Лучшие оригинальные сериалы «Кинопоиска»: русская хтонь и упыри-пионеры в детском лагере | Кино | Time Out

Лучшие оригинальные сериалы «Кинопоиска»: русская хтонь и упыри-пионеры в детском лагере

Анастасия Лабурец   11 июля 2023
9 мин
Лучшие оригинальные сериалы «Кинопоиска»: русская хтонь и упыри-пионеры в детском лагере
Кадр из сериала «Пищеблок»
В апреле международная исследовательская компания GfK опубликовала рейтинг самых популярных онлайн-платформ. Среди российских стримингов «Кинопоиск» занял первое место. Сервис исправно радует подписчиков оригинальными сериалами, создатели которых не боятся выходить за рамки привычных форматов и экспериментировать с содержанием. К премьере второго сезона одного из самых популярных шоу онлайн-кинотеатра, «Пищеблока», Time Out собрал семь лучших проектов «Кинопоиска», на которые стоит обратить внимание.

«Пищеблок» (2021 – н.в., 2 сезона)

Сериал «Кинопоиска», побивший рекорд по числу зрителей на старте, — за сутки его посмотрело около 100 тысяч подписчиков сервиса. Действие первого сезона происходит в 1980 году в пионерлагере «Буревестник». На олимпийскую смену приезжает пятиклассник Валера Лагунов, переживающий гибель старшего брата в результате несчастного случая. У мальчика не слишком ладятся отношения со сверстниками. Единственным, кто предлагает Валере подружиться, становится грезящий о футболе Лева Хлопов. В один день герой замечает за своим новым знакомым странное поведение. Тот стал более замкнутым, практически не снимает пионерскую форму и каким-то непостижимым образом заставляет ребят выполнять свои прихоти. Однажды Валера видит, как Хлопов пьет кровь у соседа по комнате. Так мальчик понимает, что лагерь населяют вурдалаки.

Российские постановщики все чаще примеряют вампирский образ жизни на российскую действительность. Планку задали «Вампиры средней полосы» от START, в котором разновозрастные кровососы боролись со злом, населяющим Смоленск. «Пищеблок», снятый по одноименному роману Алексея Иванова, продолжает традицию, однако на этот раз в центре внимания фигурируют дети.

Проект нередко сравнивают с «Очень странными делами», хотя Валерке и приходится докапываться до сути самостоятельно, без верных друзей. От американского шоу здесь можно заметить и жанровое разнообразие, включающее элементы мистики, хоррора и драмы, и атмосферу, проникнутую ностальгией по ушедшему времени, и выверенную музыкальную составляющую, у которой, правда, пока лишь одна функция — завлечь аудиторию знакомой мелодией. И все же проект не забывает о месте, в котором родился. «Пищеблок» критикует советскую идеологию и подводит к мысли, что «быть как все» вовсе не обязательно. В конце концов, как говорит Иванов, «детство, дружба и любовь у каждого свои».


«Топи» (2021, 1 сезон)

Пятеро знакомых из Москвы отправляются на этакий ретрит в монастырь где-то в глуши. Для разработчика скандального приложения Дениса Титова (Иван Янковский) поездка становится попыткой уверовать в чудо и спастись от рака. Чеченка Эля (Софья Володчинская) бежит от навязанного ей жениха, который хочет увезти ее обратно на родину. Софья (Анастасия Крылова) не может смириться со смертью сестры и больше не в состоянии терпеть нападки религиозного отца. Журналист-расследователь Максим (Тихон Жизневский) хочет написать провокационный материал о Титове, чтобы угодить боссу. А Катя (Екатерина Шпица) жутко боится стареть и всячески старается привлечь к себе мужское внимание. На пути к цели герои попадают в аварию, а когда приходят в себя, постепенно начинают замечать, что вокруг творится какая-то чертовщина.

«Топи» — нашумевший сериал по сценарию Дмитрия Глуховского (внесен Минюстом России в реестр иноагентов). По уровню загадочности проект в некоторой степени можно сравнить с «Остаться в живых» — после выхода всех эпизодов зрители с не меньшим рвением бросились делиться своими теориями произошедшего.

Шоу успешно заигрывает с русским фольклором и сказочными мотивами, по канону предлагая своим героям преодолевать различные испытания в поиске собственного пути. Но конца у этой дороги, как предполагает Глуховский, может и не оказаться.


«Конец света» (2022, 1 сезон)

Главный герой Демьян (Семен Трескунов) ведет ничем не примечательную жизнь в московском Чертаново. Работает в местном супермаркете, периодически подвергается упрекам со стороны начальства, мечтает сыграть свадьбу с Галей и все никак не съедет из квартиры, в которой живет вместе с младшей сестрой, матерью и лежачей бабушкой. Однажды мирное существование парня прерывает сам дьявол. Оказывается, отец Демьяна — Антихрист (Юрий Колокольников), и истинное призвание героя — вершить Апокалипсис.

Режиссером «Конца света» выступил популярный комик Александр Незлобин. Решение обратиться к редкому для российского кино жанру экзистенциальной комедии у постановщика пришло вместе с идеей поместить ангелов и демонов в российские бюрократические институты. И получилось, честно, смешно. Шоу мастерски объединяет в себе черный юмор, сатиру и драму, поднимает знакомые современному российскому зрителю проблемы от безотцовщины до социального неравенства и коррупции и умело начиняет эпизоды отсылками к популярным аналогам вроде «Благих знамений» и «Мастера и Маргариты». А мысль, к которой сериал приводит, заключается в том, что нужно всегда оставаться честным с собой.


