Кино вне времени. Культовые фильмы Роберта Земекиса | Кино | Time Out

Кино вне времени. Культовые фильмы Роберта Земекиса

Юлия Салихова   14 мая 2022
7 мин
Кино вне времени. Культовые фильмы Роберта Земекиса
Фото: legion-media.ru

Роберт Земекис — создатель культовых фильмов, на которых выросло целое поколение. Благодаря его киноэкспериментам научной фантастикой начали интересоваться не только гики, а история американского народа нашла отклик у людей по всему миру. Его фильмография достаточно обширна, но самые значимые проекты Земекиса были созданы еще в 1980-1990-х. В честь дня рождения режиссера Time Out решил вспомнить лучшие из них.


«Назад в будущее», 1985-1990 (трилогия)

Фото со съемок фильма, legion-media.ru

«Назад в будущее» — одна из самых успешных кинофраншиз, которая с годами не теряет своей популярности. Культовая трилогия о путешествиях во времени оказала большое влияние на поп-культуру и развитие жанра кинофантастики. Первый фильм о путешествиях Марти МакФлая вышел на экраны в 1985 году — и стал главным хитом кинопроката, породив два одинаково успешных продолжения.

События первой части начинаются в 1985 году. 17-летний тинейджер Марти МакФлай помогает другу-изобретателю доктору Эмметту Брауну протестировать первую в мире машину времени, которая работает на плутонии и выглядит, как обычный автомобиль марки ДеЛориан. Неожиданно в эксперимент вмешиваются агрессивно настроенные ливийцы: Дока выводят из игры, а Марти вынужден спасаться от погони. Подросток садится за руль ДеЛориан и переносится на 30 лет в прошлое. Там он случайно вмешивается в первую встречу своих родителей, и теперь его рождение под угрозой. Перед тем как отправиться домой, Марти должен исправить ситуацию и создать альтернативный вариант для своего настоящего.

Действие второго фильма стартует на следующее утро после того, как Марти вернулся в родной 1985-й. Его планы на уикенд рушит Док Браун, прилетевший из будущего с плохими вестями. На этот раз друзья отправляются в 2015 год, чтобы спасти детей Марти. Из-за этой миссии ломается настоящее, поэтому герои вынуждены снова вернуться в 1955-й. В третьей части события разворачиваются в XIX веке где-то на Диком Западе — туда создатель машины времени попадает в финале второго фильма.

Фото со съемок фильма, legion-media.ru

Для двух сиквелов боссы киностудии значительно увеличили бюджет на производство, поэтому в продолжениях стало больше визуальных эффектов. Конечно, для научной фантастики продвинутые спецэффекты имели большое значение, но статус культового трилогия «Назад в будущее» получила не только за картинку. Особое внимание Роберт Земекис и Боб Гейл уделили сценарию, в котором каждая деталь становилась важным двигателем сюжета. Режиссеру удалось найти идеальный баланс между фантастическим экшеном и подростковой комедией, поэтому история так полюбилась зрителям.


«Кто подставил кролика Роджера», 1988

Фото со съемок фильма, legion-media.ru

После кассового триумфа первой части «Назад в будущее» Земекис подписался на съемки сиквелов, но перед этим поставил анимационно-игровой фильм «Кто подставил кролика Роджера». В этой картине авторы соединили мультипликацию и сцены с участием реальных людей. «Мультяшки» были прорисованы вручную в лондонской анимационной студии, а Земекис режиссировал эпизоды с актерами.

Действие фильма происходит в 1940-х в Голливуде. Частный детектив Эдди Валиант берется за дело об убийстве магната. Единственный подозреваемый — анимационный кролик Роджер, который клянется в своей невиновности. Валиант должен выяснить, кто подставил звезду голливудских мультфильмов, и найти настоящего убийцу.

