Мария Кувшинова: «Любой сюжет интересен, если он человечен» | Кино | Time Out

Мария Кувшинова: «Любой сюжет интересен, если он человечен»

Михаэль Агафонов   18 ноября 2021
14 мин
Мария Кувшинова: «Любой сюжет интересен, если он человечен»

Наш мир хрупок во многих смыслах: его способны пошатнуть как глобальные события, так и постоянный стресс от житейских проблем. Важно не только принять, что не все вещи подвластны человеку, но и научиться контролировать то, на что мы все-таки способны повлиять — например, искать ощущение свободы от бытового и финансового стресса, внутренние легкость и гармонию. Этим широким темам посвящен короткометражный фильм «ГОГОL-МОГОL» Александра Котта. Time Out вместе с Марией Кувшиновой, одной из создательниц сайта KKBBD (kimkibabaduk), посмотрел эту картину и обсудил ее и то, как пандемия изменила правила киножурналистики, а также разобрал актуальную тему переосмысления устаревшей системы ценностей и поиска легкости и внутренней гармонии.


Мария Кувшинова

KKBBD (kimkibabaduk) 

Мария Кувшинова

KKBBD (kimkibabaduk) 


В 2019 году Мария Кувшинова и Татьяна Шорохова запустили сайт KKBBD (kimkibabaduk), который быстро изменил лицо российской киножурналистики. Под слоганом «одна баба сказала» авторы, к которым впоследствии присоединились и другие коллеги, делятся своим мнением, высказывают смелые прогнозы и учат не сбегать от реальности в кинотеатр, а понимать, как жизнь и кинематограф трансформируют друг друга. Сейчас KKBBD — важный игрок в русскоязычной киножурналистике, который практически в режиме реального времени помогает читателям разобраться в хаосе, творящемся в вечно беспокойной индустрии.


Какие мысли и эмоции у вас вызвал фильм «ГОГОL-МОГОL»? Что вас в нем зацепило?

Буду честна: изначально я не думала, что этот фильм вызовет у меня эмоциональный отклик. Завязка — взрослый сын встречается с мамой в ресторане — не показалась мне интересной. Однако вскоре после начала просмотра я с удивлением обнаружила, что постепенно вовлекаюсь в их общение. Потому что какие-то вещи в фильме удалось показать с одной стороны точно, а с другой — тепло. Например, то, как общается мать героя: в какие-то моменты она переходит границу пассивной агрессии, но в то же время мы видим и ее хорошую сторону, выражающуюся в абсолютной нежности по отношению к ребенку. Она пытается найти подход к сыну, который, как мы видим, сам совершенно не готов к полноценному диалогу. Поэтому незатейливый сюжет оказался увлекательным из-за «человечной» атмосферы.

В фильме очень точно показано столкновение этих разных поколений городских жителей, в том числе поколение героини Светланы Немоляевой, в которой многие узнают своих мам и бабушек. Персонаж Александра Белого тоже совершенно узнаваем, но при этом никого не пародирует: несмотря на все недостатки персонажей, мы им сопереживаем.

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

«В фильме очень точно показано столкновение этих разных поколений городских жителей, в том числе поколение героини Светланы Немоляевой, в которой многие узнают своих мам и бабушек».

«В фильме очень точно показано столкновение этих разных поколений городских жителей, в том числе поколение героини Светланы Немоляевой, в которой многие узнают своих мам и бабушек».

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

В фильмах и сериалах мы часто видим сцены, где дети идут в ресторан с родителями. Какие примеры из других картин вам кажутся наиболее удачными? И почему вообще это такой распространенный сюжетный троп?

Вообще ресторан — атрибут городской жизни. Возьмем сериал «Секс в большом городе». Когда встречаются эти четыре женщины с разными профессиями, то они 90% времени сидят в ресторане. Они не работают вместе (как в «Офисе») и не живут вместе (как в «Друзьях»).

