Музыкальные города России: Уфа | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Музыкальные города России: Уфа

Никита Величко   15 апреля 2021
22 мин
Музыкальные города России: Уфа
Фотографии: официальные аккаунты в Instagram, ВКонтакте; Depositphotos

Новая столица русского рэпа, родина Земфиры и Шевчука, Morgenshtern и Face, место силы Lumen и многих других групп — все это административный центр Республики Башкортостан. Time Out расспросил музыкантов из Уфы, где они проводили время.


Один из самых популярных российских музыкантов прямо сейчас, Morgenshtern, родился в Уфе. Как и главная рок-певица страны Земфира. Там же образовалась «ДДТ» — одна из центральных групп в истории русского рока. А еще Lumen, которые сейчас гастролируют по России с концертной серией «Без консервантов».

Morgenshtern
Земфира
ДДТ
Lumen
Face
Thomas Mraz

Фото: официальные группы исполнителей ВКонтакте

В феврале и марте этого года два мини-альбома выпустил рэпер Face. В том же феврале свежую пластинку представило трио «Лауд», а 2 апреля вышла новинка от Thomas Mraz. Все эти исполнители тоже родом из Уфы, как и многие другие рэперы, включая Boulevard Depo, Kurt92, объединение DOPECLVBWORLD и не только. Учитывая все это, название проводимого в Уфе рэп-фестиваля «Новая Атланта» (Атланта — центр хип-хопа в США) не выглядит таким уж преувеличением.

Далеко не каждый город-миллионник может похвастаться подобным списком известных личностей. На вопрос, почему так вышло именно в Уфе, ответить едва ли возможно. «Башкирия — мультилингвальный регион. И это в любом случае накладывает отпечаток, в душу заходят самые разные мелодии и возникает некий синтез», — говорит Илья «Патрик» Тавлияров из Via Chappa (послушать). Это одна из первых башкирских рэп-групп, записавшая не один хит и активная до сих пор. В Via Chappa начинал и Сергей Приказчиков, ныне солист поп-группы «Пицца» (послушать).

«Фенол. В 90-е годы, как раз когда мы все родились, у нас в Уфе была авария на станции. Короче, из-под крана текла химическая вода. А дальше все как в фильмах про супергероев: она заразила большинство уфимцев, у которых появилась способность к крутому творчеству», — шутила группа «Лауд» (послушать).

Другое объяснение — случайность. Как и то, что появилась компания ребят, которые хотели быть самыми крутыми. «Еще один фактор <…> — у нас очень хорошие студии были. Есть, например, очень хороший звукорежиссер, с которым я работаю, Илья Шленкин. Вот я у него записал и свой первый трек, и последний. Прошло восемь лет почти. Благоприятная студийная атмосфера влияет на работу», — уверен рэпер Basic Boy (послушать). Переехавшие в другие города уфимцы до сих пор работают со Шленкиным, который открыл студии ShowTime в Петербурге и Казани.

Единого ответа нет — зато можно проследить, какие места в Уфе были ключевыми для музыкантов, которые росли и развивались в этом городе, и найти неожиданные пересечения.


Интерактивная карта музыкальной Уфы


Охватить в одном материале всю уфимскую музыку едва ли возможно — Time Out ограничился только роком, рэпом и популярной музыкой. Есть джазовая Уфа саксофониста Олега Киреева; Уфа оперного певца Ильдара Абдразакова; целый мир башкирской народной музыки. На улице Ленина в Уфе установлен памятник Федору Шаляпину, который начинал в этом городе свой творческий путь. В Уфе родились и в раннем возрасте уехали из нее Владимир Спиваков и Андрей Губин. Почетный башкирский поп-певец Элвин Грей тоже из Уфы, башкирское происхождение и у Юрия Шатунова.

Памятник Ф. Шаляпину, Уфа, фото: wikimedia

Рок

ДДТ

Фото: официальная группа ДДТ ВКонтакте

Об истории уфимского рок-н-ролла с 1960 года рассказывает Наиль Махмутов в книге «По “следам” легенд уфимского рок-н-ролла». Первая часть посвящена музыкантам, выступавшим в Уфе с конца 60-х по 1998 год.

