Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2018 году
Женщины играют по-крупному
Российские зрители начали 2018-й в крайне приятной компании Джессики Честейн, сыгравшей владелицу крупнейшего подпольного казино в Голливуде. Неудивительно, что за сценарий «Большой игры» взялся дотошный Аарон Соркин: фильм основан на мемуарах Молли Блум, чья история заслуживала первоклассной адаптации.
Картина даже поборолась за «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий», но неизбежно уступила нашумевшему «Назови меня своим именем».
Другой большой актрисой года стала именитая француженка Изабель Юппер. С ней в главной роли в прокат вышло аж две новинки: драмеди «Хэппи-энд» и триллер «Ева». Оба боролись за крупные фестивальные награды, но так и не добились признания ни от жюри, ни от простых зрителей.
Чтобы два раза не вставать, в российский прокат повторно выпустили «Пианистку» Михаэля Ханеке — одну из главных работ Юппер.
Дети и подростки — цветы проката
Кинопрокат традиционно предпринял многочисленные попытки нажиться на широкой семейной аудитории, но из массы релизов отличились всего несколько — и не все в позитивном ключе.
С одной стороны, 2018-й подарил нам прекрасные «Приключения Паддингтона 2»: добродушный и хорошо воспитанный говорящий медведь уже обжился в Лондоне, но продолжил попадать в неприятности, попутно веселя зрителей всех возрастов. Подросткам и просто геймерам пришлась по нраву «Первому игроку приготовиться» — экранизация одноименной киберпанк-книги, в которой герой поднимается из грязи в князи благодаря невероятным познаниям в поп-культуре, а основное действие разворачивается в виртуальной реальности.
Ну а уже выросшие поклонники «Гарри Поттера» смогли отвести душу за просмотром «Фантастических тварей: Преступления Грин-де-Вальда», хотя и возмутились, что Роулинг допустила грубые сюжетные несостыковки в собственном сценарии.
Но не у всех получилось выступить так хорошо. Вот, например, «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» завершил трилогию с самыми низкими сборами — из-за этого фильма Дилан О’Брайен оказался сбит машиной на съемках, получив сотрясение мозга и перелом костей лица! Другой типичный «янгадалт», «Хроники хищных городов», нагулял аппетит на целую франшизу, а проглотил всего 83 млн долларов в мировом прокате при производственном бюджете в 100 млн. Не менее провальным получился и «Излом времени» Disney: студия набрала в свою семейную сказку о путешествиях во времени звездный актерский состав, но так и не смогла объяснить зрителю, зачем это смотреть.
Эмоциональный аттракцион
Взрослых киностудии тоже не обделили релизами. Многим вновь пришлось пойти на День всех влюбленных в кино на псевдотриллер с элементами псевдо-БДСМ «Пятьдесят оттенков свободы» — по крайней мере, теша себя мыслью, что это последний раз. Фанатам Вуди Аллена предстояло соблюсти собственную традицию просмотра ежегодных новинок постановщика, что тоже не всегда легко: драма «Колесо чудес» с Джастином Тимберлейком понравилась меньшинству.
Среди хорроров 2018-го нашумело «Тихое место» — авторский и почти семейный проект Эмили Блант и Джона Красински о мире, где каждый шорох может стоить жизни. Еще более неожиданным открытием стал хороший научно-фантастический боевик «Апгрейд» о том, как технологии будущего могут одновременно спасти человеческую жизнь и полностью ее изменить.
Ларс фон Триер вернулся на экраны с «Домом, который построил Джек» — довольно безобидное и знакомое название скрывало жуткий и кровавый триллер, противопоказанный к просмотру впечатлительным лицам.
И, конечно, традиционных попкорн-развлечений в прокате тоже хватало. Усилиями народных любимчиков Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема мы получили экшен о сражениях генномодифицированных зверей «Рэмпейдж», фильм-катастрофу «Небоскреб» и акулий хоррор «Мег: Монстр глубины».
Кризис идей
Не доказанный и не научный факт: пока вы читаете эти строки, где-то в Голливуде уже одобрили идеи для двух-трех сиквелов, ремейков или спин-оффов. Критериями «нужность» и «разумность» студии обычно не пользуются — просто пробуют вырастить франшизы снова и снова.
Судя по тому, что номинированный на «Золотую малину» «Мир Юрского периода 2» никому толком не понравился, но все равно собрал 1,3 млрд долларов, конвейерная бизнес-модель определенно может принести заметные плоды. Впрочем, даже если вы грозный Disney и выпускаете новый фильм по «Звездным войнам», то есть шанс провала: многострадальный «Хан Соло» даже не окупился — впервые в полувековой истории франшизы!
Чуть получше сложилась судьба у «Tomb Raider: Лара Крофт» — перезапуск приключенческого боевика по одноименной видеоигре сменил Анджелину Джоли на Алисию Викандер и сумел выйти в скромный плюс. Результат, как оказалось, достаточный, чтобы снять продолжение — оно выйдет в 2021-м.
Не обошлось и без более неожиданной студийной некромантии. Все-таки вышел женский ребут культового триллера «8 подруг Оушена» — даже известное имя и образцовый актерский состав (на огонек заглянула сама Рианна) обеспечили картине лишь еле заметный финансовый успех. «Девушка, которая застряла в паутине» не успела из нее выбраться до прихода «Хищника» — негодуя и грустя, они вместе наблюдали за смертью своих франшиз.
Зато «Звезда родилась» уже в четвертый раз — теперь за историю, которой одержим Голливуд, взялся режиссер-дебютант Брэдли Купер. Он надеялся получить какой-нибудь «Оскар» за труды, да и сыгравшая главную роль Леди Гага рассчитывала на признание академиками — даже подписалась своим настоящим именем Стефани Джерманотта. Увы, получилось взять только «Лучшую песню».
Аллея славы
Поклонники умного кино влюбились в «Убийство священного оленя» с Колином Фарреллом и Николь Кидман — фильм заслуженно получил золотую пальмовую ветвь за лучший сценарий.
Звездой «Золотого глобуса» стала «Богемская рапсодия»: фильм не только забрал главную награду, но и короновал Рами Малека как лучшего актера того года. Это звание мужчина, которого многие полюбили за роль в «Мистере Роботе», закрепил и на «Оскаре».
Традиционно на «Глобусе» отметилась и Мэрил Стрип со своей «Примадонной». Ни актриса, ни фильм наград не забрали, но будем честны — Стрип, вероятно, уже давно не переживает о таких мелочах, а просто дарит окружающим свое общество на светских мероприятиях.
Куда волнительнее наблюдать за первыми достижениями в чьих-то карьерах. Вот умница Сирша Ронан, например, получила первый «Глобус» за главную роль в «Леди Берд», а обаятельная Эллисон Дженни наконец унесла домой «Оскар» за свою работу в «Тоне против всех».
Разумеется, наградный сезон не обошелся без массовых негодований и обидного игнорирования примечательных кинолент. В какой-нибудь более справедливой вселенной очаровательный и изобретательный «Остров собак» Уэса Андерсона получил бы хотя бы один крупный трофей. Да и завораживающий хоррор «Суспирия» с Дакотой Джонсон и Тильдой Суинтон явно заслужил больше, чем мало кому интересную премию Soundtrack Stars на Венецианском кинофестивале.
Увы, мы живем в мире, где главный «Оскар» получает самый оскарбейтовый и выверенный фильм на свете — «Форма воды» Гильермо дель Торо.
Всем по костюму
Краткая сводка с полей кинокомиксовых побоищ: DC и Warner Bros. отступают, прикрываясь миллиардником «Аквамен» с брутальным и смешным Джейсоном Момоа.