Сейчас я читаю книгу «Метрополис. Город как величайшее достижение человечества». Там очень интересно описано, как благодаря кафе начала складываться городская среда и, например, появился французский импрессионизм. А после кризиса 2008 года, когда у рестораторов закончились деньги на аренду помещений, расцвели фаст-фуд и уличная еда, которая теперь прочно вошла в нашу культуру.

В «ГОГОL-МОГОL» герой неслучайно именно так проводит время с матерью. Ресторан — часть его мира, а она, наоборот, принадлежит к поколению, которое туда ходило, скорее всего, только по особым случаям. Однако она все равно приходит на его территорию, чтобы вступить с ним в контакт и как бы «отвоевать» его. Если бы герой пришел к маме домой на ужин, такого фильма бы не случилось. Тут очень важно, что все происходит в отчужденной, анонимной среде общественного пользования.

Что для вас — хороший короткометражный фильм? Все-таки мы живем в эру фильмов-сериалов, где истории часто предпочитают рассказывать за 10 часов, а не за 15-20 минут.

Короткий метр — важный этап во время обучения кинематографиста. Это своего рода упражнение для начинающих режиссеров.

Короткометражное кино вообще все еще важно для всей киноиндустрии. Я не очень много его смотрю, но каждый год приезжаю в Сочи на конкурс «Короткий метр» на «Кинотавре». После участия в нем реально начинаются карьеры. Часто там представлены разнообразные темы, которые по разным причинам невозможно затронуть в полном метре, очень чувствуется свежее дыхание. И поскольку, как правило, это работы молодых людей, поднимаются весьма актуальные вопросы и проблемы. Они не просто выполняют чей-то заказ. Это всегда очень интересно.

Мой личный фаворит прошлого года — фильм «Плохая дочь» Светланы Сигалаевой, в котором неожиданно хорошо раскрыта вся сложность подростковой любви. И хотя прошло уже больше года, я все еще хорошо помню эту работу.

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

«В “ГОГОL-МОГОL” герой неслучайно именно так проводит время с матерью. Ресторан — часть его мира, а она, наоборот, принадлежит к поколению, которое туда ходило, скорее всего, только по особым случаям. Однако она все равно приходит на его территорию, чтобы вступить с ним в контакт и как бы “отвоевать” его».

«В “ГОГОL-МОГОL” герой неслучайно именно так проводит время с матерью. Ресторан — часть его мира, а она, наоборот, принадлежит к поколению, которое туда ходило, скорее всего, только по особым случаям. Однако она все равно приходит на его территорию, чтобы вступить с ним в контакт и как бы “отвоевать” его».

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

В фильме «ГОГОL-МОГОL» в том числе затронута тема того, что на Западе называют quality time, то есть приятного общения с близкими, когда вы оба «в моменте» и не отвлекаетесь на телефон, работу и прочие внешние раздражители. Вот вам удается не отвлекаться во время личного общения с близкими? Если в разгар пандемии в принципе уместно обсуждать личное общение… А как вы ведете себя на кинопоказах? Сами выключаете телефон? Обращаете внимание, если рядом кто-то «светит» экраном?

Я в принципе не тот человек, который привык в таком формате общаться с родными и близкими. А вот во время работы… Раньше я была ужасной пуристкой: мне казалось, что люди просто не имеют право включать на сеансах телефон. Потом я перестала так нервно к этому относиться. И все же когда ездила на кинофестивали и профессионально смотрела кино, то видела, что там не принято доставать в зале телефон. Даже на «Кинотавре». А в Каннах и вовсе какой-нибудь сосед-киноман может разбить ваш телефон об стену — все заняты просмотром фильма!

В обычном кинотеатре добиться такой преданности искусству, конечно, труднее. Однако я считаю, что порой отвлечение зрителя — вина самих создателей, ведь при домашнем просмотре ты куда больше отвлекаешься, чем в кинотеатре. Недавно я смотрела на Netflix фильм «Беккет» и в какой-то момент поймала себя на мысли, что за полтора часа ни разу не взялась за телефон. То есть фильм может по-настоящему тебя увлечь даже дома.

Сейчас я хожу в кинотеатр «Курортный» в Сестрорецке, где из-за шахматной рассадки и большого размера зала тебе точно не помешает экран чужого телефона. Это единственное, за что можно сказать «спасибо» пандемии.

