Суровый маршал, меланхоличный певец и просто Чувак. Лучшие роли Джеффа Бриджеса
4 декабря исполняется 73 года лауреату премии «Оскар» и множества других наград — Джеффу Бриджесу. Даже если вы не сразу вспомните актера по имени, вы наверняка узнаете его в образе легендарного Чувака из фильма «Большой Лебовски». Time Out предлагает оценить эту и другие роли Бриджеса, которые сделали его любимцем публики.
«Последний киносеанс», 1971

За роль Дуэйна Джексона, встречающегося со школьной красоткой Джейси Фэрроу, Джефф Бриджес получил свою первую номинацию на «Оскар». Тогда ему был всего 21 год.
По сюжету ленты Дуэйн и Сонни — лучшие друзья, которым вскоре придется расстаться и пойти своими дорогами. Они проводят много времени вместе, крутят романы с местными девушками, играют в бильярд, смотрят фильмы и размышляют, что их ждет по окончании школы.
«Король-рыбак», 1991

Джек привык жить на широкую ногу. У него есть перспективная работа радиоведущего, позволяющая удовлетворять любой каприз и вести себя так, как хочется, даже если это может обидеть и оскорбить других. Однажды Джек саркастично отвечает на звонок постоянного слушателя, после чего тот идет в кафе, расстреливает семерых посетителей, а затем убивает себя. Трагедия кардинально меняет жизнь героя: карьера радиоведущего рушится, и он постепенно превращается в алкоголика, который тщетно пытается избавиться от чувства вины.
Все меняется после знакомства с Пэрри, чья жена погибла в тот злосчастный день. Герой решает помочь мужчине отыскать в Нью-Йорке Священный Грааль. За роль в причудливой ленте Терри Гиллиама актер был номинирован на «Золотой глобус».
«Большой Лебовски», 1998

Одна из главных ролей в карьере Джеффа Бриджеса неразрывно связана с фигурой Джеффри Лебовски по прозвищу Чувак. Герой ленты братьев Коэнов — бездельник, который вместо работы предпочитает проводить время дома или с друзьями, играть в боулинг, попивая коктейли, слушать рок-музыку и вообще ни о чем не беспокоиться. Так происходит до тех пор, пока по ошибке не портят его любимый ковер. Когда герой понимает, что его приняли за миллионера-однофамильца, то пытается вытребовать компенсацию за причиненный ущерб. В ответ миллионер просит Чувака помочь ему спасти свою пассию — и отвезти чемодан с деньгами бандитам.
Премьера ленты состоялась на кинофестивале «Сандэнс», зрители и критики встретили картину прохладно. Многие не могли поверить, что ее создали авторы «Фарго», и возмущались большим количеством бранных слов. Однако чуть позже мнение изменилось: газета The Independent назвала фильм культовым, критики признали, что Джефф Бриджес идеально воплотил образ Лебовски на экране, а зрители на основе мировоззрения полюбившегося героя создали целое философское течение под названием дудеизм.
В 2013 году Бриджес выпустил книгу «Чувак и Мастер Дзена», написанную в соавторстве с Берни Глассманом.
«Дорога на Арлингтон», 1999

В этом параноидальном политическом триллере Джефф Бриджес выступил в роли профессора истории Майкла Фарадея, чья жена трагически погибла во время операции ФБР, оставив героя с маленьким сыном на руках. Однажды мужчина знакомится со своими новым соседом Оливером Лэнгом. Поначалу Фарадей рад, что в его жизни появились друзья, но чем больше Майкл общается с Оливером, тем чаще ему начинает казаться, что мужчина не тот, за кого себя выдает.
Персонаж Бриджеса превращается в параноика, помешанного на теориях заговора. Вместе с героем зритель оказывается в ловушке, и единственный выход из нее — понять, кто врет, а кто говорит правду.
«Планета Ка-Пэкс», 2001

В психологической драме Иэна Софтли актеру досталась роль психотерапевта Марка Пауэлла, на лечение к которому попадает загадочный Прот. Последний утверждает, что прилетел на Землю с далекой планеты Ка-Пэкс, на что доктор поначалу реагирует с изрядной долей скептицизма. Врачам так и не удается поставить Проту какой бы то ни было приемлемый диагноз, а Пауэлл постепенно начинает проникаться рассказами пациента о «родине» и задумывается, что, возможно, Прот вовсе не сумасшедший.
Критики высоко оценили дуэт Джеффа Бриджеса и Кевина Спейси: загадочный герой одного из них уравновешивал трезво смотрящий на жизнь образ другого. Любопытно, однако, что изначально роль Прота хотели предложить Уиллу Смиту, а Пауэлла отдать Кевину Спейси.
«Бунтарка», 2006

«Бунтарка» — единственная молодежная комедия в фильмографии Джеффа Бриджеса. В ней актер сыграл тренера Берта Виккермана, на перевоспитание к которому попала некогда подающая надежды гимнастка Хейли Грэм. Свои последние соревнования девушка покинула, не дождавшись их завершения, из-за чего всю команду дисквалифицировали, а после пустилась во все тяжкие, пока не оказалась перед судом по делам несовершеннолетних. Теперь Грэм предстоит либо сесть в тюрьму, либо вспомнить о незавершенной спортивной карьере.
В ленте сыграли олимпийские чемпионки Карли Паттерсон и Настя Люкина. В интервью Джефф Бриджес рассказывал, что нередко обращался к ним за советом.
Режиссер Джессика Бендингер признавалась, что, когда Бриджес согласился на роль в ее ленте, она почувствовала себя как недавно получивший права новичок, которому дали покататься на Ferrari.
«Сумасшедшее сердце», 2009

Именно за роль в «Сумасшедшем сердце» Джефф Бриджес получил свой первый «Оскар». Здесь он играет некогда популярного кантри-певца, а ныне — алкоголика, который пережил серию неудачных браков и не виделся с собственным сыном больше 20 лет. Во время гастролей Отис знакомится с музыкальной журналисткой, у которой есть четырехлетний ребенок, и понимает, что ему пора менять свой образ жизни.
По мнению критиков, главная причина, по которой фильм смотрится хорошо, имея достаточно предсказуемый сюжет, заключается в актерской игре Джеффа Бриджеса. Интересно наблюдать за тем, как его меланхоличный герой борется с внутренними демонами и не без помощи музыки вновь обретает то, что казалось давно утерянным.
К слову, в этой ленте Бриджес смог объединить два своих любимых занятия — музыку и кино — и получить за роль Отиса Блэйка заслуженные «Оскар», «Глобус» и приз Гильдии киноактеров.
«Железная хватка», 2010

До того как вновь появиться в проекте братьев Коэн «Железная хватка», актер уже снялся в «Плохой компании» Роберта Бентона, «Ранчо Делюкс» Фрэнка Перри и «Вратах рая» Майкла Чимино.
В «Железной хватке» Бриджес играет федерального маршала США Рубена «Забияку» Когберна, который не особо следует закону и на досуге подрабатывает «охотником за головами». За приличную сумму он соглашается помочь 14-летней Мэтти Росс отомстить за убийство ее отца — и они отправляются на поиски бандита Тома Чейни.
В 1969 году уже выходила экранизация одноименного романа Чарльза Портиса — тогда Джон Уэйн удостоился «Оскара» за роль Рубена Когберна. Бриджес, однако, решил не опираться на опыт предшественника и показал свою версию персонажа, полную противоречий, но оттого, как нам кажется, более реалистичную.