«Оскар-2021»: Прогноз Time Out
Лучший фильм — «Земля кочевников»
Главный конкурент: «Суд над чикагской семеркой»
Фильм американской режиссерки китайского происхождения Хлои Чжао — однозначный фаворит грядущего «Оскара». Об этом твердят букмекеры, кинематографисты и многие критики. Разговоры в пользу вероятной победы «Земли кочевников» подкрепляются и традиционными маркерами наградного сезона — помимо «Золотого льва» за лучший фильм в Венеции и Приза зрительских симпатий на фестивале в Торонто, картина Хлои Чжао собрала комбо из «Золотого глобуса», премии Британской киноакадемии BAFTA и, самое главное, награды от Гильдии продюсеров США. Последняя считается предвестником победы на «Оскаре» — в 21 из 31 случая фавориты Гильдии становились впоследствии обладателями статуэтки за «Лучший фильм». Правда, исключений тоже достаточно. В частности, в 2020-м награду Гильдии забрала военная драма «1917», а Киноакадемия удивила многих и отдала статуэтку в главной номинации «Паразитам».
Что может помешать «Земле кочевников»? Учитывая то, какой уверенной поступью фильм двигается по сезону, сюрприза зрителям в этой категории ожидать не стоит. Если он и случится, то благодаря «Суду над чикагской семеркой» Аарона Соркина — фильму куда более популярному и сделанному по всем канонам, которые обычно свойственны оскаровским победителям. К примеру, в 2019 году Академия не решилась награждать виртуозно снятую «Рому» Альфонсо Куарона и отметила в главной номинации «Зеленую книгу».
В пользу «Суда над чикагской семеркой» говорит и наличие премии Гильдии киноактеров за лучший ансамбль. В последние годы этот маркер стал скрытым указательным перстом на победу в главной номинации («Паразиты» и «В центре внимания»). Несмотря на это, вероятность успеха «Земли кочевников» в разы выше.
Рецензия на фильм:
Лучший режиссер — Хлоя Чжао («Земля кочевников»)
Главный конкурент: нет
Эта номинация — одна из тех, в которых сложно найти интригу. Все главные награды сезона под своим крылом собрала Хлоя Чжао, включая премию Гильдии режиссеров США. За более чем 70-летнюю историю этой премии решения Гильдии и Американской киноакадемии совпадали 65 раз (>90%). В ХХI веке лишь три режиссера смогли стать лауреатами «Оскара», проиграв при этом битву за премию Гильдии режиссеров, — Роман Полански («Пианист») в 2003 году, Энг Ли («Жизнь Пи») в 2012 году и Пон Чжун-хо («Паразиты») в 2020 году.
К тому же Чжао может стать второй в истории постановщицей-обладательницей премии «Оскар» за лучшую режиссуру после Кэтрин Бигелоу (2010). Такую возможность академия точно не упустит: когда, если не сейчас, награждать режиссера-женщину? Да и церемонии последних лет доказывают, что в этой категории предпочтение все чаще отдается авторским фильмам: «Рома» Альфонсо Куарона, «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Паразиты» Пон Чжун-хо. Так что вряд ли Хлоя Чжао упустит свою награду.
Лучшая мужская роль — Чедвик Боузман («Ма Рэйни: Мать блюза»)
Главный конкурент: Энтони Хопкинс, «Отец»
Традиционно актерские номинации являются одновременно и предсказуемыми, и непредсказуемыми. Как карта ляжет. Чаще всего Киноакадемия вторит Гильдии киноактеров, но случаются и неожиданные сюрпризы. Например, победа Оливии Колман в 2019 году, когда Гленн Клоуз уже представляла себя на сцене с заветной золотой статуэткой в руках. Однако такие неожиданности крайне редки.
Большинство этапных наград в этом году посмертно собрал Чедвик Боузман за, определенно, лучшую роль в своей карьере в разговорной биографической драме «Ма Рэйни: Мать блюза». Главная причина его признания у Гильдии киноактеров и Ассоциации иностранной прессы Голливуда («Золотой глобус») далеко не в том, что звезда Боузмана, к сожалению, погасла летом 2020-го, а в яркой и экспрессивной игре, позволившей его второстепенному персонажу вырваться на первый план. Как раз это и может стать небольшой преградой, но разве останавливало это Киноакадемию во время вручения «Оскара» Энтони Хопкинсу в 1992 году за 16-минутное появление на экране в образе Ганнибала Лектера?
