Незолотые купола: 5 храмов Москвы и Петербурга, похожих на Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (а именно так официально называется Храм Василия Блаженного) построили в XVI веке в честь взятия Казани царем Иваном Грозным. Это произошло сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, отсюда храм и получил свое название.
Ни на что не похожая архитектура собора, разноцветные купола, гениальное сочетание объемов до сих пор не находят единого объяснения. Одни видят в храме на Красной площади влияние итальянского Возрождения, другие – след исламской архитектуры, например, казанской мечети Кул-Шариф. Тем удивительнее, что столь необычный, первый в своем роде памятник стал «визитной карточкой» России, визуальным стереотипом наряду с матрешкой и балалайкой – и источником вдохновения для позднейшего русского зодчества.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове
Хотя сходство двух Покровских храмов неочевидно с первого взгляда, медведковская церковь построена по образу и подобию Храма Василия Блаженного. Как и собор у Кремля, это образчик шатровой архитектуры, подражающей в камне русскому деревянному зодчеству и конкретно Храму Василия Блаженного – что заметно по композиции приделов и глав, пусть и с несколько измененными пропорциями.
Храм в Медведкове стал одним из последних одношатровых храмов, позднее патриарх Никон запретил их строительство. Потому особенно ярко выделяется шатер – нарочито большой по сравнению как с остальными куполами, так и с шатром Василия Блаженного.
Этот храм построил князь Дмитрий Пожарский – национальный герой, вместе с Кузьмой Мининым освободивший Москву от польских интервентов. Когда род Пожарских прервался по прямой линии, село Медведково вместе с храмом перешло ко князю Василию Голицыну, сподвижнику царевны Софьи. По преданию, царевна сама иллюстрировала напрестольное Евангелие, принадлежавшее церкви и утраченное после революции. Службы в Покровском храме не прекращались и при советской власти, и даже во время Великой Отечественной войны. Сейчас при храме работает воскресная школа, где можно посетить лекции видных церковных деятелей, богословов и религиоведов.
Храм Рождества Богородицы в Путинках
В храме в Путинках, как и в Медведкове, не сразу угадывается прототип с Красной площади. Стены не красные, купола не разноцветные – где же здесь знаменитый собор? Однако сходство, как и в предыдущем случае, лежит на более глубоком уровне.
Храм Рождества Богородицы занял пограничную позицию как один из последних шатровых храмов и один из первых образцов русского узорочья – нового стиля, вобравшего в себя некоторые черты европейского барокко. Кроме структурных особенностей шатровой архитектуры, церковь в Путинках взяла от Покровского собора декоративные элементы – стрелы и кокошники.
На облик Храма Рождества Богородицы также повлияла Троицкая церковь в Никитниках – эталонный пример русского узорочья, на который равнялись последующие поколения зодчих. Храм в Путинках, возведенный в середине XVII века при Алексее Михайловиче, в советское время выполнял роль циркового манежа для дрессуры животных, а в 1990-е годы был восстановлен и возвращен церкви – причем главным жертвователем на восстановление храма стал Александр Абдулов. После смерти актера его отпевали именно здесь.
Собор Петра и Павла в Петергофе
Говоря об отечественной храмовой архитектуре XIX-XX веков, нельзя обойти вниманием так называемый русский или неорусский стиль. Это течение в рамках общеевропейского национального романтизма XIX века, ставившее во главу угла стилизацию под эстетику древнерусского зодчества.
Особое внимание уделялось декоративности, характерной для господствовавших во второй половине века эклектики и модерна. В русском стиле строились частные особняки и муниципальные учреждения, похожие на сказочные терема: достаточно консервативные по форме православные храмы как нельзя лучше отвечали задачам «неорусских» архитекторов.
Храм, визуально рифмующийся с собором Василия Блаженного – шатры, кокошники, стены из красного кирпича с контрастными желтыми вставками – был построен рядом с Петергофским парком по распоряжению императора Александра III, не дожившего даже до закладки первого камня. Петергоф, к тому времени значительно разросшийся, не имел достаточно большого храма для такого количества прихожан, так что нужда в строительстве нового собора казалась очевидной. В советское время Петропавловский собор уцелел как памятник архитектуры, но пострадал во время войны от действий как немецкой, так и советской авиации. В 1990-е годы храм был отреставрирован и возвращен церкви.
Храм Воскресения Христова на Крови
Как Собор Василия Блаженного связан с Москвой, так и храм Спаса на Крови прочно ассоциируется с Санкт-Петербургом. Спас на Крови – эталон русского стиля, о сходстве с Покровским собором не стоит и заикаться, поскольку оно видно невооруженным глазом.
Красный кирпич, шатры и разноцветные купола нередко сбивают с толку неподготовленных туристов, легко путающих московский и петербуржский храмы. На примере этого творческого переосмысления прошлого подражательная природа русского стиля становится особенно понятной.
Храм Спаса на Крови был построен на месте смертельного покушения на императора Александра II на набережной Екатерининского канала (сейчас – канал Грибоедова). Грандиозный храм изнутри и снаружи был украшен мозаиками по эскизам Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. При советской власти храм не успели снести из-за начавшейся войны, во время блокады Ленинграда в храме находился морг. В годы войны в купол здания попал и чудом не разорвался немецкий фугас. Его обнаружили спустя 15 с лишним лет: саперы и промышленные альпинисты извлекли его с риском для жизни. Главную угрозу для уникального архитектурного памятника все же представляли не бомбы, а сырость и холод. В срочном порядке храм начали реставрировать в 1980-е годы, сохранив его для петербуржцев и гостей города.
Собор святого князя Игоря Черниговского в Переделкине
Русский стиль не ограничивается лишь рубежом XIX-XX веков, пример – Собор во имя святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине. Строительство храма рядом с летней патриаршей резиденцией в Ново-Переделкине было инициировано патриархом Алексием II и закончено при патриархе Кирилле, освятившем собор. Перед храмом стоят памятники Игорю Черниговскому – троюродному брату Юрия Долгорукого и великому князю Киевскому, убитому киевлянами – и митрополиту Филиппу Колычеву, лишенному жизни по приказу Ивана Грозного и владевшему землями, на которых и стоит собор.
Главное сходство переделкинского собора с Храмом Василия Блаженного – в разноцветных куполах, ясно читающейся отсылке к собору на Красной площади. Особый интерес представляет оригинальное устройство куполов, чье покрытие собрали из множества фарфоровых плиток.