Зато Marvel расползается во всех формах, от нескольких студий сразу. Основная супергеройская киновселенная сделала шаг вперед навстречу репрезентации: сиквел «Человека-муравья» вынес Осу в исполнении Эванджелин Лилли в название, а «Черная Пантера» стал первым фильмом такого калибра о темнокожем супергерое.
На экраны вернулся все еще очень дерзкий и умеренно остроумный «Дэдпул 2», где было примерно то же, что и в первой части, но еще на две секунды появился невидимый Брэд Питт, чтобы тут же умереть.
Главной фишкой болтливого наемника остался возрастной рейтинг «18+» — он бы пригодился и антигеройскому «Веному» с Томом Харди. Хотя главная лента Marvel 2018-го была и вовсе анимационной: визуально безупречного и бесконечно захватывающего «Человека-паука: Через вселенные» вполне можно считать лучшей экранизацией комиксов о «дружелюбном соседе».
Впрочем, главное кинособытие года — безоговорочно «Мстители: Война бесконечности» с чудовищным количеством узнаваемых действующих лиц и еще более пугающими сборами свыше 2 млрд долларов. Довольно мило, что на фоне этого мегалодона что-то похожее попытались сделать российские «СуперБобровы. Народные мстители» — трешовая комедия, получившая еще более скромную кассу, чем проходной оригинал.
Русские — о наболевшем
Какой год не возьми, в разговоре о российском кинопроме не получится обойтись без стыдных провалов. Поэтому хотя бы упомянем их вскользь: «Zомбоящик» с вирусной рекламной кампанией оказался сборником безыдейных скетчей от исписавшихся комиков ТНТ.
А даже простое упоминание пропагандистской мелодрамеди «Крымский мост. Сделано с любовью» вызывает неописуемый стыд.
Данила Козловский заскучал и не слишком успешно подался в режиссерство со спортивной драмой «Тренер», где, что неудивительно, снял самого себя в главной роли. Константин Хабенский засветился в претенциозном психотриллере «Селфи», а фантастическому «Черновику» по роману Сергея Лукьяненко не удалось стать новым «Ночным дозором». Был у 2018-го и свой «Викинг» в лице «Скифа».
Но главное, что 2018-й закончился премьерой фильма «Елки Последние» — затянувшуюся и давно пожелтевшую серию наконец-то отнесли на помойку.
В сухом остатке
Когда приходится смотреть так далеко назад, становится еще более очевидно, что лучших определяют не критики и премии, а время и зрители. Так есть ли смысл расставлять кино в каком-то ином порядке, кроме хронологического? Мы не уверены, однако «10 лучших фильмов 10-х годов» звучит слишком красиво, чтобы отказаться от соблазна. Эту десятку демократично выберут читатели Time Out в социальных сетях. Мы же, со своей стороны, проявим диктаторские наклонности, сформировав список фильмов, которые были бы достойны войти в нашу маленькую субъективную вечность. 10 лет — 10 списков, и вот восьмой из них.
«Человек-паук: Через вселенные»
Браться за очередную экранизацию историй о Человеке-пауке — занятие неблагодарное. Герой, когда-то начавший золотую эпоху кинокомиксов, порядком надоел зрителям после двух перезапусков. И все-таки анимационному подразделению Sony Pictures удалось невозможное: влюбить всех в него заново. Точнее, тут сразу много Пауков, а главного из них, Майлза Моралеса, на больших экранах еще не было.
Получилось свежо и изобретательно — даже глитчево-комиксовый визуальный стиль картины не похож ни на что. Кроме, собственно, комиксов.
Не самая примечательная и уж точно не оригинальная, но приятная спортивная мелодрама. Главная героиня — фигуристка, с детства стремящаяся добиться больших спортивных достижений вопреки всему. Уже повзрослев, она встречает вспыльчивого хоккеиста: сперва герои чуть ли не враждуют, затем влюбляются друг в друга без памяти. Все происходящее выглядит мило и иногда даже красиво — и это без учета того, что местами «Лед» пытается быть мюзиклом, пусть и используя лицензированные треки.
