Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2016 году
28 попыток отстоять российский кинопром
Центральным событием российского проката стал выход «28 панфиловцев» с довольно скромным бюджетом в 150 млн рублей. На первый взгляд — просто еще одна ура-патриотическая историческая лента, на этот раз о подвиге 28 солдат, защитивших Москву в 1941 году от немцев ценой своих жизней.
Но историки и, в большей степени, просто любители доказывать чью-то неправоту в интернете разожгли на почве фильма настоящий скандал. Орудием стал документ из Государственного архива России, согласно которому никаких 28 панфиловцев на самом деле не было, красивую легенду сочинили советские корреспонденты. А если этот отряд и существовал, то, по некоторым данным, несколько бойцов выжили, а одного позже даже арестовали за службу в немецкой полиции. Возможно, фильм настолько же достоверный, насколько другое военное кино того года, зарубежное — «Изгой-один: Звездные войны. Истории».
Не беремся воскрешать спор «было или не было», но отметим, что военных боевиков в России уже сняли столько, что основывать их на выдумках или полуправдах — идея не зазорная, а закономерная. Хотя если хочется снимать что-то историческое, то лучше уж уйти в эпос на манер «Викинга» с Козловским — впрочем, оценки фильма вряд ли кого-то мотивируют. Под Новый год бороться за внимание российского зрителя бесполезно — он скорее сходит на сеанс каких-нибудь «Елок 5», а аудиторию помладше традиционно загонят на очередной выпуск сериала от студии «Мельница». В 2016-м им стал «Три богатыря и Морской царь».
У Данилы Козловского в этом году был на зависть плотный график. Кроме уже упомянутого полуисторического фэнтези актер засветился в улетном триллере «Экипаж», а затем отправился на затяжную тусовку в комедийных «Пятница» и «Статус: Свободен». Они хоть и не блистали, но представили поджанр комедий о российской действительности куда лучше отвратительного фильма «Страна чудес».
Плохих отечественных релизов, к сожалению, было в достатке. «Ночные стражи» смехотворно попытались воспроизвести формулу «Ночного дозора», «Диггеры» растратили зря страшилки о московской подземке, Дима Билан неудачно примерил роль романтика XX века в «Герое». Круче амбиции разбились только у невероятно пафосного боевика о бойцах без правил «Спарта», очередного фантастического-не-пойми-чего «Мафия: Игра на выживание» от Сарика Андреасяна и пошлой слезовыжималки «Землетрясение» от него же. Неожиданным микро-трендом стали чудовищно плохие фильмы для «поколения YouTube», «Дизлайк» и «Взломать блогеров» — последний разделил пьедестал стыдных комедий с фильмами «Одноклассницы» и «День выборов 2».
Но и хорошее было! Вот, например «Хороший мальчик» Оксаны Карас — простая, но обаятельная подростковая комедия с неопределенным временем действия. А вот плохой мальчик «Ученик» Серебренникова даже взял одну из наградных ветвей в Каннах. «Хардкор», не являясь экранизацией видеоигры, точнее них подарил зрителям опыт экшена от первого лица, а «Ледокол» воссоединил фанатов «Титаника» на своем борту.
Из менее приметных, но сносных работ выделим бессмысленно эстетского «Дуэлянта», околоспортивные драмы «Эластико» и «Коробка», а также нелепую, но все-таки забавную супергеройскую комедию «СуперБобровы». Кстати говоря…
Миру нужны герои, но не так много
Неожиданно и практически бесповоротно, как глобальное потепление, прокат захватили кинокомиксы. В 2016-м, кроме шуток, было сложнее попасть в IMAX зал не на очередное побоище культовых персонажей, а на что угодно другое.
Marvel Studios и Warner Bros. обусловились «только не списывай точь-в-точь» и выпустили с разницей в полтора месяца фильмы, где ссорятся положительные герои: «Первый мститель: Противостояние» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». А пока Железный человек пытался вразумить Мстителей, ему на замену пришел двойник по характеру в лице «Доктора Стрэнджа».
Более классической борьбой со вселенским злом занялись «Люди Икс: Апокалипсис», где Оскар Айзек носил такой слой синего грима, что едва шевелил лицом.
Настоящий успех в этом году ждал комиксовых плохишей. «Отряд самоубийц» с эпилептическим монтажом и прекрасной Марго Робби в роли Харли Квинн собрал без четверти миллиард долларов в прокате и даже получил «Оскар» — за грим и прически, но все же. Долгострой «Дэдпул», в котором Райан Рейнольдс сыграл более циничную версию самого себя — парня, который может сколько угодно отвечать за шутки головой и регенерировать обратно. Он удивил кинобизнес сборами в 780 млн долларов вопреки (или все-таки благодаря?) возрастному рейтингу «Только для взрослых».
