Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2015 году
Прежде «Матильды» был «Левиафан»
2015 год в России можно спокойно назвать годом «Левиафана». Даже отгремевший за пару лет до этого скандал со «Сталинградом», который показался зрителям слишком снисходительным к врагу, не мог сравниться с тем, что случилось с картиной Андрея Звягинцева. Фильм получил прокатное удостоверение и должен был открывать ММКФ, но тут в стране запретили ругаться матом с экрана, и нецензурщину пришлось резать по живому.
За всеми этими проволочками прошло полгода – в течение которых фильм получил премию в Каннах, а в сети стали все чаще появляться мнения, что «Левиафан» – кино крайне вредное для российского зрителя. При этом саму картину еще никто не видел, кроме некоторых кинокритиков, отборщиков фестивалей и министра культуры Владимира Мединского: он, как известно, помолчал и сказал, что столько у нас не пьют.
За месяц до перенесенного проката «Левиафан» кто-то слил в интернет – и страна взорвалась. Холодный и совершенно безжалостный фильм о всеобщей аморальности назвали клеветой на Россию, режиссера, который написал сценарий по мотивам сходной истории, произошедшей в Америке, провозгласили русофобом. Резонанс был настолько велик, что ходило даже мнение, будто создатели фильма сами же и разместили картину в сеть – чтобы охватить максимальную аудиторию, которую никак нельзя было бы получить при обычном кинопрокате.
В том же 2015 году вместо традиционных «Елок» в декабре вышел фильм Жоры Крыжовникова «Самый лучший день», в котором пили не меньше, а явно издевательскую интонацию этой караоке-комедии можно было не уловить только при полном отсутствии слуха и зрения. Критики увидели в картине пропаганду алкоголизма, а зрители радостно повалили в залы, сделав фильм Крыжовникова самым кассовым в отечественном производстве.
Из зарубежных фильмов больше всего в нашей стране в тот год заработали «Миньоны» – мультик про желтых помощников гадкого Грю, которые лишены дара связной речи, зато идеально приспособлены для умиления. Здесь могла быть какая-то мораль, но мы не станем ее формулировать.
Все Бинго-Бонго, медведи и барашки попадают в рай
С кино для детей все было очень хорошо в тот год. Разнообразие зашкаливало: по-английски ироничный «Барашек Шон», «Книга жизни», глядящая в лицо самой смерти с чисто испанским темпераментом, изобретательный и нежный «Хранитель луны», где синий ушастик, солнечный качок и тающая от огня девочка-свечка охраняли целых пять миров, чисто американский «Дом», где семья оказывалась настолько главной ценностью, что из-за нее спасались и погибали целые планеты…
К тому же в российский прокат наконец-то вышла «Песнь моря» – абсолютный шедевр от ирландца Томма Мура. Мультфильм стоил десяти «Оскаров», но не выиграл ни одного – так бывает, к сожалению, слишком часто, когда кто-то составляет конкуренцию Disney-Pixar.
Но не будем грешить на ламповый мышиный тандем: их «Головоломка» сломала миллионы взрослых людей, которые рыдали как маленькие над придуманными друзьями и прошедшим детством.
Что касается полнометражного кино, то здесь дела обстояли далеко не так прекрасно: пожалуй, настоящей удачей стали только «Приключения Паддингтона». «Пэн», на которого возлагали столько надежд, оказался громоздким и неповоротливым чудовищем даже в сравнении с предыдущей экранизацией 2003 года. «Золушка», снятая Кеннетом Браной в рамках превращения мультклассики от Disney в полнометражные фильмы, оказалась слишком академичной и анемичной. О франшизах же лучше не вспоминать: все, что Голливуд смог создать на замену завершившимся в тот год «Голодным играм», был «Бегущий в лабиринте» – настолько же безумный, насколько скучный.
Старые кони и новые шпионы
Где бушевали настоящие страсти, так это в мире гиков. 2015 год вернул на большие экраны сразу две великие вселенные – пост-апокалипсис «Безумного Макса» и далекую-далекую галактику «Звездных войн». Первый проект был буквальным олдскулом и хэндмейдом: 70-летний режиссер Джордж Миллер на копьях вертел зеленый экран и ставил вживую абсолютно все, что мог. Результат получился настолько же драйвовым, насколько современным – чего никто не ожидал от продолжения франшизы родом из 80-х, даже учитывая занятых в фильме звезд первой величины Тома Харди и Шарлиз Терон. Второй проект, над которым работал Джей Джей Абрамс, исповедовал Путь Силы – то есть использовал на всю катушку героев, мотивы, образы и даже сюжет все тех же 80-х. В итоге получилось нечто настолько третичное, что гибель Хана Соло в финале казалась закономерным итогом – лучше смерть, чем такое будущее.
В общем, жизнь в очередной раз показала, что старый конь прекрасно совмещается с любой бороздой, в том числе феминистской, и не вся молодость одинаково полезна.
В этот же год развернулось еще одно нечаянное противостояние. Смертельная серьезность «007. Спектр» или тестостероновый паноптикум «Шпиона»? Идеальные мужские костюмы от «Kingsman: Секретная служба» или благородное безумие в стиле 60-х от «Агентов А.Н.К.Л.»? Каждый выбирает для себя, автор этих строк остался доволен всем – кроме «Спектра», который представлял собою один сплошной несчастный случай и даже не нуждался в пародировании, поскольку сам по себе был пародией на жанр.
Баба Яга как Киану Ривз
Однако порой то, что на бумаге выглядит как явный идиотизм, способно вдохнуть жизнь в полумертвое и открыть новые грани в том, что вроде как использовано и истоптано вдоль и поперек. В 2014 году два каскадера, Чад Стахелски и Дэвид Литч, сняли фильм с Киану Ривзом о наемном убийце по кличке Баба Яга, который мстит за убитую собачку. В 2015 году фильм, после ряда проблем с правами на прокат, вышел в России и оказался едва ли не лучшим боевиком за последние десять лет: в «Джоне Уике» было прекрасно все, от изобретательного экшена, отеля для наемных убийц и до драматически мрачного Киану Ривза. Да, еще там были кошмарные моменты из жизни русской мафии, но они воспринимались как насмешка над жанром, как сцены из комикса – и потому не казались совсем уж глупыми.
В тот же год познали новую радость поклонники фильмов ужасов. Гильермо Дель Торо пытался впечатлить их «Багровым пиком». Курт Рассел гонялся за дикарями-каннибалами с «Костяным томагавком». Сам Сэм Рокуэлл пытался победить очень аккуратный «Полтергейст» — но даже ему было не под силу справиться с безликостью сценария. Австралийка Дженнифер Кент сняла прекрасный камерный «Бабадук» — о том, как приручить кошмар, о проблемах одинокой матери, о великой любви между нею и сыном, которая может победить все. Но фильмом года в итоге оказалась чуть припоздавшая в российском прокате комедия «Реальные упыри». Так широкий российский зритель открыл для себя Тайку Вайтити, а те, кто не успел сделать это во времена «Хоббита» — еще и новозеландский кинематограф.
Неисповедимые дорожки искусства
У кого в тот год действительно были проблемы, так это у жюри каннского фестиваля во главе с братьями Коэнами. На Золотую пальмовую ветвь претендовал «Лобстер» — великолепная антиутопия о том, что общественность слишком часто влезает в такие сферы жизни человека, где ей совершенно не место, криминальный триллер «Убийца», в котором Эмили Блант сыграла лучшую свою роль, насмешливая и печальная «Молодость» Паоло Соррентино, один из лучших ЛГБТ-фильмов* «Кэрол» с блистательной Кейт Бланшетт и очень сильная работал Ласло Немеша о холокосте «Сын Саула».
Приз в итоге достался Жаку Одиару за фильм «Дипан» о проблемах беженцев – и никто не скажет, что это был простой выбор. Все же не «Золотой орел» и не «Ника», где при наличии фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» или вышедшего наконец-то на экраны многолетнего труда Алексея Германа «Трудно быть богом» других претендентов на звание фильма года можно было уже не обсуждать.
Ни один игрок не взялся бы в 2015 году точно предсказать исход «Оскара», поскольку у академиков не было явного фаворита. В результате случился триумф независимого кино: фильмом года признали «Бердмэна» — кино о кино, комиксах, актерской профессии и человеческой глупости. Этот проект реанимировал карьеру Майкла Китона, но лучшим актером признали не его, а Эдди Редмэйна за работу во «Вселенной Стивена Хокинга». «Отрочество», которое критики считали одним из лучших фильмов года, при шести номинациях получил только приз за лучшую женскую роль второго плана – его увезла домой Патриция Аркетт. В России всех, конечно, интересовала судьба «Левиафана», который номинировался на лучший фильм на иностранном языке, но «Оскар» ушел деликатной «Иде» Павла Павликовского – о польской девушке, которая прощается с мирской жизнью перед постригом в монахини – и поиски внутренних врагов в кинопроизводстве временно прекратились.
В сухом остатке
Когда приходится смотреть так далеко назад, становится еще более очевидно, что лучших определяют не критики и премии, а время и зрители. Так есть ли смысл расставлять кино в каком-то ином порядке, кроме хронологического? Мы не уверены, однако «10 лучших фильмов 10-х годов» звучит слишком красиво, чтобы отказаться от соблазна. Эту десятку демократично выберут читатели Time Out в социальных сетях. Мы же, со своей стороны, проявим диктаторские наклонности, сформировав список фильмов, которые были бы достойны войти в нашу маленькую субъективную вечность. 10 лет — 10 списков, и вот пятый из них.
