5 лучших фильмов Акиры Куросавы — главного самурая мирового кинематографа
«Расемон», 1950
До 1950 года на Западе ничего не знали о Куросаве, однако «Расемон» эффектно открыл японское кино мировому зрителю. Картина получила множество наград, в том числе «Золотого льва» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
При этом японским критикам фильм совершенно не понравился, они были озадачены восторженными отзывами западных коллег. Многие даже предположили, что подобное восхищение обусловлено тем, что «Расемон» достаточно экзотичен для европейцев, но при этом понятнее большинства японских фильмов.
В центре сюжета – история убийства самурая, рассказанная несколькими очевидцами, каждый из которых предлагает зрителю свою субъективную версию произошедшего. В этом фильме Куросава впервые ввел в сценарий концепцию ненадежного рассказчика, чем сломал все традиционные шаблоны кинематографа. Он мастерски сплетает воедино несколько точек зрения, чем демонстрирует сложную и часто ненадежную природу человеческого восприятия. Зритель до последних секунд не понимает, что же произошло на самом деле, кто из героев искренен, а кто врет, стараясь выставить себя в лучшем свете.
Значение картины для мировой культуры было столь огромно, что после ее выхода даже появился отдельный жанр фильмов, в основе сюжета которых лежит так называемый эффект Расемон – феномен ненадежности свидетеля. Например, Дэвид Финчер использовал этот прием в «Бойцовском клубе» и «Исчезнувшей».
«Жить», 1952
Главный герой десятилетиями работал на государственной службе, отказывая себе в удовольствиях, а перед выходом на пенсию узнал, что у него рак. Это одна из самых эмоционально резонансных историй в карьере Куросавы.
Фильм вдохновлен повестью Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» и в тонкой пронзительной манере исследует темы мимолетности жизни, смертности и искупления. Проигрывая битву с жестокой болезнью, герой пытается напоследок сделать что-то хорошее не только для себя, но и для других. Поэтому последним его поступком становится строительство детской площадки в бедном районе Токио.
Что делает фильм по-настоящему прекрасным, так это способность задевать зрителя за живое. «Жить» показывает Куросаву в самом мягком и созерцательном его проявлении. Режиссер словно напоминает, что жизнь мимолетна и каждому нужно найти смысл существования в чем-то большем, чем ворох рабочих документов. Рассказывая о том, как у него появилась идея снять картину, Куросава признался, что часто думал о собственной смерти и пытался понять, что значит быть живым. Он снял фильм, чтобы ответить самому себе на этот вопрос – не на пороге смерти, а когда еще можно хоть что-то исправить.
«Семь самураев», 1954
«Семь самураев» – монументальное произведение искусства, выдержавшее проверку временем и до сих пор вдохновляющее новые поколения кинематографистов.
Несмотря на внушительный хронометраж, самурайский эпос Куросавы лег в основу первых боевиков и оказал огромное влияние как на японское кино, так и на Голливуд. Действие фильма происходит в конце XVI века в раздираемой междоусобными войнами Японии и сосредоточено вокруг небольшой деревни, страдающей от набегов бандитов. Будучи не в силах противостоять негодяям, фермеры решаются нанять самураев, которые за пищу и кров сумели бы защитить их от грабежа. Куросава противопоставляет соблюдающих строжайший кодекс чести воинов и морально развращенных преступников. Семь самураев в фильме символизируют последнюю линию обороны, ограждающую общество от неизбежного разложения.
«Семь самураев» стали самым дорогим японским фильмом того времени. Съемки проходили на местности с сильным акцентом на ландшафт и погодные условия, которые должны были олицетворять внутреннюю психологическую борьбу человека. Также много внимания уделялось достоверности декораций, костюмов и оружия той эпохи.