Я волна, пятая волна
Пока супергероика процветала, другой прибыльный тренд стремительно умирал. Речь о так называемом young adult — исконно подростковом фикшене, зачастую с явными элементами фантастики и/или антиутопии.
Мудреная «5-ая волна» с Хлоей Грейс Морец так хотела стать франшизой, что даже поставила солидную цифру в название, но наскребла совсем скромную сумму в прокате. «Дивергент, глава 3: За стеной» выступил настолько плохо, что вместо заключительного четвертого фильма студия сперва думала снять дешевый сериал, а затем вовсе свернула проект. Наконец, «Равные» с Кристен Стюарт и Николасом Холтом показали будущее, в котором чувства под запретом, и, по иронии, не вызвали у зрителей никаких эмоций. Стюарт попыталась реабилитироваться в «Светской жизни» Вуди Аллена, но и там что-то пошло не так.
Джоан Роулинг посмотрела на все это безобразие и решила навести порядок в родной нише, появившись с довольно успешным спин-оффом «Гарри Поттера», «Фантастические твари и где они обитают» — на этот раз сразу в качестве сценариста.
Триумфальные и не очень возвращения
По мнению голливудских кинопродюсеров, нет более надежного вложения средств, чем воскрешение и создание франшиз. 2016-й показал, что эта логика — чаще тупиковая.
Ладно еще посредственные «Алиса в Зазеркалье», «Другой мир: Войны крови», «Иллюзия обмана 2» — там сиквелы напрашивались, — но вот кто грезил посмотреть «Образцовый самец 2»? Или увидеть очередное прочтение «Книги джунглей», или разочароваться в юморе нулевых благодаря «Плохому Санте 2»?
А уж кто, зачем и из какого чулана достал планы на «День независимости: Возрождение», «Бриджит Джонс 3», и «Механик: Воскрешение» — настоящая загадка.
Самым нашумевшим камбэком того года стала экшен-комедия «Охотники за привидениями» режиссера Пола Фейга. То ли просто перезапуск, то ли еще и продолжение культовой серии 80-х настолько выпячивал полностью женский состав команды в рекламной кампании, что к выходу в прокат фильм не раздражал только самых стойких феминисток и профеминистов. Конвертировать настолько яростную прогрессивность в звонкую монету не удалось: картина собрала всего 229 млн долларов в мировом прокате, что едва ли покрыло бюджет на производство и рекламу.
Другое франшизное сэппуку совершил «Стартрек» с подзаголовком «Бесконечность» — вот ведь злая ирония. Картина от постановщика «Форсажа» Джастина Лина с тем же актерским составом, к которому присоединилась очаровательная София Бутелла, была хороша, но зритель, видимо, просто подустал от серии и шел на сеансы неохотно.
Любящий бесконечные диалоги сценарист Аарон Соркин вернулся на большие экраны, чтобы пересказать историю «Стива Джобса» на свой лад, чем заработал «Золотой глобус» за лучший сценарий и помог Кейт Уинслет получить аналогичную статуэтку за лучшую женскую роль второго плана. Хотя самым трогательным событием того «Глобуса» стало награждение Сильвестра Сталлоне за лучшую мужскую роль второго плана в продолжении его главного проекта, боксерской драмы «Крид: Наследие Рокки». Спустя столько лет и «Золотых малин» действительно достойный трофей! Сталлоне в 2016-м номинировали и на «Оскар» в той же категории, но там больше шансов выиграть было у Марка Руффало за леденящий душу журналистский «В центре внимания», а наградила Академия вообще Марка Райлэнса.
На «Оскаре» тогда произошло историческое событие: Леонардо ДиКаприо наконец дослужился до почетной статуэтки за лучшую мужскую роль в «Выжившем». Фильм, который будто придуман показательным выступлением актера перед Академией: он там лезет из кожи вон фигурально и даже ночует в брюхе туши лошади — буквально.
Надеемся, теперь Лео сможет выдохнуть и играть в свое удовольствие. Все-таки полезно иметь чувство меры, иначе получится, например, как с «Джейсоном Борном» — представитель умирающего жанра серьезных шпионских боевиков вернулся, чтобы собрать крайне сдержанную прессу и не очень солидные 415 млн долларов в прокате. Лучше бы авторы послушались совета коллег, заложенного прямо в название их фильма: «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся».
Анимационный зверинец
2016-й выдался удачным для всех, кому мила мультипликация в ее разных проявлениях.
Dreamworks выпустила трогательную, смешную и местами драматичную «Кунг-фу Панду 3», а Disney ответил шедевральной аллюзией на современное общество — детективом «Зверополис». Последний забрал жанровый «Оскар».
Pixar подключился с неожиданной и интересной работой «В поисках Дори». Под конец года Мышиный дом снова попытался штурмовать прокат — не так успешно, но зато с новой принцессой — «Моаной».
У геймеров намечался праздник: в прокат наконец-то вышел долгострой «Варкрафт» по одноименной серии игр, который из-за пугающего количества цифровых сцен впору считать анимационным. Хотя у фильма нашлось немало защитников, в целом ажиотажа он не оправдал, собрав меньше полумиллиарда долларов. Экранизации игр — вообще проклятое ремесло, что в том же году подтвердила полнометражка по мотивам бессюжетного мобильного приложения «Angry Birds в кино» и выдаваемый за киноленту сборник сюжетных сцен из одноименной игры «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры».
И если за неудачи студий-гигантов переживать особенно не получается, то вот за финансовый и даже наградный крах кукольного «Кубо. Легенда о самурае» обидно. Студия Laika выпускает созданные с любовью картины раз в несколько лет и никак не раскусит секрет окупаемости, радуя лишь небольшую аудиторию эстетов.
И пока такие нежные ленты остаются практически незамеченными, внимание толпы привлекают кричащие проекты-скандалы. В 2016-м для анимации таким стал «Полный расколбас» — эксгибиционистская черная комедия о разумной еде в супермаркете.
Конечно же, одну из главных закусок озвучил Сет Роген, он же стал одним из сценаристов. И, разумеется, кульминационная сцена фильма — оргия.
Высшее общество
Традиционно перечислим престижные и признанные киноленты, которым не нашлось места в других разделах «Перемотки».
Дженнифер Лоуренс — молодец: так убедительно изобрела и торговала умной шваброй в «Джой», что получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле… Хотя фильм не относится ни к тем, ни к другим, но что мы знаем! Лоуренс боролась и за большую награду на «Оскаре», но там ей наступали на пятки Сирша Ронан с нежным кино о ностальгии по дому «Бруклин» и Кейт Бланшетт с красивой мелодрамой о влюбленных женщинах «Кэрол». В том же году искренне выскажется на ЛГБТ-тему* Пак Чхан Ук с его «Служанкой». Статуэтку домой, впрочем, забрала Бри Ларсон, пронзительно превозмогавшая одиночество в «Комнате».
Эми Адамс тоже наверняка не отказалась бы от награды за главную роль в гипнотическом претенциозно-запутанном триллере «Под покровом ночи», но жюри отметило там только Аарона Тейлора-Джонсона и лишь «Золотым глобусом». Тогда же, в 2017-м, статуэтку получила великолепная Изабель Юппер за драму «Она» Пола Верховена.
Многие приметные картины номинировались на множество статуэток, но остались лишь с менее громкими наградами, например, за монтаж звука или вообще ушли с пустыми руками. Среди них: криминальный вестерн «Любой ценой» с Джеффом Бриджесом и Крисом Пайном, оптимистичное военное кино «По соображениям совести», гениальная научная фантастика «Прибытие», Тарантиновская «Омерзительная восьмерка».
Сев на «Поезд в Пусан» — к слову, лучшее, что случалось с зомби-жанром за годы — мимо всех наград так же проехали отличные и в целом нешаблонные комедии «Славные парни» и «Человек – швейцарский нож».
В сухом остатке
Когда приходится смотреть так далеко назад, становится еще более очевидно, что лучших определяют не критики и премии, а время и зрители. Так есть ли смысл расставлять кино в каком-то ином порядке, кроме хронологического? Мы не уверены, однако «10 лучших фильмов 10-х годов» звучит слишком красиво, чтобы отказаться от соблазна. Эту десятку демократично выберут читатели Time Out в социальных сетях. Мы же, со своей стороны, проявим диктаторские наклонности, сформировав список фильмов, которые были бы достойны войти в нашу маленькую субъективную вечность. 10 лет — 10 списков, и вот шестой из них.
