Не только Снейп: 8 прекрасных ролей Алана Рикмана
«Крепкий орешек» (1988)
Многие сцены этого культового боевика были импровизированными, потому что сценарий постоянно переписывался. В кои-то веки это положительным образом сказалось на фильме, добавив ему драйва и свежести. Но главной причиной популярности «Крепкого орешка» стал дуэт-противостояние нетипичного для тех времен героя Джона Макклейна (Брюс Уиллис) и хладнокровного главы террористов Ганса Грубера в исполнении Алана Рикмана. Собственно, здесь и началась его кинокарьера: до сих пор 41-летний актер играл только в театре и работал на британском телевидении. Алан вообще начал поздно, в 26 лет, бросив работу графического дизайнера.
Роль главы террористов досталась ему случайно: режиссер и продюсер посмотрели спектакль «Опасные связи», где он играл виконта де Вальмона, и сделали Рикману предложение, от которого тот, к счастью, не отказался.
«Робин Гуд: Принц воров» (1991)
Шериф Ноттингемский в исполнении Алана Рикмана — лучшее, что есть в этой странноватой фантазии на тему средневековых английских баллад. Исполнительница роли Мариан Мэри Элизабет Мастрантонио рассказывала потом, что у нее было ощущение, будто одновременно снимаются два фильма, и она «больше хотела быть в картине Алана Рикмана». Актер дважды отказывался от участия в проекте, так как не желал после «Крепкого орешка» вновь играть роль злодея: он опасался того, что продюсеры и режиссеры Голливуда начнут ассоциировать его только с отрицательными персонажами. Однако после того, как Алану была обещана полная свобода творчества, он не смог устоять. Герой Рикмана пугающе коварен, обаятелен и смешон одновременно.
Актер признался, что привлек к работе знакомых комика и сценариста, чтобы оживить «ужасный сценарий». В итоге многие фразы шерифа Ноттингема стали крылатыми. За эту роль Алан Рикман получил BAFTA в категории «Лучшая мужская роль второго плана».
«Разум и чувства» (1995)
Сценарий для фильма написала подруга Рикмана актриса Эмма Томпсон на основе одноименной книги Джейн Остин. Из нескольких романтических линий, которые развиваются на наших глазах, самая трогательная — тихая любовь полковника Брэндона (Алан Рикман) к пылкой Марианне (Кейт Уинслет), которая, в свою очередь, влюблена в явно не стоящего ее молодого человека по имени Уиллоби. Зрители и критики были поражены: после ролей ярких, харизматичных злодеев Рикман продемонстрировал им совершенно другой образ. Если шериф Ноттингема энергичный, резкий, грубый, то полковник Брэндон — мягкий, спокойный человек, который склонен скорее страдать молча, нежели демонстрировать свои чувства.
И тем не менее глубина этих чувств очевидна. Все партнеры по съемочной площадке были восхищены способностями Рикмана, и многие сожалели, что эта его работа осталась незамеченной Американской киноакадемией.
«Ужасно большое приключение» (1995)
У фильма о юной девушке, которая становится актрисой в ливерпульском театре, по-настоящему звездный состав: в нем заняты все знаменитости британского кино и сцены. Однако он мало кому понравился: и критики, и зрители посчитали честную атмосферу театральной зависти и порочности слишком мрачной, а героев — отталкивающими. Тем не менее все в один голос восхваляли работу Хью Гранта, который сыграл здесь бездушного режиссера, и Алана Рикмана — ему досталась роль гениального актера, то есть играть почти не пришлось. Сцены репетиций О’Хары — одни из лучших в фильме: в них есть и мрачный юмор, и талант, от которого захватывает дух, и глубокая печаль. Сам Рикман очень любил «Ужасно большое приключение» и считал, что фильм пострадал из-за того, что его сравнивали с предыдущим, намного более легким творением режиссера Майка Ньюэлла — «Четыре свадьбы и одни похороны».
«Песня ланча» (2010)
Короткая драма о бывших любовниках, которые не виделись 15 лет и встретились за ланчем, была снята по одноименной поэме Кристофера Нида. Смотреть его надо без дубляжа: помимо невероятной химии между Рикманом и Эммой Томпсон, фильм примечателен еще и тем, как Алан Рикман читает поэтические строфы. Изумительный, бархатный голос и чистейшая дикция составляют огромную часть его актерского обаяния. Интересно, что все это далось ему огромным трудом: у Рикмана был врожденный дефект нижней челюсти, и только упорные занятия со специалистами помогли ему поставить сценическую речь.
Впоследствии манера Рикмана говорить нередко пародировалась звездами — чаще всего Бенедиктом Камбербэтчем и Томом Хиддлстоном.
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)
Злодеи в исполнении Рикмана всегда были впечатляющими — но никогда еще не выглядели столь дьявольски, как судья Терпин. Оно и неудивительно: учитывая, что протагонисты этого фильма в исполнении Джонни Деппа и Хелены Бонэм-Картер убивают людей и пекут из них пироги, актеру пришлось повысить градус своего отрицательного обаяния до уровня «монструозный». В атмосферном мюзикле Тима Бертона это пришлось весьма кстати: большинству критиков понравились не только интересное сочетание леденящей кровь мрачности со сказочностью, но и броская игра британского актера. Кстати, он здесь поет.
«Распутин» (1996)
За рубежом у Распутина ужасная репутация: это всегда сексуально распущенный злодей, а иногда еще и колдун, который губит русскую монархию и с нею целую страну. В фильме Ули Эделя все выглядит несколько мягче: «царский друг», безусловно, славится неисчерпаемым сексуальным аппетитом, но к этому роль Распутина при дворе не сводится. В исполнении Алана Рикмана «старец» предстал еще и сложным человеком, раздираемым внутренними демонами. Его энергетика и способность влиять на людей поражают. В фильме традиционно есть исторические неточности (например, Петр Столыпин погиб в 1913 году, а не 1911 году).
Но Николай II в исполнении Иэна Маккеллена вышел правдоподобным — доброго нрава семейный человек, деспотично управляющий страной. Алан Рикман же получил за роль Распутина премии «Золотой глобус» и «Эмми».
«Творение Господне» (2004)
В 1930 году темнокожий парень Вивьен Томас (Мос Деф) поступает на работу к доктору Альфреду Блейлоку (Алан Рикман). Великая депрессия уничтожила все сбережения Вивьена, которые он намеревался потратить на обучение искусству хирурга. В Госпитале Джона Хопкинса Томас и Блейлок работают над революционной процедурой — операцией на сердце, и становятся родоначальниками кардиохирургии. Рикман вновь на высоте: он замечательно играет «прогрессивного расиста», который вроде бы и поддерживает своего гениального коллегу — но одновременно не стремится признавать его заслуги в исследованиях.
Именно благодаря этому реальный Вивьен Томас не упоминается в научных статьях того времени — при том, что для госпиталя он стал настоящей легендой. Полутона, неоднозначность образа при явном его обаянии — конек Алана Рикмана, и «Творение Господне» — лучший образец выездки.