Махмутов пишет, что «продвинутая молодежь собиралась на центральной улице города, уфимском “Бродвее” — улице Ленина, обменивалась информацией, музыкальными и литературными новинками». Еще было кафе «Встреча» на улице Зорге, культовое место среди музыкантов 1970-х, где впервые начали исполнять западные песни. Ансамбли были при многих домах культуры и научно-исследовательских институтах.

Кадры из документального фильма «Время “ДДТ”»

Вторая часть книги посвящена истории группы «ДДТ». Она начинается с прихода Юрия Шевчука в декабре 1979-го в ансамбль при доме культуры «Авангард» (Аксакова, 94). Первые записи делались в аппаратной Башкирского телевидения, а выступала группа в Уфимском нефтяном институте.

Кадры из документального фильма «Время “ДДТ”»

Нет подобной книги о Земфире — хотя Махмутов говорил, что мог ее написать, — зато важные адреса вспоминали в интервью знакомые певицы и уфимские журналисты.

Земфира

Фото: официальная группа Земфиры ВКонтакте

Земфира ходила в уфимский детский сад № 267 (улица Ушакова, 64/2), училась в школе №56 (бульвар Плеханова, 7/1), каталась на холщовых мешках с Курочкиной горы, а квартира ее находилась на третьем этаже последнего подъезда дома на улице Ушакова, 64 — это самая окраина города, район, по воспоминаниям соседей, неблагополучный.

Земфира тренировалась на баскетбольной площадке в спортивной школе №2 (проспект Октября, 91а), а петь начала с 13 лет в подземном переходе у Горсовета, а еще в ресторане «Танчулпан», в кафе «Братьев Люмьер», в кинотеатре «Родина», в ресторане «Жеспар» и в рок-клубе «Желтая субмарина». Первой профессиональной площадкой певицы стал концертный зал Уфимского училища искусств, где она училась на эстрадном отделении.

Важный этап в жизни Земфиры связан с записью песен на студии радиостанции «Европа Плюс». В 1990-е там работали и другие музыканты, включая Via Chappa. Лидер группы Илья «Патрик» Тавлияров вспомнил в разговоре с Time Out несколько главных уфимских мест в истории певицы.

Илья «Патрик» Тавлияров

Via Chappa

Сайт группы, ВКонтакте

Студия «Муха»

Парковая, 9

«Точка притяжения творческих людей. В 1990-х там делали комиксы и снимали клипы. Студия существует и по сей день. В 2020 году я снова в нее вернулся — пишу свой материал и занимаюсь музыкальным продюсированием саундтреков к полнометражным мультфильмам. К сожалению, основателя студии Виталия Мухаметзянова уже нет в живых».

Студия радиостанции «Европа Плюс»

Сагита Агиша, 193

«Ее бывшего директора Сергея Анацкого тоже нет в живых. Это был замечательный человек — он давал возможность музыкантам бесплатно записываться по ночам. Так мы записали первый альбом за полгода. Делили в то время ночи с Земфирой и другими уфимскими музыкантами.

Разумеется, в этой студии были инструменты, но самое главное — там стоял Pro Tools на Mac. Для 1995 года в Уфе это было очень серьезно — профессиональная цифровая программно-аппаратная станция. Я понимал, что рэп в то время был музыкой новой, революционной — и запись должна быть соответствующей».

Puppet House

Проспект Октября, 158

«Этот клуб находился в Театре кукол, который существует и поныне. То еще местечко. Там был полный отжиг. Мне кажется, там было вообще все, что только могло быть. Я это все не употреблял, слава богу, поэтому остался живой».

Клуб «Навигатор»

Проспект Октября, 4/1

«В этот клуб в понедельник вечером стояла очередь на вход. Он появился в конце 1990-х — начале 2000-х. Группа Lumen базировалась в клубе “Навигатор” и делала первые шаги оттуда — там была репетиционная база и очень творческая атмосфера. Она была больше заточена под рок. Я занимался рэпом, но тоже там тусовался. В клубе была очень жесткая охрана».