Мрачный нуар с мультяшными персонажами превзошел все ожидания студии — несмотря на дороговизну производства, мировые сборы окупили бюджет ленты почти в пять раз. Кроме коммерческой выгоды «кролик Роджер» сделал вклад в развитие американской анимации. С выходом фильма для мультипликаторов открылись новые перспективы в мире большого кинематографа. За визуальные эффекты картину отметили наградой члены американской киноакадемии.


«Смерть ей к лицу», 1992

Фото со съемок фильма, legion-media.ru

Черная комедия «Смерть ей к лицу» продолжает лучшие традиции телесериала «Байки из Склепа», над созданием которого Земекис работал параллельно со съемками фильма. В центре сюжета две заклятые подруги Мэдлин и Хелен, конкурирующие за внимание невзрачного очкарика. После того как Мэдлин добивается успеха и выходит замуж, Хелен отправляется в психушку вынашивать план мести. Много лет спустя уже престарелые подруги снова сходятся на поле боя, используя в качестве допинга магический эликсир молодости с неожиданным побочным эффектом.

Фэнтези-комедия «Смерть ей к лицу» принесла Земекису второй «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Спустя 30 лет зрелище все еще выглядит достойно. Особенно впечатляют дыра от выстрела в живот и сломанная после падения с лестницы шея — сцены, которые можно отнести к культовым моментам американского кинематографа.

Кроме того, на сегодняшний день комедия не утратила своего юмора и шарма и до сих пор смотрится легко и непринужденно. Финальный аргумент в пользу этой картины — актерский состав в лице Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюса Уиллиса.



«Форрест Гамп», 1994

Фото со съемок фильма, legion-media.ru

Форрест Гамп — один из самых известных персонажей мирового кинематографа. Этот милейший дурачок в исполнении Тома Хэнкса растопил сердца даже самых суровых критиков, а его рассказ вряд ли оставил равнодушным хотя бы одного зрителя. Киношная автобиография вымышленного героя Форреста Гампа тесно связана с реальными событиями прошлого и показана через призму американской истории. Фильм стал абсолютной классикой голливудского кино и до сих пор возглавляет рейтинги лучших, попутно становясь объектом кинопародий с бесчисленным цитированием оригинала.

Самыми запоминающимися сценами стали кадры с исторической хроникой, в которые вклеили героя Тома Хэнкса. Конечно, Земекис уже использовал визуальные эффекты в своих прошлых фильмах, но в случае с «Форрестом Гампом» графика служила не для развлечения, а для реализации важного режиссерского замысла.

В год выхода трогательная история, которую Форрест рассказывает случайным людям в парке, стала национальной сенсацией. Картина получила рекордные 13 номинаций на «Оскар» и забрала половину наград из этого списка, в том числе главную премию, в номинации «Лучший фильм», оставив позади «Криминальное чтиво» и «Побег из Шоушенка».


«Изгой», 2000

Фото со съемок фильма, legion-media.ru

Еще один совместный проект Земекиса и Хэнкса, получивший статус культового — фильм о парне, который пытается выжить на необитаемом острове посреди Тихого океана. Этим парнем стал вымышленный сотрудник реально существующей курьерской службы Чак Ноланд — единственный, кому удалось спастись после крушения корпоративного самолета. Когда герой понимает, что ждать помощи не от кого, то начинает продумывать варианты самостоятельного спасения.

Драма «Изгоя» не ограничивается вопросом выживания, а ставит во главу сюжета проблему одиночества. Чтобы сделать акцент на трагедии одного человека, создатели ленты не стали усложнять историю введением других персонажей на необитаемую территорию. Единственным второстепенным героем на острове оказывается неодушевленный предмет — волейбольный мяч Уилсон из выброшенной на берег посылки. После выхода фильма на экраны дружба мужчины и мяча стала объектом кинопародий и не раз обыгрывалась в фильмах, сериалах и телевизионных шоу.

Современная робинзонада получила положительные отзывы зрителей и критиков. Том Хэнкс, который в одиночку тащил добрую половину фильма, получил за свою работу «Золотой глобус» и номинации на «Оскар», «Премию гильдии актеров», «Премию канала MTV» и BAFTA.