Off/On: кураторы и редакторы о судьбе культурных пространств
К открытиям года я отношу галерею Jessica из Петербурга. Сама галеристка Джесс, имея французское образование и зная три языка, заходит на территорию вульгарной сексуальности. В своей галерее она остроумно и иронично делает упор на стереотипы о женщинах в интересах современного искусства. И мне близок такой провокационный дух.
А новость о закрытии «Отдела новейших течений» в Третьяковке, на мой взгляд, завершила собой целую эпоху современного искусства в России. Хотя, конечно, сегодня любая потеря в культурном поле болезненна и существенна.
Мне жаль, что закрылся музей «АРТ4», который организовывал арт-ярмарку «Тупик», — она была отличной возможностью для художников представлять и продавать свои работы. Там проходили классные выставки, на которых можно было увидеть работы как молодых и перспективных художников, так и проекты культовых авторов из коллекции музея.
Из грустных новостей года: весной 2024 закрылась на ремонт с открытым сроком важная точка притяжения в районе метро «Маяковская» — Музей AZ, основанный в 2015 году коллекционером и меценатом Наталией Опалевой вместе с куратором Полиной Лобачевской.
Ядром собрания и частыми героями выставок здесь были работы Анатолия Зверева, яркой и самобытной фигуры в советском неофициальном искусстве. Инициалы художника, собственно, и отразились в самом названии — AZ.
Но есть и хорошие новости! На Маросейке открылась площадка AZ/ART. Вообще, она появилась еще в 2022 году как пространство для экспериментов, но в 2024 заработала уже в новом формате с большими дополнительными пространствами.
AZ/ART находится в палатах XVII века, где архитекторы сохранили элементы оригинальной старинной архитектуры. Сюда можно зайти простым посетителем, а выйти коллекционером. Выставочная стратегия, по большому счету, продолжает ту, к которой привыкла публика Музея AZ, — здесь, как правило, показывают искусство советских нонконформистов в сочетании с работами современных авторов. Теперь, приезжая на Китай-город можно составить себе план посещения сразу двух крупных выставочных пространств: галереи «ГРАУНД Солянка» и нового — AZ/ART.
Новость о закрытии «Отдела новейших течений» в Третьяковской галерее меня потрясла не столько самим фактом закрытия, а публичной бессмысленностью этого жеста. Уникальные работы, которые на протяжении последних десяти лет находились в открытом доступе как часть постоянной экспозиции, знакомили с творчеством Эрика Булатова, Оскара Рабина, Вячеслава Колейчука, Ивана Чуйкова, Михаила Рогинского и еще около сотни авторов. Доступность и открытость этой части восполняли огромный пробел в истории всего российского искусства. И мой главный вопрос, что будет теперь с этим разделом постоянной экспозиции? Задача музея не только хранить искусство, но и показывать его, работать с ним, популяризировать его, а не скрывать.
Основа коллекции «Отдела новейших течений» создавалась в Царицыно, когда куратор Андрей Ерофеев в конце восьмидесятых начал собирать работы Кабакова, Пивоварова и других гениальных современников. В студенчестве одной из моих целей было увидеть собрание — такая возможность закрытых показов редко, но появлялась через знакомых и по рекомендации. Мне тем более грустно, что, судя по всему, теперь это снова станет редкой возможностью и мечтой для многих.
Вторая потеря носит личный характер, это уход из жизни художника Валерия Чтака, автора одной из моих любимых работ в новейшем искусстве — «Я не знаю, я из Москвы». Мы с Валерой знакомы с юности, со студенческих времен. Ценность мертвых бесценна. Хороший художник — мертвый художник, потому что больше ничего не сделает. Остается только то, что он успел оставить. Но без него это все лишь память о нем. По идее, мертвые должны нас научить ценить живых, но сначала надо научиться жить без них.
Открытием года я, как сотрудник Третьяковской галереи, конечно, считаю корпус на Кадашевской набережной. Этот долго-долгострой, наконец, завершен. Если вы еще не были в новом здании, представьте, что атриум, по которому посетители проходят к выставочным залам, напоминает широкую улицу. То есть проникая в интерьер, сначала попадаешь в открытое пространство, а далее — в пространство выставок, причем каждый раз оно выглядит по-новому. Это интересный опыт, а кураторам и архитекторам еще предстоит обживать «Кадаши». В следующем году мы покажем ретроспективу Ильи Машкова в том зале, где сейчас проходят «Передвижники».
Говоря о важном закрытии, я бы назвал «Отдел новейших течений» Третьяковки. Теперь это сектор входит в отдел искусства второй половины ХХ – начала XXI века, куда должен влиться и отдел живописи второй половины ХХ века. Эмоций по этому поводу было много, но фактически такое объединение случилось гораздо раньше — еще в 2017 году, после моего ухода с должности заведующего, экспозиция отдела новейших течений, основанная Андреем Ерофеевым, была ликвидирована и отдельными фрагментами влилась в основную выставку.
Тот отдел — завершенная и как всегда очень противоречивая история, местами драматичная, местами абсурдная и смешная до коликов. Она — хорошее отражение своей эпохи. Когда-нибудь эту историю обязательно напишут, главное, чтобы правдиво, а то в журналистских комментариях по поводу закрытия «Отдела новейших течений» я уже нахожу множество фактических ошибок и домыслов.