Режиссер: Олег Трофим
В ролях: Аглая Тарасова, Александр Петров, Мария Аронова
На фоне засилья сексистского и лукистского юмора во всех комедиях, и особенно российских, «Я худею» — просто глоток свежего воздуха. То, что начинается как умеренно мотивирующее кино о девушке, решившей полностью поменять свою жизнь ради отвратительного парня, вскоре превращается в нечто гораздо большее. В романтическую комедию, где главными ценностями показаны самореализация, дружба и любовь к себе, а уже потом — поиск второй половинки.
Режиссер: Алексей Нужный
В ролях: Александра Бортич, Ирина Горбачева, Сергей Шнуров
После внеземного успеха «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл взял перерыв от фильмов про джаз, пригласил Райана Гослинга и отправился покорять космос. «Человек на Луне» — это очень эмоциональный, простой и личный фильм о жизни Нила Армстронга, а также его близких коллег. Учитывая выбранный сюжет, поражает практически полное отсутствие пафоса и непонятно откуда взявшаяся искренность.
Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Джейсон Кларк
«Мстители: Война бесконечности»
Все еще абсолютная вершина строения киновселенных: если первые «Мстители» поражали воображение, собрав 6 ключевых героев в одном сюжете, то «Война бесконечности» умножила это достижение на 10. Да, сейчас «ванильные» кинокомиксы все сложнее считать художественно значимыми произведениями, но у Marvel Studios получилось настоящее событие и праздник для фанатов. Преуменьшать заслуги картины бессмысленно.
Режиссер: Энтони и Джо Руссо
В ролях: Роберт Дауни-мл., Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон
Пускай медвежонок Паддингтон — это в первую очередь культовый книжный персонаж, с которым выросло не одно поколение англичан, после двух потрясающих экранизаций в него пора влюбиться остальному миру. «Приключения Паддингтона 2» — очень добрая, позитивная приключенческая комедия, в которой тюремный конфликт решается приготовлением вкусного джема, а злодеи получают по заслугам. Иногда большего и не нужно.
Режиссер: Пол Кинг
В ролях: Брендан Глисон, Салли Хокинс, Хью Грант
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Чувственное драмеди об отчаявшейся, но не сдавшейся матери, которая потеряла собственную дочь. Главная героиня устала, что никто не хочет искать убийцу ее ребенка, и выкупила три билборда, чтобы использовать их в качестве рупора. Начинается местечковая, но очень важная борьба за справедливость.
Режиссер: Мартин Макдонах
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл
Абстрактные бабайки в хоррорах уже давно перестали пугать: куда интереснее помещать героев в миры, функционирующие по несколько иным правилам. В «Тихом месте», например, появились почти неуязвимые смертоносные твари, остро реагирующие на каждый звук. Выживут только люди, способные существовать практически бесшумно. Задача, в случае с главными героями картины, проблематичная: в их семье есть маленькие дети.
Режиссер: Джон Красински
В ролях: Джон Красински, Эмили Блант, Ноа Джуп
Главный эстет среди режиссеров, Уэс Андерсон, снял второй полнометражный мультфильм — получилось потрясающе красиво. На этот раз постановщик раскрывает несколько политических и социальных тем через, на первый взгляд, простую историю: двенадцатилетний мальчик Атари Кобаяши путешествует вместе с говорящими собаками в поисках собственного пса. Разумеется, все окажется несколько глубже и намного интереснее.
Режиссер: Уэс Андерсон
В ролях: Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей
«Миссия невыполнима: Последствия»
На фоне древней бондианы «Миссия невыполнима» всегда выглядела как более молодая, спортивная и энергичная шпионская франшиза. К шестой части Том Круз показывает, что запал не кончился: актер остается харизматичным в каждой сцене и все еще охотно берется за самые безумные трюки, презирая помощь каскадеров. Отменное зрелище даже по меркам Голливуда.
Режиссер: Кристофер Маккуорри
В ролях: Том Круз, Ребекка Фергюсон, Генри Кэвилл