В процессе работы над фильмом Куросава впервые отказался от любимого метода съемки «кадр за кадром». Он опасался, что масштабные сцены финальной битвы с бандитами слишком сложны и непредсказуемы и что будет невозможно в точности переснять кадр в случае необходимости – из-за большого количества героев и сильного ливня, во время которого по сюжету и происходит схватка. Поэтому режиссер использовал три камеры, работающие одновременно. В итоге ему так понравился результат, что Куросава начал использовать эту технику и для менее остросюжетных фильмов.
«Дерсу Узала», 1975
В начале 1960-х в связи с популяризацией телевидения японцы практически перестали смотреть кино. Кинотеатры и компании закрывались, доходы падали: дальнейшее творчество Куросавы оказалось под угрозой, в том числе из-за его дорогостоящего метода производства.
В 1966 году у режиссера закончился эксклюзивный контракт с кинокомпанией Toho и он задумался о работе за пределами Японии. В качестве своего первого зарубежного проекта он выбрал историю о грабителе банков Мэнни, который сбегает из тюрьмы и оказывается в неуправляемом поезде. Однако языковой барьер и трудности с финансированием стали для Куросавы непреодолимым препятствием: съемки сначала несколько раз переносили, а потом и вовсе отменили (19 лет спустя по сценарию японца Андрей Кончаловский все-таки снял «Поезд-беглец» и даже получил за него три номинации на «Оскар»).
Потратив два года впустую, Куросава согласился на участие в крупном голливудском проекте «Тора! Тора! Тора!» о нападении японского флота на Перл-Харбор во времена Второй мировой войны. Он несколько месяцев работал над своей частью сценария, но все снова пошло наперекосяк. Продюсеры сократили бюджет, серьезно урезали экранное время, выделенное для японской части истории и заменили второго режиссера. Когда съемки, наконец, были согласованы, Куросава продержался три недели. Незнакомая команда и жесткие требования голливудского кинопроизводства сковывали его, а американские коллеги, в свою очередь, были озадачены методами работы японца. Продюсеры решили, что он психически болен и отправили на обследование, после чего уволили. Куросава потратил годы жизни на проект, в котором даже его имя не упоминалось в титрах.
Понимая, что его репутация поставлена под угрозу, Куросава быстро перешел к новому фильму «Под стук трамвайных колес», который имел успех у критиков, однако был полностью проигнорирован зрителями. В 1971 году, не имея работы и финансирования, пребывая в тяжелой депрессии, Куросава не справился с навалившийся на него чередой неудач и попытался уйти из жизни.
«Дерсу Узала» стал первым проектом, снятым режиссером после той попытки, что делает его невероятно важным. Фильм был снят в сотрудничестве с кинокомпанией «Мосфильм» и стал единственной работой Куросавы на иностранном языке. История дружбы исследователя Владимира Арсеньева с охотником Дерсу Узала и их приключения в путешествии по Уссурийской тайге была тепло принята не только в СССР, но и в Европе. Картина получила «Оскар» за лучший иностранный фильм, два приза национальной кинопремии Италии и воскресила карьеру японца.
«Еще нет», 1993
Последний фильм Куросавы подробно описывает жизнь японского писателя и профессора немецкого языка в преддверии Второй мировой войны.
Каждый год учитель встречается со своими бывшими студентами, чтобы вместе отпраздновать день рождения, и те в шутку задают один и тот же вопрос: готов ли он уже умереть? И каждый раз, невзирая на войну, потерю дома, депрессию и утраты, профессор отвечает: «Еще нет».
Несмотря на неспешный темп, «Еще нет» – это увлекательное и эмоциональное путешествие, история о любви и стойкости перед лицом жизненных трудностей, способная найти отклик у зрителей всех возрастов. Одной из тем, в том числе исследуемых в фильме, стала американская оккупация Японии после окончания Второй мировой войны и ее влияние на японскую культуру и общество.
«Меня до сих пор озадачивает, что люди понимают и любят мои фильмы. В случае с “Еще нет”, например, я думал, что люди за рубежом не поймут его, но он получил невероятно большой отклик… Некоторые части иностранцы поняли даже лучше, чем японская аудитория», – рассказал Куросава в интервью коллеге-режиссеру Нагисе Осима.