Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2018 году | Кино | Time Out

Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2018 году

Стас Погорский   23 декабря 2020
13 мин
Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2018 году
2020-й — последний год десятилетия. Time Out оглядывается назад, чтобы выяснить, как изменились за это время кино, мир и мы сами, а заодно при помощи читателей выбрать лучшие фильмы. В 2018 году многомиллиардные «Звездные войны» потерпели крупнейшее поражение, Голливуд избавился от нескольких франшиз и воскресил много других, а главный «Оскар» ушел вольному ремейку «Человека-амфибии». В конце — наша очень произвольная десятка самого-самого.

Женщины играют по-крупному

Российские зрители начали 2018-й в крайне приятной компании Джессики Честейн, сыгравшей владелицу крупнейшего подпольного казино в Голливуде. Неудивительно, что за сценарий «Большой игры» взялся дотошный Аарон Соркин: фильм основан на мемуарах Молли Блум, чья история заслуживала первоклассной адаптации.

Картина даже поборолась за «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий», но неизбежно уступила нашумевшему «Назови меня своим именем».

«Большая игра»

Другой большой актрисой года стала именитая француженка Изабель Юппер. С ней в главной роли в прокат вышло аж две новинки: драмеди «Хэппи-энд» и триллер «Ева». Оба боролись за крупные фестивальные награды, но так и не добились признания ни от жюри, ни от простых зрителей.

Чтобы два раза не вставать, в российский прокат повторно выпустили «Пианистку» Михаэля Ханеке — одну из главных работ Юппер.

«Ева»

Дети и подростки — цветы проката

«Первому игроку приготовиться»

Кинопрокат традиционно предпринял многочисленные попытки нажиться на широкой семейной аудитории, но из массы релизов отличились всего несколько — и не все в позитивном ключе.

С одной стороны, 2018-й подарил нам прекрасные «Приключения Паддингтона 2»: добродушный и хорошо воспитанный говорящий медведь уже обжился в Лондоне, но продолжил попадать в неприятности, попутно веселя зрителей всех возрастов. Подросткам и просто геймерам пришлась по нраву «Первому игроку приготовиться» — экранизация одноименной киберпанк-книги, в которой герой поднимается из грязи в князи благодаря невероятным познаниям в поп-культуре, а основное действие разворачивается в виртуальной реальности.

Ну а уже выросшие поклонники «Гарри Поттера» смогли отвести душу за просмотром «Фантастических тварей: Преступления Грин-де-Вальда», хотя и возмутились, что Роулинг допустила грубые сюжетные несостыковки в собственном сценарии.

Но не у всех получилось выступить так хорошо. Вот, например, «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» завершил трилогию с самыми низкими сборами — из-за этого фильма Дилан О’Брайен оказался сбит машиной на съемках, получив сотрясение мозга и перелом костей лица! Другой типичный «янгадалт», «Хроники хищных городов», нагулял аппетит на целую франшизу, а проглотил всего 83 млн долларов в мировом прокате при производственном бюджете в 100 млн. Не менее провальным получился и «Излом времени» Disney: студия набрала в свою семейную сказку о путешествиях во времени звездный актерский состав, но так и не смогла объяснить зрителю, зачем это смотреть.

«Хроники хищных городов»

Эмоциональный аттракцион

«Тихое место»

Взрослых киностудии тоже не обделили релизами. Многим вновь пришлось пойти на День всех влюбленных в кино на псевдотриллер с элементами псевдо-БДСМ «Пятьдесят оттенков свободы» — по крайней мере, теша себя мыслью, что это последний раз. Фанатам Вуди Аллена предстояло соблюсти собственную традицию просмотра ежегодных новинок постановщика, что тоже не всегда легко: драма «Колесо чудес» с Джастином Тимберлейком понравилась меньшинству.

Среди хорроров 2018-го нашумело «Тихое место» — авторский и почти семейный проект Эмили Блант и Джона Красински о мире, где каждый шорох может стоить жизни. Еще более неожиданным открытием стал хороший научно-фантастический боевик «Апгрейд» о том, как технологии будущего могут одновременно спасти человеческую жизнь и полностью ее изменить.

