Мир, дышащий чудесами. 5 лучших фильмов Аличе Рорвахер
14 апреля в повторный российский прокат вернулся трогательный фильм «Чудеса» ведущего итальянского режиссера Аличе Рорвахер. Несмотря на то, что она снимает кино лишь 10 лет, за этот период Рорвахер обрела неповторимый стиль, выделяющий ее среди иных авторов. Time Out вспоминает 5 фильмов, раскрывающих уникальный почерк режиссера.
«Небесное тело»
(Corpo celeste, 2011)
Семья тринадцатилетней девочки Марты переезжает из туманной Швейцарии в незнакомую Италию. Как и любой подросток, Марта страдает от непонимания и одиночества, которые усугубляются пребыванием в новом культурном поле.
Уже в первом фильме Аличе Рорвахер наметила дальнейший творческий путь. Ее истории посвящены простым современникам: в их жизнях много лишений, проблем и непонимания, но вместе с тем каждый миг наполнен верой и возможностью чуда, которое способны заметить лишь чистые душой.
В нежном «Небесном теле» соединяется проблематика, характерная для большинства фильмов о взрослении. Девочка проходит через осознание себя и своего тела, задает вопросы о значении слов, которые люди произносятся каждый день — так часто, что они теряют смысл. Она ищет контакта с семьей и осознает, что наш мир — вовсе не безоблачное место, где все всегда будет хорошо. Вопреки всем негативным потрясениям, искренняя Марта не теряет непосредственного взгляда на жизнь.
В «Небесном теле» зрители совершают путь вместе с Мартой: изнутри самой себя во внешний мир, где есть взрослые, которые лишь кажутся стойкими в своих вере и убеждениях. На деле они те же беспомощные дети, робко мечтающие о счастье.
Дебют Рорвахер был показан на Каннском кинофестивале, а через полгода картина получила приз Ингмара Бергмана на фестивале в Гетеборге.
«Чудеса»
(Le meraviglie, 2014)
Девочка-подросток Джельсомина живет с родителями на пчелиной ферме в Умбрии. Каждый член семьи поливает эту землю потом и кровью в надежде раздобыть новую порцию сладкого нектара. Тяжело работает и главная героиня — еще совсем маленькая девочка. Ее отец, невзирая на жалящих пчел и нарушение всех условий комфортного труда, стремится сохранить это ремесло и передать его потомкам.
В кинотеатр на карантине: Выпуск 3. «Кино за гранью»
«Чудеса» Аличе Рорвахер и другие отличные фестивальные фильмы
Однажды семья замечает, что недалеко от их дома проходят съемки рекламного ролика нового проекта, в котором могут принять участие местные фермеры. Джельсомина в тайне от родителей подает заявку, но жизнь вносит неожиданные коррективы в ее планы.
В фильмах Аличе Рорвахер чувствуется наследие великого итальянского кино, о котором она и ее старшая сестра Альба (исполнила роль матери в «Чудесах») говорят с восхищением. Во втором полнометражном фильме режиссера, рассказывающем о непростом быте итальянской семьи, чувствуется веяние неореализма. Однако вместе с прозой быта в «Чудесах», согласно названию, есть и ощущение встречи с удивительным. В этом мире живут прекрасные люди, такие как актриса из телешоу, роль которой исполнила итальянка Моника Беллуччи.
Для Рорвахер «Чудеса» играют ту же роль в творчестве, что и «Амаркорд» для Федерико Феллини. Ведь они с сестрой выросли на такой же ферме, где их отец тоже разводил пчел. Это было место уединения и семейной идиллии. Разумеется, «Чудеса» — не автобиографический фильм, как и драма Феллини — не пересказ жизни мастера. Это поэтическое переживание и проживание прошлого. В структуре фильма, наряду с реалистическими картинами, прослеживается и мифологическое начало. Героиня Беллуччи появляется в облике Венеры, рожденной пеной морской. Что и говорить про образ пчел, имеющий множество толкований в мифологии разных стран.
Рорвахер вернулась на Каннский кинофестиваль и в этот раз уже получила Гран-при — «Золотую пальмовую ветвь».
«Платье»
(De Djess, 2015)
De Djess или «Платье» — проект Рорвахер, созданный в рамках цикла короткометражных фильмов Miu Miu Women’s Tales. Кинематографистки в течение нескольких лет снимали короткометражные фильмы для бренда одежды, завершающей работой стало «Платье».
В этой истории раскрывается знакомый стиль режиссера, однако Рорвахер работает в нетипичной для себя манере и ситуации. Сюжет рассказывает о том, как непокорными волнами к берегу небольшой гостиницы прибивает несколько чехлов с изысканными платьями. Администрация решает устроить модный показ обретенной одежды, на который съезжаются папарацци, ослепляющие неопытных моделей вспышками камер. В последний момент перед выступлением одна из моделей (Альба Рорвахер) отказывается надеть белое платье, расшитое бисером, ведь оно ее поранило.
Брошенное платье оказывается живым: оно плачет блестками и прячется от чужих взглядов в надежде, что найдет свою истинную обладательницу. Движения одежды сняты в технике stop-motion, характерной для анимационных картин.
Немногословный фильм, хотя и подчинен определенным условиям проекта Miu Miu Women’s Tales, все же оказывается большим, чем реклама. Он дарит зрителям ощущение чуда в повседневности.
«Счастливый Лазарь»
(Lazzaro felice, 2018)
Над глухой итальянской деревенькой под символичным названием Инвиолата («нетронутая», «неприкосновенная») не властно время. Во второй половине XX века в ней по-прежнему сохраняется крестьянский уклад жизни. Словно сошедшие с полотен Ренессанса молодые люди отдают годы в услужении некоей маркизе Альфонсине де Луне (Николетта Браски) — эксцентричной и жестокосердной особе.
Среди рабочих есть чернокудрый безмолвный парень Лазарь. Он наивен и лишен хитрости, на людей он смотрит как на братьев, не подозревая никого в злом умысле. Однажды с ним случается несчастье, благодаря которому вся предыдущая жизнь открывается с новой стороны.
В «Счастливом Лазаре» непосредственным наблюдателем за происходящим становится не привычная для Рорвахер девушка, а ясноликий юноша. И если «Небесное тело» целиком строился на теме погружения в себя, на взрослении героини, а «Чудеса» выходили за пределы микромира человека и обращались уже в макромир семьи, то «Счастливый Лазарь» обращен в бытие. Внутренний мир героя становится максимально закрытым для зрителей.
Вслед за великими итальянцами Рорвахер осмысляет историю прошлого. И это, пожалуй, самый наполненный чудесами фильм режиссера. В своем дебюте режиссер исследовала мира, в следующем фильме — взаимоотношениях. В «Счастливом Лазаре» чудо очевидно, происходящее в нем выходят за пределы зримого мира.
На Каннском кинофестивале «Счастливый Лазарь» получил награду за лучший сценарий.
«Моя гениальная подруга»
(L’Amica Geniale, 2018-…)
В основе итало-американского сериала «Моя гениальная подруга» от HBO лежит серия романов итальянской писательницы Элены Ферранте «Неаполитанский квартет», рассказывающая о судьбах двух лучших подруг из Неаполя, которые мечтали начать лучшую жизнь и на этом пути не смогли избежать страданий.
«Моя гениальная подруга» — уникальный проект. К его созданию приложили руку известные современные кинематографисты из Италии, а одним из продюсеров выступил Паоло Соррентино — постановщик «Молодости» и «Руки Бога». Для реконструкции событий, происходящих в 50-е, съемочной группой были созданы декорации улиц в натуральную величину, роли местных жителей исполнили статисты. Для достоверности все актеры говорили на неаполитанском диалекте.
На сегодняшний момент снято три сезона проекта. Во втором сезоне несколько серий срежиссировала и Аличе.
Выбор Рорвахер не кажется случайным. В предыдущих работах она показала себя как тонко чувствующего режиссера, улавливающего дух истории и характеры людей.