Кстати, именно сэр Энтони Хопкинс и является главным конкурентом Боузмана. Британец завоевал премию BAFTA за роль в «Отце» Флориана Зеллера. Конечно, едва ли Британская киноакадемия могла проигнорировать великого соотечественника, поэтому вряд ли Хопкинс сумеет отобрать «Оскар» у американца — на возраст и регалии внимание обращать не будут. Таким образом, Боузман, вероятнее всего, станет третьим актером-обладателем премии, награжденным посмертно.
Лучшая женская роль — Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»)
Главный конкурент: все номинанты
Основная интрига церемонии! Весы могут качнуться в сторону любой из номинанток в категории. При этом каждая из актрис в сезоне забирала как минимум одну награду: Ванесса Кирби — Кубок Вольпи за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля (самый незначительный маркер), Андра Дэй — «Золотой глобус», Фрэнсис Макдорманд — премию BAFTA, Кэри Маллиган — «Выбор критиков», а Виола Дэвис — премию Гильдии киноактеров.
Формально ключевым критерием выбора должна быть премия Гильдии, и, следовательно, главным фаворитом «Оскара» автоматически становится Виола Дэвис. Однако не все так просто. Букмекеры настойчиво верят в Кэри Маллиган, но победа звезды «Девушки, подающей надежды» кажется не самым вероятным исходом. Все-таки Маллиган — кандидат скорее от критиков. Другая претендентка — Фрэнсис Макдорманд — имеет все шансы получить третий актерский «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль». Тем более за актрисой стоят члены Британской киноакадемии, назвавшие именно двукратную лауреатку премии лучшей актрисой наградного сезона. Как известно, многие из них имеют право голоса и на «Оскаре».
У Дэй и Кирби шансы поменьше, но выстрелить могут и они. Рискнем и поставим на Фрэнсис Макдорманд.
Лучший актер второго плана — Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия»)
Главный конкурент: нет
Предсказать победителя в этой номинации в 2021 году не составляет труда. Дэниэл Калуя катком прошелся по сезону, выиграв все ключевые награды: «Золотой глобус», BAFTA и премию Гильдии киноактеров. Да и образ он создал внушительный, который вполне мог бы сойти за главную роль. Конкурентов у Калуи на грядущей церемонии не предвидится.
Лучшая актриса второго плана — Юн Е-джон («Минари»)
Главный конкурент: Мария Бакалова («Борат 2»)
В аналогичной женской номинации конкуренция чуть выше, но и тут выделяется явный фаворит — кореянка Юн Е-джон, исполнившая роль бабушки в драме «Минари» об ассимиляции корейцев в США.
Е-джон уже завоевала премии Гильдии актеров и BAFTA — весомый аргумент в пользу победы на «Оскаре». К тому же без наград «Минари» явно не оставят, а в других номинациях у ленты шансов не так много. Так что статуэтка для кореянки выглядит компромиссным решением для академии.
Кто может этому помешать? Вероятно, только фаворитка критиков — Мария Бакалова, сыгравшая крайне смелую в сегодняшних условиях роль в сиквеле «Бората». Вероятность победы болгарской актрисы совсем не велика. Если это внезапно произойдет, церемония сделает нам еще один большой сюрприз.
Лучший оригинальный сценарий — «Девушка, подающая надежды»
Главный конкурент: «Суд над чикагской семеркой»
В последние годы сценарные категории стали отдушиной для фильмов, которые проиграли в других номинациях («Прочь», «Она», «Манчестер у моря»). Конечно, в этом не стоит видеть стопроцентную закономерность, ведь лауреаты двух последних лет, «Паразиты» и «Зеленая книга», выиграли в главной номинации. Да и члены академии стали понимать название категории слишком буквально — важным критерием стала эксцентричность сценария, иначе победу хоррора Джордана Пила «Прочь» в один год с номинированными «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури» не объяснить.
Подтвердятся ли эти закономерности в этом году? Если статуэтку заберет Эмиральд Феннел за сценарий к «Девушке, подающей надежды», то да. Именно картина Феннел — главный фаворит у букмекеров, ориентирующихся на результаты премии Гильдии сценаристов. Впрочем, исключать победу более канонического сценария к «Суду над чикагской семеркой» тоже не стоит — Аарон Соркин проделал блестящую работу, которая вряд ли останется незамеченной. Предсказать исход не так просто, поэтому распределим вероятность следующим образом: 60 на 40 в пользу «Девушки, подающей надежды».
Лучший адаптированный сценарий — «Отец»
Главный конкурент: «Земля кочевников»
Похожая ситуация складывается и в параллельной сценарной категории с той лишь разницей, что главные фавориты («Земля кочевников» и «Отец») даже не были номинированы на премию Гильдии сценаристов, так как ни Хлоя Чжао, ни Флориан Зеллер в ней не состоят — таковы правила.
Рецензия на фильм:
Здесь будем руководствоваться закономерностью из предыдущей категории и выберем фильм, который, вероятнее всего, пролетит мимо других наград. Это «Отец» Флориана Зеллера. Барьером для француза-дебютанта может послужить театральная основа сценария – киноакадемики не слишком охотно вручают статуэтку за лучший адаптированный сценарий пьесам. Впрочем, «Отец» вполне может стать исключением из правил – все-таки соперники, не считая «Земли кочевников», подобрались не слишком сильные.
Лучшая операторская работа — «Манк»
Главный конкурент: «Земля кочевников»
За операторский «Оскар» в этом году поборются два молодых виртуоза – Эрик Мессершмидт («Манк») и Джошуа Джеймс Ричардс («Земля кочевников»). Шансы оператора «Манка» котируются гораздо выше — все из-за победы Мессершмидта на премии Гильдии операторов. Вдобавок у «Манка» на церемонии точно не все пойдет гладко, ведь в главных номинациях картина Финчера — явный аутсайдер. Зато огромная команда создателей будет отдуваться в технических номинациях, где «Манк» является фаворитом.
Для Мессершмидта эта работа стала дебютной, и ему стоит отдать должное — в ленте оператор искусно и обоснованно вторит «Гражданину Кейну», бережно воспроизводя на экране классические вайбы Голливуда 1930-1940-х.
Лучший монтаж — «Суд над чикагской семеркой»
Главный конкурент: «Земля кочевников» и «Звук металла»
«Лучший монтаж» — пожалуй, самая важная категория, на которую можно опираться при прогнозировании исхода в главной номинации («Лучший фильм»). Если картина не оказывается среди претендентов на статуэтку за монтаж, можно смело вычеркивать ее из перечня возможных лауреатов. В 2021 году за «Оскар» в этой категории будут бороться ключевые игроки сезона, среди которых и «Земля кочевников», и «Суд над чикагской семеркой», и «Отец», и «Звук металла», и «Девушка, подающая надежды».
Ставим на победу ленты Аарона Соркина — уж очень динамичной и бойкой она получилась. Не в последнюю очередь благодаря монтажу: вспомнить только открывающую сцену фильма или показания свидетелей и обвиняемых на суде, когда линейное повествование в одночасье превращалось в нелинейное, а сцены в зале суда то и дело сменялись уличными протестами. Да и Американская ассоциация монтажеров сделала выбор в пользу «Суда над чикагской семеркой». Доверимся ей.
Лучший международный фильм — «Еще по одной»
Главный конкурент: нет
В этом абзаце интриги вы не найдете так же, как и зрители оскаровской церемонии в ночь с воскресенья на понедельник — награда достанется «Еще по одной» Томаса Винтерберга. Все этапные премии сезона достались датской картине, а присутствие Винтерберга в режиссерской номинации только укрепляет позиции «Еще по одной».
Рецензия на фильм:
Лучший анимационный фильм — «Душа»
Главный конкурент: нет
Вопросом о лауреате премии «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм едва ли стоит задаваться, когда среди номинантов есть картина от студии Pixar.
Даже не самые яркие проекты подразделения Disney в свои годы добивались побед – «Храбрая сердцем», «История игрушек 4». Что уж говорить, когда в номинации есть такая глыба, как Пит Доктер? Ничто не сможет помешать первенству «Души», даже «Легенда о волках», разделившая с творением Доктера призы на анимационной премии Энни.
Вероятные победители в оставшихся номинациях:
Лучший оригинальный саундтрек — «Душа»
Лучшая песня — Speak now, Лесли Одом-младший
Лучшие спецэффекты — «Довод»
Лучший звук — «Звук металла»
Лучший грим и прически — «Ма Рэйни: Мать блюза»
Лучший дизайн костюмов — «Ма Рэйни: Мать блюза»
Лучшая работа художника-постановщика — «Манк»
Лучший документальный фильм — «Мой учитель – осьминог»
Лучший короткометражный документальный фильм — «Концерт – это беседа»
Лучший короткометражный фильм — «Два далеких незнакомца»
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Если что-то случится, я люблю вас»