» — «Золотой глобус» и BAFTA. Комбо у обеих лент отличные, но чуть посильнее оно у «Человека-паука». Лишь четыре раза за 20 лет мультфильмы, выигравшие приз продюсерской Гильдии, не становились лауреатами «Оскара» («Тачки», «Приключения Тинтина», «Ральф» и «Лего. Фильм»). Доверимся этому маркеру, безошибочно помогающему определять победителей уже десять лет. Хотя в глубине души очень хотим удивиться и увидеть в конверте имя Хаяо Миядзаки.
Вероятные победители в оставшихся номинациях
Лучшая операторская работа — Хойте ван Хойтема, «Оппенгеймер»
Лучший монтаж — «Оппенгеймер»
Лучший саундтрек — Людвиг Йоранссон, «Оппенгеймер»
Лучший звук — «Оппенгеймер»
Лучшая песня — Билли Айлиш, What Was I Made For, «Барби»
Лучшая работа художника-постановщика — «Бедные-несчастные»
Лучший дизайн костюмов — «Барби»
Лучшие визуальные эффекты — «Создатель»
Лучший грим и прически — «Маэстро»
Лучший документальный фильм — «20 дней в Мариуполе»
Лучший короткометражный документальный фильм — «Последняя ремонтная мастерская»
Лучший короткометражный игровой фильм — «После»
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Письмо свинье»