//www.youtube.com/watch?v=TlQRB0MBIJk

Был у Via Chappa хит «Единички» со словами «Добрый вечер, мои усталые улицы…».

«Я шел с работы по проспекту Октября. Это центральная улица, которая соединяет северную и южную части города. Северная — бывший город Черниковск: рабочий район, где проживает треть населения Уфы. Я там родился, учился, вырос и продолжаю жить, и мне там очень нравится, в отличие от буржуазных районов, где я отрываюсь от реальности. Было 23 декабря 2000 года — предрождественские дни. Я получил зарплату и купил себе маленькую бутылочку коньяка. Шел снежок. На улице было тепло, где-то −8℃. Сначала хотел сесть на автобус. Настроение было хорошее, коньячок тоже — и мне пришли в голову мелодия и слова. Я записал их на кассетный диктофон и шел в сторону студии, которая находилась в южной части города. Километров 8-10. Я не заметил, как прошел это расстояние, и, когда подходил к студии, у меня уже была готова песня.

В каждом из наших клипов есть улица Карла Маркса и улица Революционная. Почему так? Это смысловая закладка — просто мне с пролетариатом и инженерно-техническими работниками легче найти общий язык».


Еще одна важная группа, объединяющая прошлое и нынешнее поколение — Lumen. Тэм Булатов провел Time Out интервью-экскурсию по уфимскому прошлому музыкантов, которые до сих пор держатся родного города.

Тэм Булатов

Lumen

Сайт группы, ВКонтакте

Фото: Instagram-аккаунт Тэма

Сипайлово

«Очень многое в истории нашего коллектива связано с районом, в котором мы проживаем — Сипайлово. Все мы приблизительно в одно и то же время оказались в этом районе. Микрорайон тогда был совершенно новый — люди переселялись из разных мест на неблагоустроенную территорию, без какой-либо инфраструктуры. Здесь остается много панельных домов, на тот момент было всего несколько магазинов — и все. Постепенно появлялись школы и садики, но, в общем, район был так себе. В газетах с объявлениями тех лет писалось: “Сипайлово не предлагать”. Здесь людям жить было совершенно неинтересно.

Нам было все равно. Мы были детьми и вольготно чувствовали себя на этой территории, каждый в своем дворе.

Так получилось, что костяк, который собрался и стал группой Lumen, из одной школы. С барабанщиком Денисом мы одноклассники, он чуть позже переехал в Сипайлово, когда я учился в шестом классе. Денис вместе с нашим гитаристом Игорем жил в одном подъезде, через два этажа. Наши первый бас-гитарист и второй гитарист на тот момент, Артем и Женя, были из одной параллели с Гариком. Мы с Денисом чуть постарше, разница в пару лет.

Район Сипайлово. Фото: Денис Юсупов, wikimedia

Где-то в старших классах у нас появилась любовь к рок-музыке. Я чуть пораньше начал этим увлекаться, Игорь приблизительно в то же время. Мне очень понравилась “Алиса”, Гарик был фанатом “Кино”. А однажды Дэн сказал: “Мы собираемся в подъезде и поем под гитару песни, очень здорово, если интересно — приходи”. И вот я попал на собрание, где под гитары пели песни из репертуара, который принято называть легендарным русским роком: “Кино”, “Чиж”, “Чайф”, “ДДТ”, “Гражданская оборона”, “Воскресение”. Сипайловские подъезды (например, Баязита Бикбая, 19) — очень значимое для нас место, где мы постоянно собирались в холодную погоду. А такая у нас шесть месяцев в году, поэтому мы постоянно ссорились с местными жителями, которым мешали отдыхать после работы своим дриньканьем возле подъезда».

Школа и молодежный центр

«Мы с Гариком начали сочинять первые свои песни по подъездам. Когда у нас появились собственные произведения, возникла мысль, что раз есть свое творчество, то нужно собирать коллектив. Мечтая об этом, мы начали разговаривать о том, чтобы найти помещение для репетиций. Пришли в родную школу (школа №84, улица Баязита Бикбая, 31/1), которую мы с Дэном заканчивали на тот момент.

В школе сказали: у нас есть огромный двухэтажный молодежный центр, идите туда. Это было потрясающе — практически каждый день мы собирались там, получали на вахте ключ, и в нашем распоряжении оказывался огромный зал для занятий единоборствами, который не был задействован. Там была сцена, на которой мы репетировали, и маленькая каморка, где мы могли закрыть свои инструменты. Самые первые нам выдали в школе, потому что еще с конца 1980-х там хранились страшные советские гитары “Урал” и видавшая виды барабанная установка “Энгельс” без запчастей.

Через года полтора, в конце 1997-го, мы сыграли свой первый концерт. А в 1998-м мы в этом же молодежном центре впервые выступили под названием Lumen. Сейчас этот молодежный центр немного перепрофилировался, он все еще стоит и продолжает радовать всех посетителей, но теперь это молодежный театр «Маска» (улица Натальи Ковшовой, 3/1)».

Клубы и студии

«В молодежном центре мы просидели несколько лет. Впоследствии в родной школе, которую мы закончили, Гарику предложили устроиться на работу в качестве лаборанта — отвечать за звукоусиливающую аппаратуру и на всех школьных мероприятиях быть звукорежиссером. За личные боевые заслуги нам там выделили каморку. Мы начали репетировать с утроенной силой и сочиняли очень много материала.

Этому сопутствовало еще то, что мы стали играть на разных площадках. На одном из первых фестивалей (самый первый — “Золотой Стандарт”, возможно, 1999 год, легендарный ДК “Авангард”, там репетировали и проводили записи “ДДТ”), в котором мы поучаствовали и, на мой взгляд, случайно завоевали гран-при, мы познакомились с председателем одной молодежной организации Олей Вахитовой. Она загорелась идеей создать в Уфе некий рок-клуб — место, вокруг которого смогут объединиться любители рок-музыки.

С этой идеей она пошла по инстанциям, где ей указали на очень маленький детский кинотеатр “Смена” в нашем же районе. Кинотеатр откровенно пустовал, там нечасто показывали фильмы. Совместно с руководством было решено по воскресеньям не очень поздно вечером проводить концерты. Так возник рок-клуб “Смена” (улица Российская, 37), который объединил несколько десятков уфимских коллективов, игравших на его сцене.

Это было больше похоже на Ленинградский рок-клуб, чем на TaMtAm. Постоянно приглядывали взрослые люди, не могли позволить синим музыкантам выползти на сцену. Охрана была лютая — откровенно пьяных на порог в принципе не пускали.

Выступление Lumen в Уфе, 04.10.2008. Фото: официальное сообщество группы LUMEN ВКонтакте

В этом клубе мы играли несколько лет, продолжая выступать на уфимских фестивалях и в других городах неподалеку. Все в Уфе друг друга знали. Разброс был от дэт-метала до экспериментальных акустических выступлений в духе раннего “Аквариума”. Публика ротировалась в зависимости от того, кто собирался выступать, но существовал костяк, которому было интересно тусоваться и общаться. Это очень сильно подстегивало — оттого, что одни и те же люди в зале, оттого, что раз в месяц минимум выходишь на сцену, оттого, что нет записей и нет возможности записывать, хочется все время людей как-то удивлять. Поэтому мы начали очень активно сочинять песни. За первые несколько лет мы написали песен 20, еще за пару лет — 30 с лишним. Большая часть песен канула в лету, но количество перерастало в качество, и мы выпустили песни, которые нашли своего слушателя.

Однажды во время путешествия на фестиваль в Оренбург мы познакомились с легендарной уфимской группой “Нечто”. Они сказали — ребят, а что вы в пионерлагере тусите, давно появился нормальный клуб с хорошим аппаратом и другой публикой. Приезжайте в “Навигатор”, пообщайтесь с директором, сыграйте в этом клубе. Так мы познакомились с нашим директором Ровшаном Вахидовым.

Клуб “Навигатор” — легендарное место. Это была дискотека с двумя танцполами, чилаутом, строгой охраной, фейсконтролем — все как положено. Но клуб работал семь дней в неделю. Самый мертвый день, понедельник, директор клуба Ровшан решил отдать под рок-выступления. Они так и назывались — “рок-понедельники”.

Самому Ровшану рок-музыка очень сильно нравилась. Он на волне успеха Земфиры очень хотел найти коллектив, с которым можно было бы эту историю повторить. Поэтому при клубе “Навигатор” возникла одноименная студия, на которой мы познакомились с Владом Савватеевым. Впоследствии он приложил руку к большей части наших альбомов и проехал с нами неисчислимое количество туров как звукорежиссер.

С “Навигатором” мы связали свою жизнь на несколько лет, потому что начали в этом клубе буквально жить. Мы регулярно играли на сцене, постоянно записывали на студии, потому что у нас была договоренность с Ровшаном: если студия не занята коммерческой работой, то мы можем приходить и экспериментировать.

Выступление в Уфе, 2012 год. Фото: официальное сообщество группы LUMEN ВКонтакте

В 2002-м “Навигатор” закрылся, Ровшан переехал в Москву, все еще оставаясь нашим директором. На месте “Навигатора” открылся другой легендарный клуб, который назывался “Че”, но и он закрылся. Теперь там, если я ничего не путаю, салон мебели.

От студии остались рожки да ножки, но было оборудование, которое нужно было куда-то девать. Тогда решили арендовать другое здание. Влад и Ровшан к этому имели отношение. Появилась студия “Снеговик”. В первой инкарнации она находилась на территории киностудии “Башкортостан”. Это огромные павильоны — как следует из названия, они были построены для развития башкирской киноиндустрии. Но после приватизации в лихие времена отказывались от всего самого расходного, и эти помещения так или иначе оказывались в аренде.

На площадях появилась новая студия, на которой мы и заканчивали свой первый альбом. Впоследствии “Снеговик” переехал на улицу Айская в подвал, где тоже творили многие уфимские музыканты. Именно на ней мы работали над альбомом “Свобода”, на ней же записан альбом “Правда?”. 2007-й мы встречали и проводили на улице Айская.

Самая любимая, самая главная лично для нас площадка рок-Уфы — это “Огни Уфы”. Теперь она называется по-другому — произошел рекламный ребрендинг. Там есть концертный зал, который называется “Колизео”. Это одна из самых больших рок-площадок города, и на ней всегда интересно в качестве зрителя и выступающего.

Выступление Lumen в Уфе в 2012 году. Фото: официальное сообщество группы LUMEN ВКонтакте

Наши метания по каморкам и съемным базам в какой-то момент закончились. Мы обзавелись собственной репетиционной точкой неподалеку от школы №37. Там же мы записали несколько альбомов. Эта самая репбаза впоследствии расширилась в нашу собственную студию, на которой мы теперь проводим очень много времени. Записываем на совершенно другом для нас уровне песни-альбомы, иногда позволяем записаться друзьям-музыкантам. Теперь все, что связано с группой Lumen в Уфе, происходит в этой студии, которая находится здесь же, в Сипайлово. Я продолжаю жить в том же районе, хоть и немного в другом месте. Наш бас-гитарист, который пришел в коллектив в 2007-м, тоже живет в Сипайлово. Гарик и Дэн со временем переехали, хотя Гарик относительно недавно, но мы все еще не просто уфимская — мы сипайловская группа и продолжаем среди тех же самых панельных домов сочинять новые песни».

Что замечательно — уфимские музыканты поддерживают друг друга вне зависимости от жанров и поколений. На одной фотографии — участники «ДДТ», Lumen и Thomas Mraz. Фото: instagram

Рэп

В этом же районе, Сипайлово, жил один из главных голосов современного русского рэпа Алмас Гатауллин, более известный как Thomas Mraz. Он рассказал Time Out, где хорошо проводил время в родном городе.

Thomas Mraz

Алмас Гатауллин

Сайт рэпера, ВКонтакте

Фото: Instagram-аккаунт исполнителя

«Первая моя тусовка произошла на Кашкадане, мне было 13 лет. Это у нас такое озеро в Сипайлово в спальном районе, откуда я родом. Там тусили BMX-еры и скейтеры. Место тусовки называлось “Сцена”.

Озеро Кашкадан, фото: Depositphotos

Потом мы начали тусить на Горсе — это Горсовет, такая площадь с памятником Ленину, там тоже были скейтеры и BMX-еры. Потом уже в центре за Молодежным театром, на Нефтянике, за магазином “Альдо” — мест была куча.

Самое интересное место в молодости — кафе “Дайнер”. Там молодежь собиралась попить пива, было интересно. Rock’s Cafe — там были первые прикольные рок-концерты. Клуб “Правда”, клуб Barhat.

Сейчас могу выделить MusicHall27, я там выступаю. “Тинькофф Холл”, там играют другие артисты. “Ботаника” — неплохой клуб. Очень крутое место открылось — “Арт-Квадрат”, большая площадь с кучей творческих магазинов и ресторанов. Клуб “Мечты”, но там я еще ни разу не был».


Вспомнили важные для них места часто работающие с Томасом «Лауд»:

Фото: Instagram-аккаунт группы

«Рио»

Карла Маркса, 37

«Здесь проводил вечеринки Айрат Air, он же DJ Air. Он и его друзья продвигали диско и фанк. Рамиль начинал тут карьеру диджея».

«Масло»

Улица Кирова

«Уфимский “Грибоедов”. Товарищ Виталика сказал: «Я уезжаю просветляться. Держите ключи и делайте что хотите». Мы один сезон делали там вечеринки. Не было сцены, не было света — это вроде столовой, где все сделано из кафеля и стояла диджейка с баром. У Face там был один из первых концертов. Были такие афиши: “Pharaoh, Boulevard Depo, Dopeclvb, “Лауд”, вход 200 рублей”. Этот клуб — вспышка, взрыв осколочной от гранаты. В кого-то попало».

«Тихая гавань»

Парк им. Ивана Якутова

«Важное для нас место. Там проводили вечеринки на воде. На них была очень дружелюбная атмосфера. Здесь прошла презентация “ТанецГолосЗвук 2”. Серега и Рамиль играли вдвоем, поэтому зрители принесли картонного Виталика».

Rise

Верхнеторговая пл., 1

«Сюда мы ходили на электронику. Постоянно играл Кубиков, привозили Бориса Брейчу. Первый приезд Cream Soda в Уфу».

Выступление в Уфе, фото: Instagram-аккаунт группы

Дом №50

Коммунистическая ул., 50

«Знаковое место, много отличных вечеринок было. Одна из них — второй приезд Cream Soda, после этого мы хорошо подружились с ребятами, увидели друг друга в естественной среде, выпили водки, заценили демки друг друга, чуть не разрушили дом знакомого. После этой тусовки Рамиля уволили с работы».

Гостиный двор

«Здесь все собирались компанией человек по 20-30, вместе с Dopeclvb и другими. Брали колонку, шли гулять, слушать музыку, пить “Иремель” на жаре среди ночи и рисовать. Отличие уфимцев — то, что все дружные и общаются между собой».

За магазином «Альдо»

«Знаковое место для уличной жизни. Здесь Артур Kreem и его тусовка “Монополия” читали рэп и дрались».

«Манкузо»

ул. Карла Маркса, 3Б

«Сюда тоже много кого привозили — Mujuice, BMB Spacekid. Никита Забелин читал тут лекцию. Клуб открыл наш хороший друг Ренат, у которого сейчас клуб “Мечты” для более взрослой аудитории».

«Ботаника»

ул. Ленина, 65а, к.1

«Место для безбашенной молодежи».


«Лауд», как и многие другие уфимские музыканты, переехали в Петербург, возможно, найдя что-то общее в духе этих городов. Еще одно творческое объединение, выбравшее север — DOPECLVBWORLD. Один из его участников — Basic Boy — рассказал Time Out о важных для него местах в Уфе.