Кажется ли вам, что эпоха оголтелого «достигаторства», которую олицетворяет сын в фильме, уходит? Что мы уже не так беспокоимся о достижении целей, как о том, какие эмоции приносит нам сам процесс? Как вообще это освещается в современном кино?

В американском кинематографе 80-х было много фильмов про взлеты и падения яппи. Думаю, это кино сильно повлияло на наших режиссеров, которые смотрели все это после распада Советского Союза. Можно вспомнить и огромную популярность в нашей стране сравнительно недавнего «Волка с Уолл-стрит».

У меня много молодых подписчиков в социальных сетях, и у них уже другая картина действительности. Культ успеха отходит, потому что реальность сложнее, в мире много проблем, которые хорошо видны благодаря современным медиа. На этом фоне культ индивидуального успеха иногда выглядит немного карикатурно. Получается, что ты совсем не рефлексируешь о мире просто потому, что конкретно у тебя все хорошо.

Молодые люди стараются выделять время на жизнь, то есть делать то, чего не было у моего поколения, людей чуть за 40. Мы хотели все время работать, чтобы дело заполняло все. Я вижу возмущение работодателей, которых удивляет, что молодые сотрудники не хотят работать в выходные даже за дополнительную плату. Я связываю эти «конфликты поколений» с тем, что мы находимся в стадии перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальной. Идет процесс обсуждения. Когда люди работали на заводах, у них был четкий график. Начальство не писало им в мессенджеры, что нужно срочно вернуться и отточить еще одну деталь. Сейчас человек доступен 24/7, и здесь важно все проговаривать. В Португалии приняли закон, что сотрудникам нельзя звонить в нерабочее время — именно про такую установку новых правил постиндустриального общества я и говорю.

У нас также появляется много новых знаний о психологии человека. Мы можем сходить к психотерапевту и выяснить, что наш трудоголизм — это результат каких-то непроработанных проблем, которые можно решить. Культура действительно поменялась. Осталось дождаться баланса — чтобы люди, например, не путали гибкий график с ненормированным рабочим днем.

В России вообще особая история: получив возможность зарабатывать после падения Союза, люди бросились заниматься этим, позабыв обо всем остальном. Однако сейчас, кажется, начали вспоминать. Если не они, то хотя бы их дети. И это хорошо.

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

«Культ успеха отходит, потому что реальность сложнее, в мире много проблем, которые хорошо видны благодаря современным медиа. На этом фоне культ индивидуального успеха иногда выглядит немного карикатурно».

«Культ успеха отходит, потому что реальность сложнее, в мире много проблем, которые хорошо видны благодаря современным медиа. На этом фоне культ индивидуального успеха иногда выглядит немного карикатурно».

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

Связываете ли вы желание людей лучше разобраться в самих себе с пандемией? Какие инсайты пришли к вам за 2020-2021 годы?

Я сильно схитрила и обогнала все человечество: я давно живу довольно уединенно. И когда начался карантин, поняла, что люди просто стали жить, как я. Мне и до пандемии было тяжело доехать до кинотеатра, потому что он далеко, то же самое с ресторанами. Правда, у нас в Курортном районе теперь открывается все больше ресторанов, потому что люди перестали ездить за границу — и пригороды начали бешено развиваться.

Интересно, что в 2020-м мы на нашем сайте опубликовали более 300 текстов. Это с учетом того, что почти весь год в мире не было кинопроката. Обычно киножурналист работает по графику выхода фильмов: заранее готовит статьи и так далее. А в 2020-м из профессии исчезла вся структура, и вместо этого каждый день стал приносить массу нового. Менялся ландшафт индустрии, и прогнозы стали сбываться с пятилетним опережением. Обещали, что мы станем все смотреть дома через пять лет, а это произошло уже сейчас.

За всем этим было безумно интересно наблюдать, но я понимаю людей, которые растерялись. Это вообще касается тех, кто живет по определенному графику. Не знаю, привело ли это к глубокой рефлексии, но многим точно было тяжело справляться с отменой привычной рутины, державшей каркас жизни. Думаю, мы еще много лет будем исследовать психологические последствия пандемии.

