«Назад в будущее» — 35 лет: история легендарного фильма
«Подержанные автомобили» и школьный фотоальбом
Для того, чтобы начать эту историю, стоит вернуться назад в прошлое, а именно — в 1980 год. Помимо «Сияния» Стэнли Кубрика, «Берлина, Александерплац» Райнера Вернера Фассбиндера и «Бешеного быка» Мартина Скорсезе в это время вышла совершенно непримечательная и мало кому известная лента одного из лучших, как выяснится со временем, дуэтов — режиссера Роберта Земекиса и сценариста Боба Гейла. Называлась она «Подержанные автомобили».
Пересказывать ее сюжет нет смысла, потому что важно совершенно другое: после провала фильма в прокате расстроенный Гейл поехал в родительский дом. Решив, видимо, отвлечься, он стал разбирать захламленный подвал, где в итоге и нашел предмет, благодаря которому родилась задумка культовой трилогии, а именно — отцовский школьный фотоальбом.
Оказалось, что в год своего выпуска Гейл-старший был старостой класса. Боб Гейл, в свои юные годы выступавший за отмену школьного самоуправления, задумался, смог ли бы он в этой ситуации подружиться со своим отцом. Об этих мыслях сценарист рассказал Земекису по возвращении в Калифорнию — и по счастливому совпадению у того нашлась похожая история.
Дело в том, что, будучи подростком, его мать встречалась со многими мальчиками — хотя сыну рассказывала, что была очень консервативной. В итоге у кинематографистов родилась история о подростке, который попадает в прошлое и знакомится со своими юными родителями.
Влюбляться — еще куда ни шло, но что делать, если твой ребенок тиктокер? 5 хобби, которые сложно принять родителям
Бесперспективное кино, видеопиратство и морозильная камера
Итоговый вариант сценария отличался от первоначального до неузнаваемости. Марти промышлял нелегальной продажей видеокассет, Док Браун брал энергию на атомной станции, а город, в котором жили герои, не имел названия.
Коснулись изменения и машины времени. Изначально ею должна была стать морозильная камера: Марти забирался внутрь и в результате взрыва плутония отправлялся в прошлое. Но позже от идеи отказались. Создатели фильма переживали, что после его выхода на экран дети начнут залезать в холодильники и пострадают от этого.
Вдобавок ко всему, Дока сопровождала шимпанзе по имени Шемп, которую пришлось заменить на собаку, а саму ленту хотели назвать «Космический пришелец с Плутона», так как считали, что слово «будущее» не сделает кассу.
Земекис и Гейл предлагали сценарий многим студиям, но везде получали отказ — их замысел считали слишком детским и бесперспективным. Даже студия Disney, ставшая для кинематографистов последним оплотом надежды, не согласилась с ними сотрудничать, обосновав решение слишком провокационной темой: ведь Марти влюбился в свою мать-подростка!
Роман с камнем и долгожданный успех
Как известно, изначально у дуэта Земекис-Гейл была не слишком хорошая репутация в профессиональной среде. Все знали, что они создают неплохие ленты, вот только успеха они никогда не приносили. Обеспокоенный своим будущим и перспективами их совместного детища, Роберт Земекис решил во что бы то ни стало зарекомендовать себя как перспективного режиссера.
Он взялся за ленту «Роман с камнем» о приключениях автора популярных женских романов Джоан Уайлдер в Колумбии, куда она отправляется, чтобы спасти похищенную сестру. Отметим, что продюсеры не слишком-то верили в успешность проекта под руководством Земекиса, да и он сам не раз отмечал, что съемки дались ему очень тяжело. Зато Майкл Дуглас, сыгравший в «Романе с камнем» главного героя и в отличие от многих восторгавшийся лентой «Подержанные автомобили», решил, что режиссерское кресло должно достаться именно Роберту. Что ж, он не прогадал.
Фильм получил номинацию на «Оскар» и две премии «Золотой глобус». Мировые кассовые сборы составили 86 миллионов долларов, благодаря чему проект «Назад в будущее», наконец, получил «зеленый свет».
Universal, Стивен Спилберг и Эрик Штольц в роли Марти
Теперь уже крепко стоящий на ногах Роберт Земекис схватил папку, в которой пылился сценарий проекта, и отправился к своему давнему другу Стивену Спилбергу. Тому идея понравилась, и за экранизацию взялась студия Universal Pictures. Начались поиски актеров.
Майкл Джей Фокс изначально был кандидатом на роль Марти Макфлая. Земекис познакомился с ним во время съемок фильма «Волчонок», когда искал места для натурных съемок. Казалось бы, все шло как по маслу — хороший сценарий и работа под крылом Стивена Спилберга привлекали Фокса — но планам помешал Гарри Голдберг. Дело в том, что актер в то время был задействован в съемках ситкома «Семейные узы», а участие в съемках проекта, выход которого планировали в 1985 году, могло негативно сказаться на успехе сериала. В итоге Фокс был вынужден отказаться от предложения.
