Офис будущего: удаленная работа, коворкинг и экорешения
Пандемия многое изменила в нашей жизни, в том числе и понимание идеальных условий труда. Удаленка из экзотики, которая вызывала настороженность, превратилась в один из самых продуктивных форматов работы. Это подтолкнуло компании пересмотреть традиционные модели рабочих мест и провести трансформацию офисных пространств, сочетая офлайн и онлайн. На примере опыта торговой сети «Пятерочка» Time Out рассказывает, что нужно учесть при создании идеального рабочего места настоящего и будущего.
Учитывая новые реалии и запросы сотрудников, торговая сеть «Пятерочка» видоизменила центральный офис в Москве и масштабировала новый дизайн на офисы компании в регионах. Центральный офис переоборудовали по типу коворкинга, сделав упор на комфорт, эффективную коммуникацию и бережное отношение к окружающей среде. Полностью поменялся дизайн, оформление, появились новые удобные переговорные, зоны отдыха, камеры для хранения личных вещей, много живых цветов, экорешения.
Задавать тренды
«Пятерочка» – одна из крупнейших федеральных торговых сетей, команда которой насчитывает более 260 тысяч человек. Это не только сотрудники магазинов и распределительных центров, но и свыше 10,8 тысяч офисных работников, задействованных в самых разных сферах – аналитика, ИТ, финансы, закупки, HR, коммерческая деятельность, маркетинг, социальные и экопроекты, инвестиции.
Люди, которые трудятся в макрорегиональных офисах и центральном офисе в Москве, принимают решения, обеспечивающие развитие сети и эффективную работу магазинов по всей стране, делают жизнь миллионов покупателей каждый день комфортнее.
В целом ритейл сегодня переживает процесс культурной и цифровой трансформации, что формирует среду для постоянного поиска и внедрения инновационных инициатив.
После трудоустройства в «Пятерочку» в первые недели сотрудники офиса обязательно едут на экскурсию в распределительный центр и проходят стажировку в магазинах – работают в торговом зале. Это дает возможность увидеть работу розницы и РЦ изнутри и почувствовать на себе, что все сотрудники компании – одна большая команда.
«Мы не только постоянно отслеживаем тренды, но и задаем их. Например, осенью прошлого года компания представила инновационную «Пятерочку#налету» – магазин без кассиров, полностью автоматизированный. То есть наши сотрудники имеют возможность реализовывать масштабные проекты, аналогов которым нет на рынке, создавать уникальные продукты, работать в кросс-функциональных командах, что позволяет быстро принимать решения и пробовать себя в чем-то новом. Мы предлагаем гибридный график, при котором человек может совмещать работу из дома и в офисе. У нас регулярно проходит обучение как для руководителей, так и для линейных сотрудников: семинары, тренинги, курсы. Причем большинство из них доступно в онлайн-формате».
Лариса Бодягина, HRD торговой сети «Пятерочка»
Торговая сеть «Пятерочка», входящая в X5 Group, – одна из крупнейших российских сетей продовольственных магазинов «у дома» для покупки товаров повседневного спроса. Первый магазин сети открылся в 1999 году в Санкт-Петербурге, на данный момент магазины «Пятерочка» есть в 66 регионах страны. В команде торговой сети работают 260 000 сотрудников, чтобы каждый день обеспечивать более 13 миллионов гостей нужными продуктами и товарами. Миссия компании – заслужить доверие гостей, предлагая им свежие и качественные продукты по низким ценам, непрерывно совершенствуя свой сервис, становясь лидером по удобству и проявляя заботу о сообществе.
Хочу работать из дома
Идея проекта Home Office появилась в компании еще до пандемии, которая просто ускорила его запуск и реализацию. Предпосылок было несколько. Во-первых, ожидания кандидатов и запросы сотрудников – все больше они говорили о том, что для них удобнее удаленный либо гибридный график, когда несколько дней ты работаешь из дома, а остальную часть в офисе. Во-вторых, изменения на рынке труда. Целью проекта стали развитие digital-процессов, создание эффективного офисного пространства, сокращение затрат на офис, снижение текучести персонала, а также культурная трансформация: повышение самостоятельности и ответственности сотрудников, умения распоряжаться своим временем.
В итоге из-за введенных ограничений количество дистанционных сотрудников увеличилось по сравнению с тем, что компания планировала в начале. Часть офисных сотрудников «Пятерочки» продолжают работать из дома на постоянной или частичной основе. Они могут выбрать разные графики, например, 4/1, 3/2, 2/3, и приезжать в офис только по необходимости. Важно, что при переходе на удаленку режим рабочего дня и зарплата сотрудников не меняются. Если говорить о плюсах этого подхода, то он предполагает более гибкие условия труда для офиса, возможность взаимодействовать как офлайн, так и онлайн.
Любой сотрудник сети может принять участие в корпоративной спартакиаде «Турбостарты», которую проводят каждое лето. Полтора месяца команды соревнуются в разных видах спорта (футбол, настольный теннис, кроссфит, легкая атлетика, быстрые шахматы и т.д.). Компания арендует спортивные стадионы, приглашает известных спортсменов для курирования дисциплин, проводит трансляции и прямые эфиры.
«С одной стороны, пандемия и удаленная работа разделили людей, которые раньше сидели за соседними столами, но есть и обратный эффект. Те, кто до этого никогда не встречались, теперь регулярно видят друг друга, общаются на онлайн-семинарах и обучающих корпоративных мероприятиях, где собираются сотрудники с разных концов страны».
Елена Копытова,
директор департамента обеспечения HR-сервисов торговой сети «Пятерочка»
«Пятерочка» 20 лет на рынке
Более 10,8 тысяч сотрудников работает в офисах по всей стране
Средний возраст сотрудника офиса – 36 лет
1,2 тысячи сотрудников трудятся в центральном офисе в Москве
Офис, в который хочется приходить
Так как в моменте в офисе стало находиться меньше сотрудников, то и пространство требовалось соответствующее – удобное, современное и многофункциональное. Акцент при переоборудовании сделали на комфорте, эффективной коммуникации и командной работе – как одной из ценностей компании. В «Пятерочке» давно отказались от формальных ограничений: в офисе нет отдельных кабинетов с секретарями, барьеров в общении, жесткой иерархии и субординации, как обычно принято в крупных компаниях, строгого дресс-кода, большинство коллег общаются на «ты».
Формат коворкинга подходил идеально, однако «Пятерочка» значительно улучшила его под запросы сотрудников. Центральный офис компании – это просторное, открытое пространство со свободной планировкой, которое поделено на рабочие зоны. Количество столов сократилось, зато удобных кресел и диванов стало, наоборот, больше. Это создает уютную атмосферу и способствует творческому процессу.
Перед выходом в офис можно выбрать любое удобное место с помощью онлайн-системы бронирования, а оставить вещи на то время, пока сотрудник работает из дома, – в специальных камерах хранения, которые находятся возле рабочих столов. Сейчас идет работа над открытием специального кабинета для обучения. Благодаря этому сотрудники смогут в комфортной и спокойной обстановке осваивать необходимые навыки и компетенции.
У «Пятерочки» есть собственная программа по работе с молодежью, в рамках которой она приглашает на стажировку NEXT5 в офисы компании студентов вузов. Стажировка оплачивается, после нее есть возможность получить оффер и остаться работать в одной из крупнейших компаний страны.
Коммуникация из любой точки
При желании работать можно из любой точки офиса, например, расположившись на диване в главном холле, где большое количество удобных посадочных мест. Для тех, кто устал сидеть, есть специальные столы для работы стоя.
Одним из функциональных решений стало размещение переговорных комнат разного размера и формата. Закрытые вмещают до тридцати человек и оснащены видеосвязью для подключения удаленных сотрудников и сотрудников из других регионов, есть возможность записи совещаний и встреч. Звукоизолирующие прозрачные капсулы-переговорные отлично подходят для коротких онлайн-встреч.
Единая точка входа для всех сотрудников торговой сети – личный кабинет сотрудника, который помимо традиционной web-версии встроен в мобильное приложение. Личный кабинет объединяет более 20 различных HR-сервисов и не только: от формирования справок 2 НДФЛ и больничного листа до мессенджера и ленты новостей. В кабинет можно попасть как с рабочего компьютера, так и с любого другого устройства, имеющего выход в Интернет, – домашнего компьютера, смартфона или планшета.
Забота о сотрудниках
Можно сказать, что пандемия сломала стены между теми, кто работает в одной команде. В обновленном офисе «Пятерочки» нет разделяющих стен и дверей, нет кабинетов: все вместе, в едином пространстве, работают на достижение общих целей при помощи общих принципов и ценностей. Они, кстати, сформулированы в надписях, которыми украшены стены офиса: честность, уважение, клиентоориентированность, стремление к достижениям, командность. На стенах в коридорах и переговорных комнатах также размещены мотивирующие цитаты известных людей и слоган «Свежие перспективы», в котором сформулировано ключевое предложение ритейлера сотрудникам и соискателям.
В качестве основных преимуществ HR-бренда компания выделяет масштаб и амбиции, обучение на всех уровнях, карьерный рост, инновации и технологии, сильную корпоративную культуру и заботу о сотрудниках – эти надписи также можно увидеть на стенах в главном холле.
Действительно, здесь созданы все условия, чтобы люди могли работать с удовольствием – эргономичная стильная мебель, продумано даже оптимальное расположение розеток и кулеров. Сочетания корпоративных цветов, использованных в дизайне, – красного, салатового, зеленого, красного и серого, – приятны глазу и поднимают настроение. Перерыв на обед можно сделать в кухне, где есть все необходимое, на входе в офис находится тепловизор для дистанционного измерения температуры, на ресепшн выдают защитные маски, для сотрудников работает медицинский кабинет.
«Пятерочка» регулярно реализует образовательные проекты по развитию профессиональных, управленческих и личных навыков, такие как «Академия HR», «Академия категорийного менеджмента» и другие. Для сотрудников доступна библиотека деловой литературы Alpina Digital, где собрано более 3 000 книг, и портал Eduson с сотнями онлайн-курсов. Сотрудники могут самостоятельно формировать программу обучения, выбирая то, что им полезно.
Экоподход
Бережное отношение не только к людям, но и к окружающей среде – один из важных принципов «Пятерочки». Естественно, что он нашел свое воплощение и в новой концепции офиса – тем более что множество сотрудников разделяет идеологию осознанного потребления. Все документы, которые не подлежат хранению, и вся использованная бумага отправляются не в мусорные контейнеры, а на переработку – это позволяет сохранить леса. В офисе организован сбор использованных батареек – можно принести их из дома, а «Пятерочка» позаботится о правильной утилизации. И конечно, повсюду много зелени – благодаря живым цветам воздух чище, настроение лучше, а офис похож не на рабочее место, а на дом, куда хочется возвращаться.
6 400 кв м площадь офиса
7 минут занимает пешая прогулка от станции метро «Румянцево» до офиса «Пятерочки»
В офисе «Пятерочки» нет строгого дресс-кода