12 причин послушать Memento Mori — новый альбом Depeche Mode
My Cosmos Is Mine
Memento mori на латыни означает «Помни о смерти». Вне контекста крылатое выражение поначалу может показаться мрачным, но оно скорее заземляющее. В Древнем Риме эту фразу заставляли произносить рабов, чтобы возвращающиеся с победой полководцы не теряли голову во время триумфального шествия. Memento mori было напоминанием — слава не сделает тебя бессмертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты — человек!»).
Memento mori было формой приветствия Братьев Смерти (монахов ордена отшельников Святого Павла во Франции). Тема того, что смерть всегда витает где-то над нашими головами, распространена в сакральной архитектуре и искусстве. В Мексике ежегодно проходит День мертвых — фестиваль, включенный ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.
В случае Depeche Mode фраза Memento Mori может отсылать к эпидемии Черной смерти тогда и пандемии — сейчас. Кроме того, это первая пластинка группы, выпущенная без клавишника Энди Флетчера, который умер 26 мая 2022 года.
Дэйв Гаан вспоминал, что Флетчер так и не услышал ни одного трека Memento Mori: «Мне очень грустно, ведь на этом альбоме есть песни, про которые, уверен, он бы сказал: “Это лучшее из всего, что у нас было за последние годы”. Прямо слышу его голос. И еще, как он говорит: “Все песни обязательно должны быть о смерти?!”».
Когда, если не сейчас? Композиция My Cosmos Is Mine говорит, что не только эпидемии приводят к масштабным потерям.
Wagging Tongue
Говоря о названии альбома в контексте Depeche Mode, Мартин Гор старается не усложнять: «Это напоминание о том, чтобы успеть сделать в жизни как можно больше. Стараться по максимуму каждый день».
Второй трек альбома Wagging Tongue продолжает тему утраты. Гор говорил, что личная трагедия усилила изначальный замысел Memento Mori:
«Мы начали работу над альбомом в начале пандемии, и его темы были вдохновлены теми временами. После смерти Энди Флетчера мы решили продолжить работу, поскольку уверены, что он бы этого хотел. Это придало проекту дополнительный смысл».
Помимо влияния пандемии, музыканта выбивал из колеи свой день рождения:
«Это было довольно страшное время.Наблюдение за ошеломляющим ростом ежедневных цифр пострадавших выдвинуло смерть на первый план. Потом в 2021 году мне исполнилось 60 лет, что стало для меня очень большим ударом. Мой отчим, который был рядом и воспитывал меня, умер в 61 год, а мой биологический отец умер в 68 лет».
Еще одно доказательство своевременности релиза. Memento Mori от концептуального видения самой идеи смерти переходит к рефлексии о массовой гибели людей, от нее — к уходу близких, и уже после этого — к собственному.
Ghosts Again
На первый сингл альбома о том, что всем нам предстоит снова стать призраками, снял клип Антон Корбейн — режиссер, известный работой со многими рок-музыкантами. Кроме того, Корбейн снял художественный фильм «Контроль» о лидере Joy Division Йэне Кертисе, а одной из последних полнометражных работ постановщика стала картина «Самый опасный человек» с Филипом Сеймуром Хоффманом, Рэйчел Макадамс и Уиллемом Дефо.
В клипе Ghosts Again музыканты разыгрывают шахматную партию со Смертью, как в фильме Ингмара Бергмана 1957 года «Седьмая печать», в основу которого была положена одноактная пьеса режиссера «Роспись по дереву». Картина, в свою очередь, отсылает к самой известной фреске церкви Тебю «Смерть, играющая в шахматы», выполненной мастерской Альбертуса Пиктора.
Критики до сих пор спорят, о чем именно хотел сказать Бергман. Дело в отношении к смерти или ее власти (перед смертью все равны), смысле жизни, Боге, природе бытия, месте человека в мире — или во всем сразу? Вероятно, смысл «Седьмой печати» передает главный диалог рыцаря и Смерти.
Смерть: Когда тебе надоест задавать вопросы?
Рыцарь: Никогда не надоест.
Смерть: Но ответа ты не получишь.
Рыцарь: Часто мне кажется, что задать вопрос даже важнее.
В Клипе Depeche Mode Корбен оставляет настроение работы Бергмана, но смысл у видео предельно простой и доступный каждому — смерть невозможно победить. Ну, и ползущий по кладбищу Гаан, конечно, тоже не оставляет простора для интерпретаций.
Don’t Say You Love Me
Четвертый трек альбома чуть сбавляет обороты, не пытаясь смотреть на смерть как явление, чуму, трагедию или неизбежность. Don’t Say You Love Me просто существует в духе легкомысленной сентенции «любовь убивает». В интервью Зейну Лоу Дэйв Гаан сказал, что в песне угадывается стиль работ Скотта Уокера и что она напоминает историю из фильма.
My Favourite Stranger
В разговоре с итальянским изданием La Lettura Corriere Della Sera Дэйв Гаан рассказал, что My Favourite Stranger достаточно очевидна для понимания:
«Эта песня о тени, следующей за тобой круглые сутки и рассказывающей тебе разные вещи. В этих словах ложь или правда? Веселая и немного рискованная песня. Музыка этого трека переносит нас в разные места. Некоторые из них порой находятся прямо у нас перед глазами, а иногда речь идет об открытых пространствах. Это прямолинейная песня, как у Алана Вега из группы Suicide. В ней чувствуется панк-атмосфера Нью-Йорка 70-х».
Soul With Me
Этот трек рассматривает смерть с точки зрения обретения покоя. Она говорит о выходе, желании уйти от личных проблем и влиянии мировых катастроф. Хороший момент, чтобы сказать, что Depeche Mode могли не записать Memento Mori. Работа над предыдущим альбомом группы Spirit 2017 года далась Дэйву Гаану очень непросто. Все напоминало рутину и было в тягость:
«Я бы очень не хотел проходить через это снова. Помню, как подумал: “Мне нужно понять, почему я своего рода антагонист”. Я был человеком, который все испортил, но это никогда не было моим намерением. Все это чертовски напоминало тяжелую работу, а я пришел в группу не для того, чтобы делать тяжелую работу!».
Caroline’s Monkey
Трек смещает акцент на путь к смерти через саморазрушение. В интервью Олафу Нойману для агентства DPA Мартин Гор говорил, что Caroline’s Monkey о наркозависимых и зависимости в целом. В треке дается понять, что это вечная проблема, которая может затаиться, но никуда не уйдет. Эйфория оставляет после себя разрушение и хаос.
Before We Drown
Название песни переводится как «Прежде чем мы утонем», а ее текст говорит о неудачных отношениях, потере взаимопонимания и взаимном отчуждении.
Посмотрим на песню с точки зрения слушателей. Среди одних поклонников группы есть теория, что в Before We Drown речь идет о романтической связи, отношениях внутри группы или попытке договориться с самим собой. Другие фанаты Depeche Mode полагают, что песня поднимает вопрос веры, а утонуть значит умереть.
Словом, потому они и любят эту песню. Она дает бесконечный простор для всевозможных интерпретаций.
People Are Good
В интервью португальской газете Expresso у Дэйва Гаана ожидаемо спросили, отсылает ли этот трек к релизу группы People Are People 1984 года, на что музыкант ответил:
«По сути, в каком-то смысле оба этих трека говорят об одном и том же. За последние 40 лет мало что изменилось. Откуда столько ненависти и страха? Вопрос всегда остается прежним. Отличие People Are Good в том, что мы нашли забавным сказать, что “люди хорошие”, а затем добавить: “продолжайте себя обманывать”. Фраза “люди хорошие” повторяется много раз, и мы задаем вопрос: а хорошие ли они на самом деле?».
Always You
Песня об исцеляющей силе любви. Хрупкости внешнего и внутреннего мира, не готового к потрясениям. Но порой выбора просто нет. Вспоминая первое выступление группы на стадионе Rose Bowl, Дэйв Гаан говорил, что в определенном смысле это был резкий рост, к которому на тот момент Depeche Mode не были готовы:
«Мы не были стадионной группой, но вдруг средства массовой информации и все остальные зацепились за эту мысль. Безусловно, мы работали намного лучше, чем когда-либо. Раньше мы играли, может, перед 15 или 20 тысячами людей, но на Rose Bowl было 70 тысяч или около того. Мы не были готовы. Вероятно, это сделало меня лучшим исполнителем, потому что я знал, что просто должен это сделать».
Never Let Me Go
Два трека подряд группа, которая понимает абсолютно все, говорит о любви как о выходе и спасении. В прошлом году у Placebo вышел потрясающий альбом Never Let Me Go, где просьба не отпускать может выглядеть адресованной как любимому человеку, так и аудитории. Хотя в случае Depeche Mode это скорее было бы сказано самим себе.
Мартин Гор справедливо уверен, что группа давно могла бы остановиться, перестать каждый раз изобретать себя заново, но тем не менее до сих пор продолжает бросать себе вызов:
«Если бы мы захотели, то с легкостью могли бы больше ничего не выпускать, а просто играть старые хиты, но это не про нас».
Speak To Me
Дэйв Гаан считает, что Speak To Me — попытка призвать что-то большее: «В этой песне я не намекаю ни на одного из текущих лидеров. Я говорю не о человеке, а о совести людей. Я считаю, что мы всегда знаем, как поступать правильно, и нам дана возможность выбора, но в конечном счете мы неизменно выбираем неправильно. Обычно мы идем по пути, который лучше всего отвечает нашим интересам. Это, конечно, по-человечески. Думаю, этой песней я пытаюсь попросить: если там что-то есть, покажи мне, и я последую».