Расстроенные Спилберг и Земекис решили в ускоренном режиме искать новых претендентов. На роль пробовались Кристофер Томас Хауэлл и Джонни Депп, игру которого, впрочем, создатели совершенно не запомнили. Выбор пал на 23-летнего Эрика Штольца, зарекомендовавшего себя работой в ленте Питера Богдановича «Маска».
Из-за долгих поисков актера на главную роль начало съемок откладывали несколько раз, что поставило под сомнение возможность выпустить ленту в мае 1985 года, как того требовала студия. Но это была лишь малая доля проблем. Когда было снято не менее 1/3 сцен с участием Марти, Земекис понял, что Штольц совершенно не годится на эту роль.
Актеру не удавались комические сцены, катание на скейтборде вызывало массу проблем, а режиссер, в свою очередь, не мог объяснить, чего хочет. Им пришлось попрощаться, несмотря на то, что студия из-за этого понесла убытки в размере трех миллионов долларов.
Несыгранные персонажи — тоже часть карьеры:
Ситуацию спасло….появление на площадке Майкла Джей Фокса. Кинематографистам наконец удалось с ним договориться — с условием, что съемки в ситкоме будут у актера в приоритете. Так, днем он работал над «Семейными узами», а вечером посвящал свое время «Назад в будущее». На сон, по словам самого Фокса, у него оставалось максимум 5 часов в сутки.
Сам Роберт Земекис вспоминал:
«Было очень холодно. Я вечно недосыпал, ходил полусонным. Я никогда не чувствовал себя так паршиво, как на съемках этого фильма. Я набрал вес, потерял форму. Мои самые любимые этапы производства — написание сценария и пост-продакшен. Но вот съемки — это кошмар. Лучшим днем был день первого появления Майкла Дж. Фокса на площадке».
Завершение съемок и прокат
Работу над фильмов закончили 20 апреля 2985 года — ровно через 100 дней. Релиз картины перенесли на август, но после ошеломительной реакции зрителей на тест-просмотрах ленту решили выпустить 3 июля.
На этапе постпродакшена стали вырезать множество лишних сцен. Любопытно, что под нож мог попасть эпизод, где Марти играет на электрогитаре на школьном балу. Спасли легендарный момент высокие оценки аудитории: Фрэнк Маршалл вспоминал, что на предпросмотре публика чуть ли не прыгала от восторга.
Кстати, все спецэффекты создавались на студии Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. В общей сложности в картине используются 32 визуальных эффекта, которые кинематографисты дорабатывали практически до самого конца съемочного периода.
The Power of love
Визитной карточкой фильма «Назад в будущее» стали композиции Алана Сильвестри и Хью Льюиса. Изначально Спилберг был против участия Алана в работе над саундреком картины, потому что ему не понравилась музыка в «Романе с камнем». Роберт решил поддержать коллегу по предыдущей работе и подсказал, что покорить сердце Стивена поможет торжественная и эпичная музыка.
Сильвестри собрал оркестр из 85 музыкантов и связался с лидером группы Huey Lewis and the News с предложением написать заглавную песню для фильма. Саундтрек они написали всего за две недели до первого тест-просмотра картины. Первый вариант ведущей песни не устроил студийных боссов, зато The Power of love пришлась им по душе. На радиостанциях по окончании песни специально упоминали, композицией к какому фильму она является — все потому, что в тексте не упоминается его название.
Самый кассовый фильм года
Как и планировалось, премьера картины состоялась 3 июля 1985 года. В ее успех практически никто не верил.
Роберт Земекис был расстроен, что из-за съемок в «Семейных узах» Майкл Джей Фокс не смог участвовать в рекламной кампании. Омрачал его и слоган картины «Ты говоришь, что моя мать втюрилась в меня?», которая студия посчитала наиболее удачным вариантом.
К счастью, опасения не оправдались. Первая строчка в бокс-офисе доказала, что лента стала абсолютным хитом. Фильм занял четвертую позицию по сборам в первый уик-энд и стал самым кассовым за весь год.
Кстати, лента вошла в число любимых картин Рональда Рейгана. Когда Рейган впервые увидел сцену из первой части — «Кто у вас президент в 1985?» — «Рональд Рейган!» — «Актер?!» — он так смеялся, что попросил киномеханика перемотать пленку, чтобы посмотреть эту сцену еще раз.
Год спустя, в своем обращении к гражданам США Рейган отдал дань уважения создателям картины, процитировав одну из ее знаменательных фраз: «Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны».