Детектив, профессор, фавн. Лучшие роли Джеймса МакЭвоя
14 октября в российский прокат выходит остросюжетный триллер «Исчезнувший» — история о том, как в детском кемпинге в Шотландии вдруг пропадает семилетний мальчик. У полиции нет зацепок, поэтому отец ребенка берется за расследование сам. У картины не было сценария, лишь три листа опорных сюжетных точек, поэтому это полноценная импровизация исполнителя главной роли Джеймса МакЭвоя. По случаю премьеры Time Out вспомнил лучшие перевоплощения актера и рассказывает, на что он готов ради успеха фильмов.
«Исчезнувший», 2021
Когда Кристиан Карион задумал сделать англоязычный ремейк своего фильма «Мой сын», ему нужно было найти бесстрашного актера — человека, который согласится сниматься без четкого сценария, сможет легко импровизировать в кадре и самостоятельно продумывать диалоги. Первым делом режиссер вспомнил про Джеймса МакЭвоя, и тот на удивление сразу откликнулся. Такой опыт показался актеру сложной и вместе с тем интересной задачей.
Во время командировки его герой Эдмонд узнает, что в детском лагере пропал его сын. Версий у следствия много, но зацепок нет вовсе — тогда отец бросает все свои дела и сам отправляется на поиски. Он полон решимости сделать все возможное, чтобы раскрыть тайну исчезновения мальчика.
Фильм снимали дважды: сначала без главного актера, а потом с ним. МакЭвою удалось справиться с задачей за восемь дней:
«Это был удивительный опыт, не каждому актеру так везет. Надеюсь, мне удалось передать зрителю свои реальные ощущения, которые будут держать в напряжении на протяжении всего фильма».
«Сплит», 2017
Триллер М. Найта Шьямалана, в котором МакЭвою пришлось сыграть маньяка с множественным расстройством личности, активно обсуждали в медиа. Шутка ли — обещали, что актер сыграет сразу 23 совершенно разных персонажа.
Актерский вызов для МакЭвоя перешел еще и в физическую плоскость — в одной из сцен Джеймс сломал руку, но никому не сказал об этом. Он снимался два дня, доделал работу и только потом сдался в больницу.
«Моим любимчиком из “Сплита” был мальчик по имени Хедвиг — наивный ребенок. Персонаж одновременно невинный и при этом мстительный и дрянной. Играть его было одно удовольствие. Сначала над ним умиляются, а через минуту боятся. Мне кажется, что это самая страшная роль, которую я когда-либо играл».
«Люди Икс: Первый класс», 2011
В возрождении супергеройской франшизы МакЭвой урвал главную партию — роль юного Чарльза Ксавье, мастера телепатии, которому было суждено стать профессором Икс и создать школу для детей-мутантов. Изначально Джеймс хотел сделать так, чтобы его персонаж говорил как Патрик Стюарт, который играет профессора в фильмах начала 2000-х, но режиссер решил оставить шотландский акцент актера. В итоге МакЭвой сыграл эту роль уже четыре раза и недавно заявил, что был бы готов вернуться в кресло Ксавье.
Слухи о том, что Джеймс сыграет профессора Икс в новом «Докторе Стрэндже» ходят давно, и актер лишь подогревает их: «Если мне предложат хороший сценарий, то я буду в восторге».
«Грязь», 2013
Главный герой этого фильма Брюс Робертсон — детектив сыскной полиции Эдинбурга, мечтающий о повышении. На горизонте появляется громкое дело: если Брюс раскроет его, то получит должность. Однако одиозный персонаж предпочитает другие, более грязные методы: он лучше уничтожит своих конкурентов, чем будет делать скучную работу. В основе черной комедии Джона С. Бейрда лежит роман Ирвина Уэлша с похожим неприятным названием.
На съемках фильма МакЭвою пришлось несладко: чтобы вжиться в образ детектива, он выпивал почти каждый вечер, так что опухшее лицо Робертсона в кадре более чем настоящее. Ну, и в сцене, где Брюса тошнит, Джеймс тоже выложился по-настоящему.
«Я старался создать образ человека, который не заслуживает симпатии, который говорит вам в лицо — я подонок и вы можете меня ненавидеть. Но при этом он никого из себя не строит, и в этом его сила. Так что мы слегка манипулировали зрителями, пытаясь заставить их полюбить Брюса вопреки здравому смыслу».
«Искупление», 2007
Экранизация романа Иэна Макьюэна об одной детской лжи, которая разрушила жизнь сразу нескольких хороших людей. Режиссер картины видел в главной женской роли только свою музу Киру Найтли, а вот на счет мужской сомневался. На прослушивании у него было сразу несколько претендентов. Однако Джеймс был в восторге от этой сценария и мечтал получить роль: «Я почувствовал, что у меня есть все необходимое, чтобы сделать это хорошо».
Райту понравилось его видение персонажа, к тому же «рабочие» корни актера идеально совпадали с биографией Робби. «Искупление» открывало Венецианский кинофестиваль, его номинировали на «Оскар» в семи категориях, а роль сына домработницы принесла Джеймсу номинации на «Золотой глобус», «Бафту» и премию Европейской киноакадемии.
«А в душе я танцую», 2004
Драма Дэмиена О’Доннелла, основанная на реальных событиях, первая главная роль в резюме МакЭвоя. История о двух друзьях, которые встретились в доме для инвалидов, но не спешат падать духом, имела большой успех у критиков. Многие отмечали невероятную актерскую работу 24-летнего Джеймса.
При подготовке к съемкам он много общался с людьми, у которых была мышечная дистрофия Дюшенна. Большинство из них говорили о том, что не выносят жалости к себе — уж лучше быть невидимками. Чтобы вжиться в роль, МакЭвой проводил в инвалидном кресле по 12 часов в день и развлекался как мог. Все не зря: в 2005 году на Irish Film and Television Awards картина получила награду как «Лучший ирландский фильм».
«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», 2005
Фавн с миловидным личиком из книг Клайва Стейплза Льюиса — одна из первых больших студийных ролей МакЭвоя. Чтобы вжиться в образ Тумнуса, Джеймс пытался прибавить в весе и носил на съемках ядовито-зеленые жутко тесные лайкровые колготки — они нужны были для последующего превращения его человеческих ног в козлиные при помощи компьютерной графики.
«Было довольно дико разгуливать по площадке в колготках, когда все вокруг были в брюках и ботинках».
На этом проблемы молодого актера не закончились: Джеймсу также приделали специальные ноздри, в которых он не мог нормально дышать. Когда актер простудился, съемки и вовсе превратились в ад — его нос постоянно сползал и портил дубли. Джеймс при этом страшно матерился, поэтому юная актриса Джорджи Хенли, которая играла Люси, сорвала солидный куш — она брала с МакЭвоя по четыре доллара за каждое бранное слово.
После съемок мучения МакЭвоя тоже не закончились: во время работы над «Сплитом» Джеймс и Аня Тейлор-Джой постоянно подкалывали друг друга, и однажды она обклеила всю его гримерку мемами с мистером Тумнусом. Шах и мат.