Лично вас эта внезапная отмена рутины в киноиндустрии скорее радует или тревожит? Вы говорите, что работать стало интереснее, но не стало ли от этого еще и сложнее?

В прошлом году я как будто находилась внутри хоррора, где все время что-то рушится и падает. Я одновременно ощущала безумный ужас и дикий драйв — и заодно мощный приток адреналина, что тоже в какой-то степени относится к теме достигаторства. Мы с моей коллегой Татьяной Шороховой забыли обо всем и писали каждый день, потому что постоянно что-то происходило. При этом мы не выходили из дома!

Выпуск фильма в кинотеатрах — отлаженная машина. Во всех странах все идет по более-менее одинаковому сценарию: промо, рецензии, премьера… Когда этого нет, надо изобретать новые стратегии. К сожалению, второй год пандемии уже не такой интересный. Все ходит по кругу: закрывают-открывают залы, одно в стриминге, другое — в прокате и так далее.

Мне кажется, у KKBBD очень хорошо получалось и получается осмыслить хаос, который начался в кинобизнесе из-за пандемии.

Конечно, все это — чисто журналистские спекуляции. Понять, что к чему, можно только через какое-то время, желательно с дистанции в несколько лет.

Что для вас значат слова «легкость» и «свобода»?

В прошлом году я захотела разнообразить свою домашнюю физическую активность и купила баланс борд. Я всю жизнь мечтала кататься на скейте. Когда я была маленькой, скейт был не для девочек, так было не принято, а, когда я стала старше, меня пугало уже то, что несколько моих знакомых так сломали себе руки-ноги.

И вот, сидя в прошлом году в одиночестве, я опробовала баланс борд и после купила себе круизер. Я поняла, что берег Финского залива идеально подходит для катания. Ты можешь долго ехать, останавливаться в тех самых новых ресторанах — и ехать дальше. Это такой бюджетный вариант на несколько минут или часов ощутить легкость и свободу. Недавно я видела на Netflix фильм «Скейтбордистка» про девочку в бедном индийском селе, которая случайно встала на скейт. Кажется, она ощущала то же самое.

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

«Буду честна: изначально я не думала, что этот фильм вызовет у меня эмоциональный отклик. Завязка — взрослый сын встречается с мамой в ресторане — не показалась мне интересной. Однако вскоре после начала просмотра я с удивлением обнаружила, что постепенно вовлекаюсь в их общение. Потому что какие-то вещи в фильме удалось показать с одной стороны точно, а с другой — тепло».

«Буду честна: изначально я не думала, что этот фильм вызовет у меня эмоциональный отклик. Завязка — взрослый сын встречается с мамой в ресторане — не показалась мне интересной. Однако вскоре после начала просмотра я с удивлением обнаружила, что постепенно вовлекаюсь в их общение. Потому что какие-то вещи в фильме удалось показать с одной стороны точно, а с другой — тепло».

Кадр из фильма «ГОГОL-МОГОL»

Герои каких еще фильмов кажутся вам идеальными примерами людей, которые идут по жизни легко?

Тут снова Netflix. Там недавно вышел мини-сериал «Уборщица. История матери-одиночки» — автобиографическая история писательницы, которая с маленьким ребенком уходит от мужа-абьюзера и нанимается на тяжелую работу горничной. Сюжет звучит как полный ад, но на самом деле у героини есть территория освобождения — она хочет писать. Это точно не история о легкой жизни, но она очень оптимистична. Здесь «хэппи-энд» не кажется фальшивым: он совершенно заслуженный.



«ГОГОL-МОГОL»

Режиссер: Александр Котт

В главных ролях: Светлана Немоляева, Анатолий Белый

«Фильм о тех важных вещах, которыми мы расплачиваемся за жизнь, полную стресса.

Перед тем как вы начнете просмотр — расслабьтесь, оставьте мысли о проблемах и получайте удовольствие».

Смотреть фильм на «Кинопоиске»