Пока ты спал. Кто получил статуэтки на премии «Оскар-2022»
Оскаровская ночь всегда была событием из другого мира — может, поэтому ее так бурно обсуждали. Сейчас церемония вручения кажется чем-то вроде сна, который приснился любителям кино в положенный срок. Time Out рассказывает о лауреатах «Оскар-2022» и о тех, кто мог бы ими стать.
Лучший фильм: «CODA: Ребенок глухих родителей»
Выбор Time Out: «Не смотрите наверх»
Покадровый ремейк франко-бельгийской картины, «CODA: Ребенок глухих родителей» представляет собой классическое духоподъемное кино Америки. Вот девочка Роуз помогает своим глухим родителям ловить рыбу, вот находит общий язык с парнем-музыкантом из соседнего класса, а вот, наконец, поступает в Беркли, несмотря на все сомнения — свои и членов семьи.
Такой по-хорошему подростковый и трогательный фильм могли бы снять в нулевые – да, собственно, и сняли, только не в США, а в Великобритании, и назывался он «Билли Эллиот». В откровенной вторичности нет ничего плохого, да и само кино стопроцентно зрительское и доброе – что совсем не лишне в любой день года.
Другое дело – социальная сатира «Не смотрите наверх»: даже в старые добрые времена коронавируса мало кому хотелось целых два часа представлять себе гибель всего живого из-за алчности и глупости землян. Так что достойный не победил в эту ночь, но «Оскар» для душеспасительной картины о поющих подростках тоже хорошо. В конце концов, за детьми будущее.
Лучший режиссер: Джейн Кэмпион, «Власть пса»
Выбор Time Out: Джейн Кэмпион, «Власть пса»
Мы были сильно огорчены отсутствием в этой номинации Мэгги Джилленхолл — ее фильм «Незнакомая дочь» производит очень сильное впечатление. Однако, даже если бы мечты сбылись, картина вряд ли могла бы потягаться с ювелирной работой Джейн Кэмпион.
У современного кинематографа есть один крупный недостаток — в нем слишком много говорят. Слова стали чуть не единственным способом диалога со зрителем, который разучился понимать неназываемое. У Кэмпион слова мало что значат — не зря «Пианино», за которое она получила свою первую номинацию на «Оскар», было о немой женщине.
«Власть пса» рассказывает о мужской немоте: герой Бенедикта Камбербэтча может отдавать приказы и произносить угрозы, но есть вещи, для которых у него нет слов — только образы, предметы, иносказания.
Лучшая актриса: Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»
Выбор Time Out: Оливия Колман, «Незнакомая дочь»
Когда-нибудь любая роль, для которой понадобились тонны пластического грима и капелька актерского мастерства, будет проходить по ведомству премии имени Кристиана Бэйла. Пока же за это дают «Оскар», который в случае Джессики Честейн можно считать наградой по совокупности заслуг. Это была третья ее номинация после «Прислуги» и «Цели номер один».
Если же говорить о конкретной заслуге в конкретном фильме, то приз должен был уйти Оливии Коулман, хотя она и получила награду в прошлом году. Замкнутая, одинокая, ищущая оправдания мать, которая дважды крадет куклу у детей и только раз находит силы в этом признаться — этот очень мощный и одновременно тихий образ Коулман играет, что называется, от ножа. Она словно снимает с характера Леды кожуру, и, когда все заканчивается, остается только удивляться, что порезов на пальцах осталось так мало.
Лучший актер: Уилл Смит, «Король Ричард»
Выбор Time Out: Дензел Вашингтон, «Трагедия Макбета»
В эту ночь Уилл Смит выходил на сцену дважды — чтобы дать пощечину Крису Року, который оскорбил Джаду Пинкетт-Смит, и взять статуэтку за роль отца теннисисток Уильямс. В своей речи он извинился за импульсивность и сказал, что устал улыбаться тем, кто его не уважает.
Реальный отец сестер Уильямс был одержим идеей чемпионской селекции до такой степени, что вынуждал супругу рожать, а семью перевез в гетто ради закалки характера девочек. Мужчина вряд ли может пожаловаться на отсутствие уважения. Его образ в фильме светел до неприличия. Это не претензия к таланту Уилла Смита, который еще со времен «Али» показал, как надо сочетать сентиментальность с кулаками. Однако если бы «Оскар» получил Дензел Вашингтон за роль Макбета, то это выглядело бы намного достойнее: давно Шекспира в кино не играли так лаконично и жутко.
Лучший актер второго плана: Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»
Выбор Time Out: Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»
Коцур — не новичок в кинематографе: его можно увидеть в «Мандалорце» и «Мыслить как преступник». У него есть и собственная режиссерская работа «Необычный герой: Суперглухое кино» — о восьмилетнем глухом мальчике, который пытается учиться в обычной школе.
Однако награду Американской киноакадемии Трой Коцур получил впервые – впрочем, как и номинацию, став первым слабослышащим актером, который удостоился «Оскара». В общем, несмотря на очень хорошую работу Джесси Племмонса во «Власти пса», мы очень рады, что все сложилось именно так. Коцур привнес в свою роль много комических ноток и прекрасно сыграл человека импульсивного, грубоватого и любящего. Кстати, Марли Мэтлин, сыгравшая в «CODA» супругу Коцара и маму главной героини, получила «Оскар» еще в 1987 году за роль Сары в «Детях тишины» — фильме, который мы очень советуем посмотреть.
Лучшая актриса второго плана: Ариана ДеБос, «Вестсайдская история»
Выбор Time Out: Кирстен Данст, «Власть пса»
Безусловно, роль Аниты в новой версии «Вестсайдской истории» очень яркая, а сама Ариана ДеБос выглядит почти богиней в каждой сцене, где появляется. К тому же «Вестсайдская история» получила незаслуженно мало внимания как Американской киноакадемии, так и зрителей, так что за победу мюзикла в одной из крупных номинаций следовало бы порадоваться. И все же сердцу не прикажешь: Кирстен Данст в образе тихо спивающейся одинокой матери выглядит естественнее, чем все горячие танцы на асфальте.
Лучший анимационный фильм: «Энканто»
Выбор Time Out: «Митчеллы против машин»
Никогда такого не было, чтобы мультфильм Disney о семейных ценностях взял «Оскар» — и вот опять. «Энканто», безусловно, хорош: вниманием к культуре Колумбии, песнями Лина-Мануэля Миранды и сказочным разрешением конфликта поколений.
И все же «Митчеллы против машин» отличаются замечательным чувством юмора, иронией над современным миром гаджетов и нетривиальными графическими решениями. Пожалуй, со времен «Человека-паука. Через вселенные» это один из самых изобретательных мультфильмов.
Лучший иностранный фильм: «Сядь за руль моей машины» (Япония)
Выбор Time Out: «Рука Бога» (Италия)
Трехчасовая экранизация рассказа Харуки Мураками может показаться утомительной для тех, кто не привык к неторопливому темпу японского кино. Тем не менее это фильм, который неплохо бы посмотреть каждому — хотя бы затем, чтобы, помимо очевидных кинематографических достоинств, посмотреть, как ставят Чехова на фестивале в Хиросиме.
Это история о том, как искусством лечат огромное горе, но мы предпочли бы ей воспоминание Паоло Соррентино о тех днях, когда футбол в его сердце навсегда уступил место искусству, а желание сражения — желанию слушать и быть услышанным.