Дени Вильнев был, пожалуй, первым человеком, который снимал чисто криминальное кино о противостоянии наркомафии и полиции как фильм ужасов. Здесь нет ни одного приличного человека, потому что хорошие в таких играх не выживают. При просмотре постоянно хочется отвернуться, но не получается, потому что невероятная жестокость происходящего искупается таким же невероятным экшеном. И да, это лучшая роль Эмили Блант и одна из лучших – Бенисио Дель Торо.
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Эмили Блант, Бенисио Дель Торо, Джош Бролин, Джон Бернтал, Дэниэл Калуя
Пособие по подростковой психологии в картинках, которое заставит любого родителя рыдать, смеяться и много думать. Pixar, который всегда помещает в рамки одного мультика два – один для взрослых и один для детей – просто прыгнул выше головы.
Режиссеры: Роналдо Дель Кармен, Пит Доктер
«Безумный Макс. Дорога ярости»
После просчитанных насквозь кинокомиксов, после фильмов, в которых мораль едва ли не прописывается на финальных титрах, чтобы уж точно все поняли режиссерский замысел – это был просто глоток дистиллированного драйва и абсолютного безумия. При этом фильм Джорджа Миллера был абсолютно четким политическим высказыванием о нынешнем мире, который настолько погрузился во мрак, что образ зла в нем очевиден, будто в свете фар.
Эта комедия с Мелиссой Маккарти – прекрасная пародия не только на бондиану, но и вообще на все тестостероновое кино. А еще это отличный бодипозитивный фильм о женской дружбе.
В ролях: Мелисса Маккарти, Джейсон Стэйтем, Джуд Лоу
Самое оптимистическое кино о космосе, в котором никого не едят злые инопланетяне, а люди не враждуют из-за ерунды. Напротив – жители Земли объединяются ради спасения одного астронавта, застрявшего на Марсе. И пока они пытаются вернуть Марка Уотни домой, тот с неиссякаемым оптимизмом Робинзона выращивает картошку и изобретает способы передачи сигналов коллегам. Фильм неправдоподобен во многих аспектах, но после него очень хочется верить, что жители нашей планеты добры, отзывчивы, изобретательны и умны – хотя бы если смотреть на них с Марса.
Этот роскошный фильм по мотивам очень старого сериала обладает сотней достоинств, в числе которых хорошая актерская игра Генри Кавилла и Арми Хаммера – результат, которого мог добиться только Гай Ричи.
А еще там есть ирония, стиль, настоящая дружба и хороший русский.
По сути дела, сказки – это большая энциклопедия гендерных мифов: женщина обязательно должна хотеть детей, насильный брак всегда заканчивается любовью, красота и молодость – необходимые условия для счастья. Маттео Гарроне экранизировал классические сюжеты таким образом, что становится очевидной вся пагубность подобных заблуждений абсолютно для всех людей, вне зависимости от пола, и барочная пышность этой экранизации только подчеркивает хтонический ужас происходящего.
Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс, Джон Си Райли, Ширли Хендерсон
РецензияИзумительная пародия на документальные телешоу и вампирские саги от сотворения мифа до наших дней, которую можно смотреть бесконечно – все равно будешь смеяться.
Что ни говори, а такое кино бесценно в наши времена, когда не матерятся только оборотни.
Тайка Вайтити снимает для FX сериал спин-офф, вышло уже 2 сезона.
Режиссеры: Таика Вайтити, Джемейн Клемент
В ролях: Таика Вайтити, Джемейн Клемент, Джонатан Бруг, Бен Френшам
В этом фильме есть что-то сродни бесконечным шаманским песням, которые превращают кино в машину времени. Советский производственный роман был перенесен на экран полностью, со всеми главными и второстепенными линиями, со всеми описательными оборотами, со всеми мудрыми мыслями, озвученными хрипловатым женским голосом за кадром. Обычно из этого не бывает ничего хорошего – у Мельника на фоне прекрасных пейзажей Севера вышла чистейшая антиутопия о том, что человек может быть чем-то большим, да. Только зачем?
Режиссер: Александр Мельник
В ролях: Егор Бероев, Евгений Цыганов, Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин
Картина об обмене советского разведчика Абеля на сбитого американского летчика Пауэрса – одна из самых мощных в фильмографии Стивена Спилберга. Но его ценность даже не в нескольких «Оскарах», не в идеальной работе всех причастных к созданию фильма, а в гуманистическом посыле: самое важное на свете это не государственные интересы и не победа в «Холодной войне», а способность тихо и спокойно оставаться человеком в любой непонятной ситуации.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Хэнкс, Эми Райан, Ив Хьюсон, Остин Стоуэлл, Марк Райлэнс
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено