Как гуляли на Руси: народные увеселения, зрелища и игры | Город | Time Out

Как гуляли на Руси: народные увеселения, зрелища и игры

  18 января 2023
6 мин
Как гуляли на Руси: народные увеселения, зрелища и игры
Фото: legion-media.ru
Зима в самом разгаре – а значит сейчас лучшее время для снежных игр и сезонных развлечений: катания на коньках и лыжах, а также с горки на санках и ледянках. Вместе с Историческим музеем, который в ушедшем году отметил 150-летие, Time Out рассказывает, какие еще народные увеселения и праздничные гуляния существовали на Руси в былые времена.

Медвежья комедия

«Поводырь с медведем». Лит. А. Абрамова. 1874 г. ГИМ.

Это одно из древнейших и любимых народных увеселений России. Поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России и показывали свое искусство. В прежние времена к медведю относились с большим почтением. Славяне верили, что зверь обладает магической силой, считая, что он связан с плодородием, здоровьем и благополучием.

Медвежья комедия — это выступление медведя с козой под прибаутки хозяина. Часто представление разыгрывалось настоящим медведем и ряженой козой. Медведь подражал действиям людей, а «коза» изображала животное. Люди смеялись над неожиданной трактовкой жестов медведя и сопоставлением их с поведением людей.


Кукольные представления

Кукольные спектакли занимали одно из главных мест в увеселительных мероприятиях.

Русский театр кукол XIX века условно можно поделить на две ветви. В первой кукольники стремились поразить зрителя необычностью и великолепием действа: яркие декорации, богатые костюмы кукол, экзотические персонажи, а самое главное — реалистичностью. Куклы были подобны людям, имитировали «человеческие» профессии, занятия и ситуации.

Вторая же ветвь относилась к бытовому театру, бродячему или временному. Он продолжал традиции народных, фольклорных увеселений.


Театр Петрушки

Кукла «Петрушка» из Московского театра кукол под руководством С.В. Образцова. 1930-е. ГИМ.

Ванька Рататуй, Петр Иванович Уксусов, или по-простому Петрушка — главный и чуть ли не единственный герой русского народного кукольного театра с 1840-х годов.

«Ходячий» Петрушка был самым популярным представлением в народе. Кукольник и его помощник-музыкант со своим театром из складной легкой ширмы, набора кукол, шарманки или скрипки бродили по ярмаркам, по пути показывая свою комедию под открытым небом. Все внимание зрителей было сосредоточено на интонации речи актера и на движениях куклы. Музыкальные вставки были призваны настроить аудиторию на веселый, праздничный лад или создать дополнительный комический эффект.


Раек или потешная панорама

Ни одно из праздничных увеселений XIX века не проходило без райка. Веселая речь раешников звучала на ярмарках в Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и в других крупных городах и торговых селах.

Раек — ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался различными прибаутками или историями о храбрейших воинах, иноземных сказаниях, о приключениях русских богатырей.

Можно смело сказать, что раек — это прародитель современного телевизора, с помощью которого народ мог узнать новости, в том числе и заграничные, увидеть сказки, послушать сплетни.

Раек. Лубок. Лит. П.И. Орехова. 1878 г. ГИМ.

Балаганы

Масляница. Балаганы на Царицыном лугу в Петербурге. Репродукция. Г. Броллинг, Шюблер. «Нива», Конец ХIХ – нач. ХХ вв. ГИМ

Балаганы были центром праздничной площади, лицом гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам владельцев судили о ярмарке, о размахе и значимости гуляний.

Балаган — это временная разборная постройка для торговли. В России балаганы известны с XVIII века, когда они стали появляться на ярмарочных площадях. Тогда и начали разыгрываться небольшие и несложные пьески-интермедии. На сценах временных театров выступали профессиональные актеры, цирковые артисты и просто любители. Обязательным украшением балаганов были вывески, флажки, а позднее — газовые и электрические лампы, причудливые надписи, отражавшие лица балагана, его программу.


Фейерверк

Фейерверк, устроенный А.Матвеевым в 1709 г.после Полтавы. 1709 г. ГИМ.

Как зрелищное искусство фейерверки начали развиваться в XVII веке. Они были введены Петром I для празднования коронаций, бракосочетаний, военных побед. На протяжении XVIII века фейерверочное искусство в России достигло невиданного размаха. Огненные потехи представляли собой очень яркие, красочные зрелища, восхитительные спектакли, где двигались зажженные фигуры, били огненные фонтаны и взлетали в воздух ракеты.

Именно русские пиротехники первыми придумали разноцветные огни. В фейерверке воплощалась сама идея празднества, настоящий спектакль из огненных символов и аллегорий.


Катание с гор

Санки. XIX век. ГИМ.

Горки — самая любимая массовая забава. Обычно катались с естественных холмов, пригорков, либо строились ледяные горки на подмостках — катушки. Для катания использовали санки, салазки, ледянки, лотки, рогожи и старые корыта. Также на время Масленицы устраивали шесты — тонкие обтесанные бревна ставили под уклоном, поливали водой и катались парами, взявшись за руки. В конце ледяной дорожки иногда делали в снегу углубление с сеном.

Каждый катающийся на глазах собравшегося народа старался проехать как можно дальше, не свернув в сторону и не упав. Обычно катались парами: девушки выстраивались в очереди в ожидании приглашения, после которого молодые люди поднимались на вершину горы и скатывались с нее на маленьких санях. Как правило, катания заканчивались поцелуем.


Качели

Русские качели. Орловский Александр Осипович. 1820 – 1840 -е гг. ГИМ.

Качели были главным занятием в пасхальные дни. У славян-язычников качели были частью магического обряда. Качались, чтобы летом работа была легкой, а урожай хорошим.

Качели также были одним из самых любимых детских развлечений. На праздники качели ставили на свободных площадках, возвышенных местах. Это был центр всех развлечений и забав. Рядом с качелями устраивали веселые игры, пели песни под гармонь, иногда гармониста усаживали в центре между качелями.


Хоровод

Хоровод. Der Sontag Abend. Kirsten. Литография Ю. Кирстена. 1830-1840-е гг. ГИМ.

Хоровод — самый распространенный и самый древний вид танца на Руси. Это танец-игра, который сопровождается пением. В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники держатся за руки и водят хоровод по кругу, что символизирует хождение по солнцу. Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды.

В оформлении статьи использованы фото, предоставленные пресс-службой Исторического музея.