Новая волна Милоша Формана: 5 лучших фильмов режиссера
«Любовные похождения блондинки», 1965
«Любовные похождения блондинки» стали второй полнометражной лентой в фильмографии режиссера. Она рассказывает про мечтателей из маленького городка и про их идеализированные представления о мире, которые разбиваются о суровую реальность.
Андула живет в провинции, любит играть на гитаре и грезит о лучшей жизни. На танцах она знакомится с Милдой — симпатичным музыкантом из Праги. Они проводят ночь вместе, после чего парень уезжает обратно. Недолго думая, героиня собирает вещи и следует за ним в надежде, что ее мечты сбудутся. Однако приобретенный опыт никак не совпадает с ее ожиданиями.
На примере судьбы героини Милош Форман исследует стремления, которые были у многих молодых людей в его родной Чехословакии, и часто сопутствующее им разочарование от столкновения с правдой.
Актерский состав «Любовных похождений блондинки» — отличная смесь профессионалов и непрофессионалов. Режиссер вспоминал эти несколько месяцев в Зруче, как самые солнечные за все время работы в кино.
Он не боится показывать своих героев нелепыми и смешными, да и сами актеры ведут себя перед камерой абсолютно естественно, что сделало картину свежей и непредсказуемой. Неудивительно, что ленту номинировали на «Оскар» и «Золотой глобус».
«Бал пожарных», 1967
Именно эта работа Формана резко оборвала его жизнь в коммунистической Чехословакии и привела в Голливуд. Действие происходит на балу, устроенном в честь руководителя пожарной службы. На празднике хотят провести конкурс красоты и лотерею, но в конечном итоге все это превращается череду безумств.
В основу сценария легли реальные наблюдения Формана и его коллег на вечере танцев, который устроила пожарная команда в городе Врхлабы. Среди актеров вновь не было ни одного профессионала — пожарные-добровольцы приходили на съемочную площадку после полной смены и свободно импровизировали перед камерой, не зная сценария.
Высмеивание реальности в ленте настолько замаскировано, что превратилось в аллегорию. Персонажи Формана становятся символами человеческой слабости, непоследовательности и общей невежественности. В картине нашлось место сатире и на социалистический режим, и на абсурдность социальных условностей.
После тестового просмотра фильма итальянский продюсер Карло Понти прекратил финансирование, а чуть позже Формана обвинили в насмешке над рабочим классом.
«Пролетая над гнездом кукушки», 1975
Свой первый «Оскар» Форман получил за этот легендарный фильм. Ловко смешав комедийную и драматическую составляющие, режиссер получил мощную историю об одиночке, который противостоит обществу.
Главный герой — игрок и балагур Рэндл Патрик Макмерфи — оказывается в психиатрической лечебнице, решив, что здесь ему будет лучше, чем в колонии. Его мятежная личность мгновенно вступает в конфликт с авторитарными практиками персонала. Их воплощением становится строгий руководитель отделения – медсестра Рэтчед. Герой пытается «растрясти» пациентов, которые на деле могут выписаться «хоть до обеда», но продолжают прятаться от жизни в этой коробке.
И книга, по которой снят фильм, и он сам в некоторых отношениях опережали свое время. Особенно в том, что касалось взгляда на лечение психически больных. Макмерфи и его товарищи находятся под башмаком Рэтчед, которая больше сосредоточена на укрощении их порывов, чем на их подготовке к возвращению в общество.
«Пролетая над гнездом кукушки» — свидетельство очарования Формана человеческим духом и тем, как тот может процветать даже в самых тяжелых обстоятельствах.
«Амадей», 1984
Блестящая адаптация Милоша Формана одноименной пьесы Питера Шеффера — это вымышленный пересказ последних дней Антонио Сальери. В нем знаменитый композитор времен Моцарта, запертый в сумасшедшем доме, начинает свою последнюю исповедь молодому священнику.
В 1781 году Сальери благоговеет перед Моцартом, пока его не встречает. Будучи посредственным композитор с ограниченной репутацией, он признает величие музыки Вольфганга Амадея. Однако с ужасом обнаруживает, что он всего лишь ребяческий плут, который гоняется за женщинами, пьет от души и почти не уважает нравы и мораль приличного общества. Сальери начинается казаться, что таким образом Бог над ним насмехается, и решает ему отомстить, уничтожив Моцарта.
«Амадей» — это не только увлекательное исследование характеров, но и трагедия шекспировских пропорций в искривленном треугольнике Моцарт-Сальери-Бог.
Ни один фильм ни до, ни после так эффективно не вплетал музыку в свое полотно. Многие ленты рассматривают звук как дополнение к визуальным аспектам — в «Амадее» же они на равных, и любители классических композиций будут в восторге от саундтрека.
«Народ против Ларри Флинта», 1996
На первый взгляд кажется, что неотразимый герой для фильма не может получиться из основателя журнала Hustler. Тем не менее картина оказалась в высшей степени занимательным байопиком о человеке, который был порномагнатом и борцом за свободу и Первую поправку Конституции США одновременно.
Игра Вуди Харрельсона, номинированного на «Оскар» за роль Флинта, завораживает. Его герой — сын самогонщика из Кентукки, прославившийся тем, что публиковал хардкорную порнографию. Громким делом стал суд между ним и пастором Джерри Фалуэллом — тот подал в суд за рискованную пародийную рекламу журнала, где содержались «сведения» о сексуальном контакте проповедника с его матерью.
За эту работу Форман получил «Золотой глобус» за режиссуру и был номинирован на «Оскар», но уступил Энтони Мингелле с «Английским пациентом».