Литературные произведения Средневековья, ставшие источником вдохновения для кино
Чтобы снять отменное фэнтези, кинематографисты часто обращаются к средневековым легендам и песням. В них столько путаницы и мистики, что редкий зритель сможет упрекнуть режиссера, что тот отошел от оригинального текста. К тому же это идеальная база, чтобы с помощью современных технологий создать по-настоящему волшебное кино — ведь здесь есть рыцари и настоящие чудеса. Как, например, в фэнтези «Легенда о Зеленом рыцаре» с Девом Пателем, которое выходит в прокат 26 августа. Time Out вспомнил, какие еще мифы и легенды легли в основу кинокартин и сериалов.
Сэр Гавейн: молодо-зелено
В фэнтези Дэвида Лоури «Легенда о Зеленом рыцаре» Дев Патель играет сэра Гавейна — отважного, но чуть больше меры пылкого племянника короля Артура. Вместо своего дяди он принимает смертельно опасный вызов таинственного Зеленого рыцаря. Так начинается его зачарованный путь к поиску и познанию самого себя.
В основе сценария — поэма XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», переведенная Джоном Рональдом Руэлом Толкином, автором романа «Властелин колец», а роман был написан уже на ее основе. Произведение приключенческое, но философское одновременно, рассказывает об испытаниях духа и проверяет на прочность и верность благородного Гавейна. Однако главная его особенность — интрига, которую и поэма, и уж тем более новый фильм сохраняют практически до самого финала: кто же этот Зеленый рыцарь?
Ужасающий и пробуждающий невероятное любопытство, он затянет в это приключение не только Пателя в доспехах, но и зрителей.
Беофульф: на стыке эпох
Борец с драконами и мифическими монстрами, Беовульф как литературный герой родился примерно в VIII веке и был, по наиболее распространенной версии, шведом. Народный спаситель предотвратил нападение чудовища Гренделя на дворец, дал отпор его матери, стал правителем, а на старости лет умудрился еще сразиться с драконом, вместе с которым и покинул бренный мир. История со всех сторон героическая и славная. Кроме того, она знаменует исторический переход того, что мы знаем, как современную Северную Европу, от язычества к христианству. Беовульф — носитель старого верования — погибает вместе с последним монстром. Сэр Толкин назвал историю «Беофульфа» произведением искусства и немало подпитывался ею, чтобы описать приключения своих хоббитов.
В 2007 году Роберт Земекис снимает свой второй полнометражный мультфильм, используя технологию захвата движения. Его персонажи носят лица известных актеров: Рэя Уинстона, Энтони Хопкинса, Робин Райт и, конечно, Анджелины Джоли — кто еще мог сыграть инфернальную соблазнительницу? Сценарий написал писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов Нил Гейман — он наделил мифических персонажей понятными человеческими качествами, которые не были в традиции англосаксонского эпоса, и… попал в зрителя.
Старшая Эдда: боги как супергерои
Все, что нужно современной публике знать о легендарной «Старшей Эдде», так это то, что их обожаемые Тор и Локи оттуда. Правда, читать ее поклонникам супергеройских приключений будет сложновато. «Старшая Эдда» — сборник песен про скандинавских богов и героев, который по крупицам собирали с XIII по XVII века, которые писались и сочинялись намного раньше. Сборник подробно объясняет устройство мира по скандинавским представлениям со всеми этими Иггдрасилями, валькириями и склочными богами.
Marvel уверенно опирается на основы «Эдды» и словно продолжает дописывать в нее собственные песни. Последнее предложение от них — персонализированные приключения трикстера Локи в одноименном сериале, где есть и мифология, и физика будущего, и актуальная повестка.
Король Артур: да-да, тот самый
Кажется, нет на свете такого человека, который бы не слышал про короля Артура. Более или менее канонично историю этого правителя и заодно рыцарей Круглого стола зафиксировал в XII веке монах Гальфрид Монмутский. С тех пор появилось немало трактовок и ответвлений — например, та же история сэра Гавейна и Зеленого рыцаря, грустные сказки про влюбленного Ланцелота — прародителя куртуазного романа, а также мистические легенды о волшебнике Мерлине, который сопровождал Артура буквально от зачатия.
Именно двухсерийный фильм «Великий Мерлин» 1998 года довольно объемно представляет все фигуры мифа про короля Артура. Тут вам и Дева озера, и трагический инцест, и грустная Гвиневра в неожиданном исполнении Лины Хиди. А вот самого Артура здесь играет совсем неизвестный актер.
В 1963 году студия Disney представила мультфильм «Меч в камне». В 1985-м Артура сыграл Малкольм Макдауэлл в телефильме «Король Артур», в 1995-м — Шон Коннери. Впрочем, он согласился быть второстепенным персонажем, ведь «Первый рыцарь» — это фильм о Рыцаре телеги Ланцелоте. В 2004 году король Артур принял облик в Клайва Оуэна — дикого, но симпатичного вождя сарматов, который сражался за Британские острова во имя Римской империи.
Однако смелее всех поступил Гай Ричи, выпустив «Меч короля Артура» с Чарли Ханнэмом — так торжественный эпос еще никто не снимал. А если хотите посмеяться, то в 1975 году «Монти Пайтон» выпустили абсурдистский фильм о священном Граале, который не раз входил в списки лучших комедий всех времен.
Макбет: великий мистификатор Шекспир
Кто на самом деле постарался во славу истории Великобритании, так это сэр Уильям Шекспир. Увлечение историей страны возвело драматурга на мировой пьедестал, с которого его не может скинуть никакая критика. Только Шекспир все же был поэтом, поэтому ему свойственны художественные преувеличения. Особенно, когда речь идет о мрачной трагедии «Макбет».
Кто не помнит: славный воин под уговорами жадной до власти жены убивает всех, кто ему мешает, и ненадолго становится королем Шотландии. Основными фэнтези-элементами пьесы являются встреча с ведьмами, которые одним приветствием предсказывают судьбу отважного воина, визит призраков и наступление Бирнамского леса на замок Макбета.
Амбициозный Орсон Уэллс экранизировал текст максимально точно, насколько это возможно в кино, и сыграл главную роль — зрелище крайне театрализованное и киноманское одновременно. За классическое исполнение по всем канонам ответственны сэр Иен Маккеллен и дама-командор Джуди Денч.
Разумеется, стоит обратить внимание на перенос шотландской трагедии и на японские реалии. Акира Куросава в 1957 году снял ленту «Трон в крови», меняя место действия, но не имена и канву. И все же визуально всех превзошел Джастин Курзель. В 2015 году он представил максимально реалистичную трактовку пьесы с убийственно убедительными Майклом Фассбендером и Марион Котийяр. Сказку он, конечно, разрушил, но в эффектности и запоминаемости этому фильму не откажешь.