Каждое выступление Тарантино на большом экране — настоящий праздник для любителей хлестких диалогов, крови и авторского темпа повествования, когда спокойная сцена неожиданно превращается в побоище.
«Восьмерка» — настоящий камерный спектакль и детектив, в котором зрителя аж на три часа запирают в окруженной метелью хижине.
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Курт Рассел, Сэмюэл Л. Джексон, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Ченнинг Татум, Зои Белл, Брюс Дерн, Дженнифер Джейсон Ли
Уникальная по своему настрою военная драма, в которой главный герой не рвет врагов за товарищей, а подставляет другую щеку под удар и наотрез отказывается брать оружие. Идея простая, реализация трогательная: «Совесть» — на удивление светлый и чувственный фильм в надоевшем жанре.
Режиссер: Мэл Гибсон
В ролях: Эндрю Гарфилд, Винс Вон, Сэм Уортингтон, Хьюго Уивинг, Тереза Палмер, Люк Брейси, Ричард Роксбург
Ослепительно красивая Эйлиш Лейси (Сирша Ронан) пользуется шансом уехать из ирландской провинции в Нью-Йорк по окончании школы. На новом месте ей тяжко: тоска по дому дает о себе знать. И только девушка адаптируется, как ей приходится ненадолго вернуться на родину. Пока Эйлиш выбирает между Америкой и Ирландией, зритель умирает от неземной красоты происходящего.
Исключительно смелая, нефильтрованная биографическая драма о группе бостонских репортеров, взявшихся за расследование скандала о католических священниках-педофилах.
В принципе, примерно отсюда пошел поджанр соответствующих шуток для взрослых — они, может, и бывают смешными, а вот стоящая за ними реальная история пугает до жути.
Режиссер: Том Маккарти
В ролях: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел Макадамс, Лив Шрайбер, Стэнли Туччи
Пока что лучшая самостоятельная работа Disney без участия Pixar в этом тысячелетии. Зверополис — это гигантский хитропридуманный город, в котором десятки видов зверей живут будто москвичи, ну или нью-йоркцы, то есть буквально на головах друг у друга. Главная героиня — оптимистичный начинающий полицейский, зайчиха Джуди, горящая желанием показать себя в деле. Она возьмется за расследование крайне запутанного дела, в ходе которого авторы высмеют всех, кто судит людей (и зверей) стереотипами.
Режиссеры: Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш
Уморительная криминальная комедия в сеттинге романтизированного Нью-Йорка 70-х. По-своему неудачливые и нелепые детектив (Райан Гослинг) и охранник (Рассел Кроу) объединяются, чтобы найти пропавшую девушку — по законам жанра, это окажется делом века. Дополнительного контраста и без того смешному фильму добавляет харизматичная героиня-подросток в исполнении Энгаури Райс.
Парень на необитаемом острове сходит с ума от одиночества, как вдруг течение приносит труп Дэниэла Рэдклиффа. Герой дает ему имя Мэнни, берет с собой и пытается с ним подружиться, чтобы вернуть хоть какую-то волю к жизни. Звучит абсурдно, смотрится нелепо — но смешно.
Режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
В ролях: Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф, Мэри Элизабет Уинстэд
Продолжение условной трилогии триллер-хорроров, первую часть которой в российском прокате решили назвать «Монстро». Связи между фильмами в целом нет, она и не нужна. Почти весь хронометраж картины — быт группы людей, спрятавшихся в бункере странного мужчины, чтобы спастись от некоего апокалипсиса. Если вы до сих пор не знаете сюжета, то весь просмотр будете приятно заинтригованы.
Режиссеры: Дэн Трактенберг
В ролях: Джон Гудман, Мэри Элизабет Уинстэд, Джон Галлахер мл.
Эта неординарная драма с элементами криминального триллера прекрасна, во-первых, гениальной игрой Изабель Юппер — она здесь изображает богатую парижанку, владелицу видеоигровой компании, и живет отдельно от родных. Во-вторых, Верховен очень ловко играется с жанрами и смыслами: только подумаешь, что раскусил сюжетную канву, как она поворачивает в противоположном направлении.
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Изабель Юппер, Лоран Лафитт, Виржини Эфира
Большой прорыв для самого блокбастерного среди артхаусных и самого артхаусного среди мейнстримовых режиссеров, Дени Вильнева. Этот фильм, каким-то образом выросший из крошечного рассказа «История твоей жизни» Теда Чана, иллюстрирует очень простую мысль: при контакте с пришельцами один хороший лингвист будет полезнее, чем все вооружение земной армии.
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено