Новогодняя битва 2024: «Холоп 2» vs. «Бременские музыканты»
«Бременские музыканты», реж. Алексей Нужный
Пытаясь найти новый подход к шедевру Энтина и Гладкова, режиссер и сценарист Алексей Нужный вместе с соавтором Игорем Гринякиным сильно переработали сюжет. Новый Трубадур, которого играет Тихон Жизневский, отсидев в тюрьме 20 лет, выходит на свободу с единственным желанием — мстить. Предмет его мести — одноглазая Атаманша (Мария Аронова), из-за которой он и оказался в застенках. В темном переулке Трубадур знакомится с Ослом, Псом, Петухом и Кошкой. Они живут в закрытом Бремене и мечтают заниматься музыкой, хотя не написали еще ни одной песни.
Тем временем местный Король (Сергей Бурунов) сильно переживает из-за отсутствия денег в королевской казне и недостойного поведения любимой дочери Принцессы (Валентина Ляпина). Та бегает по королевским покоям в одних подштанниках и прячется от папенькиного гнева в шкафу, наотрез отказываясь из него выходить.
Также в пешей доступности от псевдосредневекового Бремена почему-то расположился пляжный Казантип — точнее, его подобие, где развеселая толпа денно и нощно развлекается под рев электрогитар — как мы понимаем, обязательный атрибут культуры Средневековья.
Даже по этому синопсису понятно, что новые «Бременские» получились, как минимум, странными. Однако главная их проблема вовсе не в сюжетных дырах и сценарных огрехах. Хотя и этого в достатке: чего только стоит Король, который то заявляет, что не умеет плавать, то рассекает под волнами, как заправский дайвер. Беда «Бременских музыкантов» Алексея Нужного в том, что это какой-то несмешной и нелепый трэш-винегрет, бессмысленное нагромождение стилей, в частности музыкальных. Конечно, за счет хитов Гладкова и Энтина фильм свою аудиторию соберет, но не более. Новые песни и мелодии, написанные для проекта Максом Фадеевым, и вовсе не запоминаются.
«Холоп 2», реж. Клим Шипенко
На фоне невнятных «Бременских музыкантов» сиквел «Холопа» смотрится более цельным, однако и тут без сценарных проблем не обошлось. Центральным персонажем сюжета в новом фильме стала Катя (Аглая Тарасова) — дочь влиятельной чиновницы. Поскольку потчевать девушку хлыстом и наступать ей сапогом на лицо — вспомним кадры из первой части — авторы посчитали некорректным, то ее или хотят сжечь, или пытают французским языком и великосветскими танцами. Наказание воистину жестокосердное.
Что здесь не так? Новый проект Клима Шипенко получился не слишком динамичным и смешным. Но с этим еще можно смириться. Основная проблема фильма — моральная плоскость. Во-первых, в сиквеле процесс перевоспитания зарвавшейся мажорки происходит за счет госбюджета: массовка развлекает одну единственную дочку чиновницы, чтобы та поучаствовала в ролевой игре, которая финансируется явно не из личных сбережений матери, как это было в первой части.
Во-вторых, еще до начала этих игрищ Катя получает реальный тюремный срок — и получает его абсолютно законно, по приговору суда. Однако дальше действие разворачивается по принципу «дитя прокурора в тюрьме не сидит», поэтому барышня вольготно живет в роскошном особняке XIX века, развлекается на балах и учится манерам. О том, что она вообще-то должна отбывать наказание и что ее мать совершает преступление, тайно вытащив дочь на волю, авторы старательно забывают. Вопросы морали — те, которыми создатели по непонятным причинам не задаются, — могут подпортить финальное впечатление.