«Дом, который построил Джек»

Ларс фон Триер вернулся на экраны с «Домом, который построил Джек» — довольно безобидное и знакомое название скрывало жуткий и кровавый триллер, противопоказанный к просмотру впечатлительным лицам.

И, конечно, традиционных попкорн-развлечений в прокате тоже хватало. Усилиями народных любимчиков Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема мы получили экшен о сражениях генномодифицированных зверей «Рэмпейдж», фильм-катастрофу «Небоскреб» и акулий хоррор «Мег: Монстр глубины».


Кризис идей

«Мир Юрского периода 2»

Не доказанный и не научный факт: пока вы читаете эти строки, где-то в Голливуде уже одобрили идеи для двух-трех сиквелов, ремейков или спин-оффов. Критериями «нужность» и «разумность» студии обычно не пользуются — просто пробуют вырастить франшизы снова и снова.

Судя по тому, что номинированный на «Золотую малину» «Мир Юрского периода 2» никому толком не понравился, но все равно собрал 1,3 млрд долларов, конвейерная бизнес-модель определенно может принести заметные плоды. Впрочем, даже если вы грозный Disney и выпускаете новый фильм по «Звездным войнам», то есть шанс провала: многострадальный «Хан Соло» даже не окупился — впервые в полувековой истории франшизы!

Чуть получше сложилась судьба у «Tomb Raider: Лара Крофт» — перезапуск приключенческого боевика по одноименной видеоигре сменил Анджелину Джоли на Алисию Викандер и сумел выйти в скромный плюс. Результат, как оказалось, достаточный, чтобы снять продолжение — оно выйдет в 2021-м.

«Tomb Raider: Лара Крофт»

Не обошлось и без более неожиданной студийной некромантии. Все-таки вышел женский ребут культового триллера «8 подруг Оушена» — даже известное имя и образцовый актерский состав (на огонек заглянула сама Рианна) обеспечили картине лишь еле заметный финансовый успех. «Девушка, которая застряла в паутине» не успела из нее выбраться до прихода «Хищника» — негодуя и грустя, они вместе наблюдали за смертью своих франшиз.

Зато «Звезда родилась» уже в четвертый раз — теперь за историю, которой одержим Голливуд, взялся режиссер-дебютант Брэдли Купер. Он надеялся получить какой-нибудь «Оскар» за труды, да и сыгравшая главную роль Леди Гага рассчитывала на признание академиками — даже подписалась своим настоящим именем Стефани Джерманотта. Увы, получилось взять только «Лучшую песню».


Аллея славы

«Богемская рапсодия»

Поклонники умного кино влюбились в «Убийство священного оленя» с Колином Фарреллом и Николь Кидман — фильм заслуженно получил золотую пальмовую ветвь за лучший сценарий.

Звездой «Золотого глобуса» стала «Богемская рапсодия»: фильм не только забрал главную награду, но и короновал Рами Малека как лучшего актера того года. Это звание мужчина, которого многие полюбили за роль в «Мистере Роботе», закрепил и на «Оскаре».

Традиционно на «Глобусе» отметилась и Мэрил Стрип со своей «Примадонной». Ни актриса, ни фильм наград не забрали, но будем честны — Стрип, вероятно, уже давно не переживает о таких мелочах, а просто дарит окружающим свое общество на светских мероприятиях.

Куда волнительнее наблюдать за первыми достижениями в чьих-то карьерах. Вот умница Сирша Ронан, например, получила первый «Глобус» за главную роль в «Леди Берд», а обаятельная Эллисон Дженни наконец унесла домой «Оскар» за свою работу в «Тоне против всех».

«Тоня против всех»

Разумеется, наградный сезон не обошелся без массовых негодований и обидного игнорирования примечательных кинолент. В какой-нибудь более справедливой вселенной очаровательный и изобретательный «Остров собак» Уэса Андерсона получил бы хотя бы один крупный трофей. Да и завораживающий хоррор «Суспирия» с Дакотой Джонсон и Тильдой Суинтон явно заслужил больше, чем мало кому интересную премию Soundtrack Stars на Венецианском кинофестивале.