Фото: Instagram-аккаунт исполнителя

«Первое, что приходит в голову — это, безусловно, Молодежный театр, точнее, площадь за ним. Мы называли ее Молодежка. Собственно, это было место сбора всей уфимской молодежи. По выходным мы там выпивали, тусили, кто-то с кем-то обязательно дрался — все за этим наблюдали. Было очень весело.

В плане музыкального становления, наверное, стоит отметить, что оттуда стартануло. Алмас пел выпивши под утро песни Земфиры или что-то такое. В какой-то момент, когда мы тусили там вместе с Алмасом, Федя i61 сказал: “Пойдем мы тебя запишем”. Тогда Федя работал на одной студии. По-моему, тогда Алмас и записал свою первую пару треков — и это вылилось в то, что есть сейчас.

Также совсем давно, еще, наверное, до Dopeclvb, когда я начал увлекаться музыкой, мы с друзьями постоянно тусили на крышах Уфы. Было несколько локаций, не обозначу какую-то конкретную. Был период, когда мы лазили по крышам высотных домов, и там тоже коннектились новые люди — граффити-художники, скейтеры, BMX-еры. Из ярких примеров могу сказать, что мы тогда познакомились с Jeembo и тусили с ним.

Уфа — провинция, делать там особо нечего, тем более когда тебе 18-19 лет и ты балдежничаешь в универе. Много времени выпивали, из-за этого было много веселых ситуаций. Одним из культовых мест был мой двор на улице Цюрупы, напротив Ледового дворца. Точный адрес указывать не буду. Когда я говорю “на район”, все понимают, куда мы идем. Там мы много тусили с Виталей из “Лауд”, с Федей. Все там были.

Как раз на моем районе, в одном из сегментов двора этого дома, Федя сказал мне: “Мы хотим замутить что-то вроде A$AP Mob, это будет Dopeclvb”.

Сейчас уже не существующее место — магазин Outpac (улица Коммунистическая, 46). По тем временам он был продвинутый — там продавалась уличная одежда и кроссовки. В какой-то момент у меня были нестыковки с универом, что в итоге привело к тому, что я его не закончил. Я решил, что надо бы зарабатывать деньги. Так как музыка реального дохода не приносила, да и вообще ничего не приносила, надо было найти работу. И я устроился в магазин. В какой-то момент там работали и я, и Томас, и Glebasta Spal. Было, конечно, прикольно — местами тяжко, местами весело. Тоже центр силы — кто-то собирался, приходил, тусил. Денис, наш босс, все время ругался или тусил с нами.

Boris Brejcha в клубе «Ботаника», фото: instagram клуба

Сейчас Уфа плотно развивается в плане молодежной культуры. Если выделять места — безусловно, это клуб “Ботаника” моего близкого друга Филиппа Титова. Когда-то он был GoldenPhill и был с нами в Dopeclvb — он есть на первых двух сборниках Dopetape. Собственно, GoldenPhill открыл свой клуб — сейчас это уфимская мекка для тусеров, единственное в своем роде место, очень популярное, которое знают и по всей России. Центр силы творческих людей в столице Башкортостана. Я там играл периодически, Алмас, “Лауд”. Приезжает куча именитых диджеев».


Конечно, улицы Уфы часто упоминались рэперами в песнях. «Кировское РУВД — то место, где я угорал»; «Когда тебя нашли повешенным в лесах Зеленой рощи…»; «Иремель Аврора, gang shit» — читал Face в одном только треке «Плетка» (послушать) и рассказывал в интервью о группировке, к которой себя причислял: «У нас был ТЦ “Иремель”, я был там одним из чуваков».

Еще один уфимский рэпер, Kurt92, упоминал, что вырос «на Черниковке» — в районе «завода, зон и поселенцев», где давали квартиру заводчанам. Этот район даже дал название пост-панк-группе Chernikovskaya Hata, судьба которой сейчас неясна.