«Настя, соберись!» (2021, 1 сезон)

Настю (Любовь Аксенова) только что уволил из фирмы босс-сексист. Заказчик назвал проект ЖК девушки «кривым фаллосом», а та не стала молча терпеть оскорбления, за что была вынуждена распрощаться с должностью. Теперь Настя терзается мыслью о том, как быть дальше. На одной чаше весов у героини семья и дети, на другой — карьерные перспективы.

Решать этот вопрос девушке помогают пять личностей, живущих внутри нее: роскошная Богиня, по-детски наивная Бусинка, независимая Сестра, доброжелательная Хозяюшка и разумный Родитель. Каждая из них уникальна и с собственным видением будущего Насти, а потому героине придется собраться и сделать так, чтобы все остались довольны.

«Настя, соберись!» — это та же пиксаровская «Головоломка», только в этот раз мы проникаем в сознание взрослого, а не ребенка. Впрочем, этот факт никак не отменяет царящего в его голове хаоса. Главная героиня в исполнении блестящей Любови Аксеновой соткана из противоречий, ее раздирает желание быть всякой везде и сразу, и каждый в ней с легкостью может увидеть себя.

Критики пишут, что отвечавшие за производство шоу Константин Майер и Вера Смолина представили героиню нового типа. Настю нельзя причислить ни к роковой красавице, ни к боевой подруге, ни к пресловутой Золушке, ищущей прекрасного принца. Персонаж Аксеновой отказывается исполнять одну конкретную роль и отрекается от навязанных установок. Ведь настоящее «женское счастье» — иметь возможность делать собственный выбор, каким бы он ни был.


«Нулевой пациент» (2022, 1 сезон)

Пока одни грезят о счастливом будущем, другие умирают от ВИЧ-инфекции, захватившей Калмыкию. Первой жертвой страшной болезни оказывается младенец, которого врачу Кирсану Аюшеву не удается спасти. Вскоре под угрозой оказываются все пациенты детского отделения и их семьи, однако защитить всех оказывается непросто. Теперь медику и его коллеге из Москвы Дмитрию Гончарову предстоит выявить источник болезни — нулевого пациента, чтобы предотвратить распространение вируса.

Сюжет сериала основан на реальной истории, произошедшей в 1988 году в Элисте. Тогда первой в Советском Союзе вспышкой ВИЧ заразились 75 детей и четыре женщины. Источником болезни оказался бывший моряк, который в начале 80-х был в командировке в Конго.

Сериал не пытается с документальной точностью воспроизводить указанные события. Достоверность здесь уступает место художественному вымыслу, но вместе с тем на первый план шоу выступает то, что уже давно стало реальностью российского человека — равнодушие бюрократического аппарата к судьбе граждан и нежелание признавать собственные ошибки.


«Последний министр» (2020 – 2022, 2 сезона)

Сериал бывшего кинокритика Романа Волобуева стал одним из первых эксклюзивных проектов «Кинопоиска» и, что называется, попал в яблочко. Шоу рассказывает о бывшем и случайно выбранном мэре вымышленного уральского городка Евгении Тихомирове (Ян Цапник), из-за которого Малая Пышма буквально ушла под воду. Логично было бы предположить, что герою больше не светят крупные должности, однако вскоре ему предлагают занять пост министра. Те, кто повыше, рассчитывают сделать из Тихомирова «козла отпущения», но план их быстро разваливается, когда новый управленец взаправду собирается изменить жизнь людей к лучшему.

«Последний министр» — редкая нынче остроумная политическая сатира. Присущие шоу элементы абсурда метко целятся в устоявшиеся «ценности» государственных институтов и наглядно показывают зашоренность и элементарную непросвещенность их представителей. При этом сам режиссер подчеркивает, что происходящие процессы смешными ему вовсе не кажутся. Юмор он называет таблеткой аспирина, которую ты употребляешь только по мере необходимости.


«Король и Шут» (2023, 1 сезон)

1999 год. Дворец спорта «Юбилейный» набит под завязку. Тысячи фанатов панк-группы «Король и Шут» пришли прожить концерт вместе со своими кумирами. Масштаб события оказался настолько огромным, что Михаил «Горшок» Горшенев решил, что пик славы уже достигнут и дальше двигаться уже некуда. Он забрался на крышу и готовился «разбежавшись, спрыгнуть со скалы». Но в последний момент его спас Андрей «Князь» Князев. Познакомились музыканты за десять лет до этого великого часа – а дальше их ожидала общая судьба, в которой нашлось место и счастью, и трагедии.

Среди создателей сериала – авторы почти всех оригинальных проектов «Кинопоиска» (шоураннер Дмитрий Нелидов), «Скифа» и «Гусара» (режиссер Рустам Мосафир), «Проекта “Анна Николаевна”» и сериала «Закрыть гештальт» (сценарист Дмитрий Лемешев). Такая, в общем-то, разнородная команда и создала виртуозную панк-сказку, которая от серии к серии все ярче и образнее рассказывает историю становления каждого из участников группы, «Короля и Шута» в целом, а также дружбы Князя и Горшка.

Фанатов у группы немало – сериал действительно вызвал бурю эмоций в их кругах: кто-то оказался недовольным из-за художественного вымысла, а кто-то остался в слепом восторге от этого фэнтезийного приключения в мир любимого коллектива. Структурно «Король и Шут» представляет собой необычное месиво из флешбэков и многочисленных скачков во времени из нулевых в девяностые и обратно. Ровно так, как и должно было быть в сериале о музыкальной группе, которая заряжает безудержной энергетикой.

Вероятно, именно поэтому он пришелся по душе самому обычному зрителю, не слишком знакомому с творчеством группы, – в шоу уж очень удачно соединяется музыка, отношения и та самая панк-сказка, в которую «Король и Шут» на протяжении двух с половиной десятилетий затягивал новоприбывающих фанатов.