Увы, мы живем в мире, где главный «Оскар» получает самый оскарбейтовый и выверенный фильм на свете — «Форма воды» Гильермо дель Торо.


Всем по костюму

Краткая сводка с полей кинокомиксовых побоищ: DC и Warner Bros. отступают, прикрываясь миллиардником «Аквамен» с брутальным и смешным Джейсоном Момоа.

Зато Marvel расползается во всех формах, от нескольких студий сразу. Основная супергеройская киновселенная сделала шаг вперед навстречу репрезентации: сиквел «Человека-муравья» вынес Осу в исполнении Эванджелин Лилли в название, а «Черная Пантера» стал первым фильмом такого калибра о темнокожем супергерое.

Брэд Питт в «Дэдпуле 2»

На экраны вернулся все еще очень дерзкий и умеренно остроумный «Дэдпул 2», где было примерно то же, что и в первой части, но еще на две секунды появился невидимый Брэд Питт, чтобы тут же умереть.

Главной фишкой болтливого наемника остался возрастной рейтинг «18+» — он бы пригодился и антигеройскому «Веному» с Томом Харди. Хотя главная лента Marvel 2018-го была и вовсе анимационной: визуально безупречного и бесконечно захватывающего «Человека-паука: Через вселенные» вполне можно считать лучшей экранизацией комиксов о «дружелюбном соседе».

«Человек-паук: через вселенные»

Впрочем, главное кинособытие года — безоговорочно «Мстители: Война бесконечности» с чудовищным количеством узнаваемых действующих лиц и еще более пугающими сборами свыше 2 млрд долларов. Довольно мило, что на фоне этого мегалодона что-то похожее попытались сделать российские «СуперБобровы. Народные мстители» — трешовая комедия, получившая еще более скромную кассу, чем проходной оригинал.


Русские — о наболевшем

Какой год не возьми, в разговоре о российском кинопроме не получится обойтись без стыдных провалов. Поэтому хотя бы упомянем их вскользь: «Zомбоящик» с вирусной рекламной кампанией оказался сборником безыдейных скетчей от исписавшихся комиков ТНТ.

А даже простое упоминание пропагандистской мелодрамеди «Крымский мост. Сделано с любовью» вызывает неописуемый стыд.

Данила Козловский заскучал и не слишком успешно подался в режиссерство со спортивной драмой «Тренер», где, что неудивительно, снял самого себя в главной роли. Константин Хабенский засветился в претенциозном психотриллере «Селфи», а фантастическому «Черновику» по роману Сергея Лукьяненко не удалось стать новым «Ночным дозором». Был у 2018-го и свой «Викинг» в лице «Скифа».

«Я худею»

Но и светлая сторона нашлась. Александр Петров несколько развеял репутацию смазливого актера одной роли аж двумя полнометражными сериями «Гоголя», а Александра Бортич не зря поправилась на 20 кг ради оптимистической бодипозитивной комедии «Я худею».

Но главное, что 2018-й закончился премьерой фильма «Елки Последние» — затянувшуюся и давно пожелтевшую серию наконец-то отнесли на помойку.


В сухом остатке

Когда приходится смотреть так далеко назад, становится еще более очевидно, что лучших определяют не критики и премии, а время и зрители. Так есть ли смысл расставлять кино в каком-то ином порядке, кроме хронологического? Мы не уверены, однако «10 лучших фильмов 10-х годов» звучит слишком красиво, чтобы отказаться от соблазна. Эту десятку демократично выберут читатели Time Out в социальных сетях. Мы же, со своей стороны, проявим диктаторские наклонности, сформировав список фильмов, которые были бы достойны войти в нашу маленькую субъективную вечность. 10 лет — 10 списков, и вот восьмой из них.


«Человек-паук: Через вселенные»

Браться за очередную экранизацию историй о Человеке-пауке — занятие неблагодарное. Герой, когда-то начавший золотую эпоху кинокомиксов, порядком надоел зрителям после двух перезапусков. И все-таки анимационному подразделению Sony Pictures удалось невозможное: влюбить всех в него заново. Точнее, тут сразу много Пауков, а главного из них, Майлза Моралеса, на больших экранах еще не было.

Получилось свежо и изобретательно — даже глитчево-комиксовый визуальный стиль картины не похож ни на что. Кроме, собственно, комиксов.


«Лед»

Не самая примечательная и уж точно не оригинальная, но приятная спортивная мелодрама. Главная героиня — фигуристка, с детства стремящаяся добиться больших спортивных достижений вопреки всему. Уже повзрослев, она встречает вспыльчивого хоккеиста: сперва герои чуть ли не враждуют, затем влюбляются друг в друга без памяти. Все происходящее выглядит мило и иногда даже красиво — и это без учета того, что местами «Лед» пытается быть мюзиклом, пусть и используя лицензированные треки.


«Я худею»

На фоне засилья сексистского и лукистского юмора во всех комедиях, и особенно российских, «Я худею» — просто глоток свежего воздуха. То, что начинается как умеренно мотивирующее кино о девушке, решившей полностью поменять свою жизнь ради отвратительного парня, вскоре превращается в нечто гораздо большее. В романтическую комедию, где главными ценностями показаны самореализация, дружба и любовь к себе, а уже потом — поиск второй половинки.


«Человек на Луне»

После внеземного успеха «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл взял перерыв от фильмов про джаз, пригласил Райана Гослинга и отправился покорять космос. «Человек на Луне» — это очень эмоциональный, простой и личный фильм о жизни Нила Армстронга, а также его близких коллег. Учитывая выбранный сюжет, поражает практически полное отсутствие пафоса и непонятно откуда взявшаяся искренность.


«Мстители: Война бесконечности»

Все еще абсолютная вершина строения киновселенных: если первые «Мстители» поражали воображение, собрав 6 ключевых героев в одном сюжете, то «Война бесконечности» умножила это достижение на 10. Да, сейчас «ванильные» кинокомиксы все сложнее считать художественно значимыми произведениями, но у Marvel Studios получилось настоящее событие и праздник для фанатов. Преуменьшать заслуги картины бессмысленно.


«Приключения Паддингтона 2»

Пускай медвежонок Паддингтон — это в первую очередь культовый книжный персонаж, с которым выросло не одно поколение англичан, после двух потрясающих экранизаций в него пора влюбиться остальному миру. «Приключения Паддингтона 2» — очень добрая, позитивная приключенческая комедия, в которой тюремный конфликт решается приготовлением вкусного джема, а злодеи получают по заслугам. Иногда большего и не нужно.


«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Чувственное драмеди об отчаявшейся, но не сдавшейся матери, которая потеряла собственную дочь. Главная героиня устала, что никто не хочет искать убийцу ее ребенка, и выкупила три билборда, чтобы использовать их в качестве рупора. Начинается местечковая, но очень важная борьба за справедливость.


«Тихое место»

Абстрактные бабайки в хоррорах уже давно перестали пугать: куда интереснее помещать героев в миры, функционирующие по несколько иным правилам. В «Тихом месте», например, появились почти неуязвимые смертоносные твари, остро реагирующие на каждый звук. Выживут только люди, способные существовать практически бесшумно. Задача, в случае с главными героями картины, проблематичная: в их семье есть маленькие дети.


«Остров собак»

Главный эстет среди режиссеров, Уэс Андерсон, снял второй полнометражный мультфильм — получилось потрясающе красиво. На этот раз постановщик раскрывает несколько политических и социальных тем через, на первый взгляд, простую историю: двенадцатилетний мальчик Атари Кобаяши путешествует вместе с говорящими собаками в поисках собственного пса. Разумеется, все окажется несколько глубже и намного интереснее.


«Миссия невыполнима: Последствия»

На фоне древней бондианы «Миссия невыполнима» всегда выглядела как более молодая, спортивная и энергичная шпионская франшиза. К шестой части Том Круз показывает, что запал не кончился: актер остается харизматичным в каждой сцене и все еще охотно берется за самые безумные трюки, презирая помощь каскадеров. Отменное зрелище даже по меркам Голливуда.