«Мы хотим сложное сделать массовым»: интервью с электрофолк-группой «ДЕРЕЗА» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

«Мы хотим сложное сделать массовым»: интервью с электрофолк-группой «ДЕРЕЗА»

Болел Борисов   24 июля 2024
9 мин
«Мы хотим сложное сделать массовым»: интервью с электрофолк-группой «ДЕРЕЗА»
Фото: архив пресс-службы
Русские традиционные мотивы, напевы и мелодии все громче слышны в современной музыке самых разных жанров и направлений — от быстрой прямой и агрессивной танцевальной электроники (TMNV) до эстетского инди (Settlers). Трио «ДЕРЕЗА», синтез народного звучания и электронной музыки, — один из таких проектов. Time Out поговорил с командой и узнал, как найти вдохновение в прошлом и остаться при этом собой.

Девушки собрались вместе, чтобы спеть кавер-версию песни Тины Кузнецовой (Zventa Sventana) на «Студенческой весне», но спустя три года не только не разошлись, но и стали выпускать свои треки, сотрудничать с лейблом VK Records и даже обошли по количеству прослушиваний вдохновившую их группу на некоторых стриминг-сервисах. То, что музыканты, независимо от возраста, жанра и аранжировок, обращаются к национальной идентичности, корням и традициям, находят в них силу и вдохновение, безусловно, хорошо. В команде «ДЕРЕЗЫ» три участницы: Валерия Шикунова занимается музыкальной составляющей и режиссурой номеров, Виктория Лашаева — верхний голос и автор текстов песен, а Анна Дунаева, помимо пения, отвечает за визуальную концепцию проекта — разрабатывает рисунки, костюмы, сценический макияж. 

С чего все начиналось? Расскажите про первые шаги группы «ДЕРЕЗА».

Валерия Шикунова (далее — В. Ш.): Мы из Самары, учились в СГЭУ. Однажды я услышала трек Zventa Sventana «Сухотушка» и захотела сделать кавер-версию. Вместе с девочками мы работали над песней и представили ее на конкурсе «Студенческая весна». Нам хотелось удивить жюри, выделиться: на этом концерте почти не бывает традиционных песен, тем более в такой электронной аранжировке. Когда мое поколение слышит слово «народная», то перед глазами встает ряд голосистых женщин в красных платьях в цветочек, кокошниках и платках. Это, конечно, нам тоже очень нравится, но хочется привнести что-то свое, другое. И наша идея сработала, но только со второй попытки: в 2022 году мы поехали на «Российскую студенческую весну» в Нижний Новгород и заняли там третье место. Поверили в себя, написали авторскую песню «Завтра» и уже в 2023-м выступили с ней на этом же конкурсе, но уже в Перми. В итоге стали лауреатами первой степени и получили спецприз от VK Records: выпуск трека и бюджет на его продвижение.

С самого начала мы решили что выступления — это всегда танцы, идея, постановка, перформанс. Работаем сообща: я придумываю музыкальный сюжет, вместе мы его дорабатываем, а Аня все это визуализирует. С постановкой танцев нам помогает наша подруга Яна Байбурина, которая занималась хореографией. Музыку для первых песен нам делал Саша, друг из вуза. Когда мы решили написать свою первую песню, то подключили его, и именно с Сашиной музыкой мы взяли спецприз на конкурсе. Вот так мы стартовали, а сейчас работаем над треками вместе с большими профессионалами в саунд-продакшене — Ромой CVPELLV и Вадиком Купэ. 

Дереза — это колючее растение, некоторые виды которого ядовиты. Есть версия, что на Руси это слово имело значение «капризная», «задиристая». Как появилось название вашей группы? 

В. Ш.: Мы хотели придумать что-то емкое, запоминающееся, чтобы выделиться на конкурсе. «Вокальный ансамбль института менеджмента» звучит не очень ярко, согласитесь. Начали перебирать русскую лексику, связанную с этникой, традицией. «ДЕРЕЗА» понравилась всем и по звучанию, и по значению: ее «колючесть» оказалась нам очень близка. 

Вы часто говорите о подаче, концептуальности, сценографии. Есть ли у «ДЕРЕЗЫ» свой образ или характер?

В. Ш.: Это всегда темный вайб, мрачноватое настроение — на выступлениях это хорошо заметно. В наших текстах раскрываются драматические и актуальные сюжеты, отражающие народные истории современного мира. Свой образ мы поддерживаем на сцене: никаких приветствий, общения с публикой, держим дистанцию, хореография геометрична и слажена. 

С чем связан именно такой сценический образ?

В. Ш.: Хотелось сыграть на контрасте. В реальности мы совсем другие, и никто не ожидает от нас такой подачи. Все привыкли видеть улыбки на сцене, а нам опять хотелось все сломать. Еще есть прямая связь между текстами песен, названием и нашим «взглядом исподлобья» — вместе все это очень естественно сочетается и хорошо работает.

Может, это путь от тьмы к свету?

В. Ш.: Пока не ясно, к свету ли, но точно из тьмы. Мы изучали древние обряды и традиции. В основном это мрачные истории: например, невеста получила от подруги проклятье, за то, что увела жениха, в которого та была влюблена всю жизнь. Темные силы, приговоры, привороты — все это из тьмы. На основе этих сюжетов и строятся наши тексты. Правда, сейчас мы стали больше петь про себя: «Все не зря», последний наш релиз, рассказывает о пути, полном трудностей, который нужно пройти. Есть ли там хеппи-энд? Пока нет. Но, может быть, когда нибудь… «Верю, ждет меня покой. Все не зря. Я найду свой путь. Да, тяжелый, пусть».

Откуда у вас любовь к фольклору?

В. Ш.: Мне с детства нравились этнические и традиционные вокализы, напевы — не только русские, но и арабские, грузинские. Нравится эта идентичность разных культур. В какой-то момент я сама начала пробовать петь в этом стиле, и в конце концов это переросло в «ДЕРЕЗУ». 

Виктория Лашаева (далее — В. Л.): Я с четырех лет занимаюсь народным вокалом. Мама отвела меня в кружок, и мне понравилось. Закончила музыкальную школу по классу «Народное хоровое пение» — в общем, мне с раннего детства полюбилась наша музыкальная традиция. 

Анна Дунаева (далее — А. Д.): А мне не нравился фольклор до тех пор, пока я не услышала сочетание традиционных мотивов и напевов с электроникой. 

Тексты ваших песен вдохновлены традицией — или это традиционные тексты? 

В. Л.: Мы пишем авторские песни, в которые вплетены части фольклорных текстов. В будущем релизе «Сердце» есть большой фрагмент, взятый из народной песни. Но, по правде говоря, мы вдохновляемся народным творчеством, чтобы писать свою музыку.

В. Ш.: По мере изучения сюжетов мы поняли, что в целом они не меняются: то, что сейчас называется абьюзом или газлайтингом, было всегда. Наши предки тоже все это проживали, горевали и пели об этом. Мы стараемся делать то же самое, но своими словами, используя народную лексику, традиционные образы и современные аранжировки.

А почему аранжировки именно такие, не народные? Нет ни балалайки, ни гуслей, ни баяна…

В. Ш.: Мы изначально стартовали как электрофолк-группа. Но место народным инструментам в нашей музыке тоже найдется. В будущих релизах будут и балалайка, и дудук, и баян. Хочется продвигать это среди наших ровесников, молодежи. Моим дедушке и бабушке песни «ДЕРЕЗЫ» нравятся из-за текстов, слов и образов, а мой 18-летний брат любит их за то, что в них есть кач и при этом новые для него традиционные вокальные экзерсисы, которые доводят до мурашек. Своей музыкой мы хотим охватить самую широкую аудиторию. 

Кто из электронных музыкантов вас вдохновляет?

В. Л.: Эрика Лундмоен, Сабрина, Сюзанна, Cream Soda. Есть очень много исполнителей, которые делают хорошую, качественную и вдохновляющую музыку.

В. Ш.: Сначала мы пишет текст, а потом думаем, как его лучше подзвучить. Услышим у какого-то исполнителя что-то интересное, не обязательно народное и разрабатываем музыку для своей песни. Например, Аника: у нее стильные вокальные приемы, и это очень вдохновляет, хотя ничего традиционного в них нет. Из иностранных артистов нравятся Flume и Skrillex, но сейчас мы больше сфокусированы на наших артистах: например, с Хаски нам хотелось бы сделать фит. 

Расскажите о ваших сценических образах — стиль, макияж и прочее. 

В. Ш.: Мы пошли кардинально: на нас всегда брюки, штаны. Кажется мелочью, но это тоже некий слом стереотипа фолк-стилистики. Вначале у нас были колки и стилизованные кокошники, а потом мы пришли к макияжу и рисункам. Аня разрабатывает их в зависимости от сюжета и элементов образа. 

А. Д.: Рунические символы тоже подбираются индивидуально к каждой песне. Хочется, чтобы слушатели не просто видели красивую руну, но и заинтересовались ее значением, поискали его и поняли, что так мы стараемся рассказывать о традиции.

Как организована работа с лейблом? Как вы взаимодействуете и как лейбл участвует в вашем творчестве?

В. Ш.: На конкурсе «Студенческая весна» в Перми нас заметил Виктор Абрамов, директор лейбла VK Records. Он отметил нас среди всех участников и сказал, что на победу сработало все в комплексе — и песня, и образы, и сценография. Спустя некоторое время Виктор предложил сотрудничество с VK Records, и теперь мы вместе работаем над музыкальным материалом, планируем график релизов. Команда лейбла также занимается дистрибуцией треков, продвижением. Вначале нашего сотрудничества мы привезли на студию саунд-продюсеру Роме CVPELLV 5–6 демок, которые сделали с Сашей в Самаре, и стали их разбирать. Рома очень чутко отнесся к нашим песням, докрутил их, доработал. А сейчас мы уже пишем аранжировки и партии с нуля, потом делаем анализ вкусовых предпочтений пользователей, собираем статистику и используем эффективные приемы в новых треках.

А как вы работаете в группе, сочиняете, репетируете?

В. Ш.: В последнее время не без труда, потому что я живу в Москве, а Вика с Анной в Самаре оканчивают университет. Раньше мы садились втроем, накидывали какой-то текст, и у нас ничего не выходило. Со временем стало ясно, что это хорошо получается у Вики, причем без нас. Так что она присылает нам текст, а дальше мы вместе что-то придумываем, если есть возможность собраться, но чаще просто накидываем в чат свои голосовые и обсуждаем. Параллельно продакшен лейбла предлагает нам аранжировки. 

То есть вы по очереди друг на друга записываете партии? 

В. Ш.: Да. Я записываю свою партию на диктофон, потом Вика делает это же поверх моей записи, а Аня проделывает то же самое через запись экрана. Уже потом, получив трехголосье, мы понимаем, кто, где и что поет. А следом появляется музыка. На самом деле это очень непросто.

Какая у «ДЕРЕЗЫ» главная идея? У вас есть, скажем, своя «сверхзадача»?

В. Ш.: Как-то раз я написала: «”ДЕРЕЗА” — это мост между прошлым, настоящим и будущим». Это как раз о тех фольклорных сюжетах, которые всегда будут актуальны. При этом мы хотим звучать нестандартно, хотим сложное сделать массовым, хотим, чтобы слушатели развивались вместе с нашей музыкой.

Какие у вас ближайшие творческие планы?

В. Ш.: Недавно у нас вышел релиз «Все не зря», это уже наш четвертый трек. История о поиске пути и том, как важно следовать велению своего сердца, идти туда, где страшно. В скором времени планируем выпустить еще ряд интересных песен, выступать на фестивалях — недавно, например, мы были хедлайнерами на летнем фестивале «Окна» в Ульяновске. В общем, следите за новостями в наших социальных сетях.