От подполья до «Гаража»: Москва на мировой арт-сцене
Кто открыл московских художников миру?
Сегодня многие московские художники известны не только в нашей стране, но и за рубежом: крупнейшие музеи Нью-Йорка и Лондона устраивают большие ретроспективы, посвященные русскому искусству послевоенного времени, галереи и коллекционеры со всего мира покупают работы признанных мастеров и перспективных новичков. Однако так было далеко не всегда. В начале девяностых подпольные художники постсоветской Москвы даже не мечтали о таком успехе — дорогу в манящий и недоступный арт-мир пришлось пробивать десятилетиями.
Иосиф Маркович Бакштейн — один из отцов-основателей Московского концептуализма, комиссар Московской международной биеннале современного искусств, основатель и директор Института Современного искусства Иосифа Бакштейна (ICA Moscow), куратор и искусствовед. Именно он был одним из тех, кто в 80-е и 90-е представлял интересы русских художников по всему миру. Кураторские проекты Бакштейна создали пласт для дальнейшего существования и реализации искусства советской и перестроечной Москвы — а вслед за ним и наших современников.
Квартирные события для узкого круга друзей постепенно сменились выставочными пространствами с настоящими посетителями. Первую выставку за пределами России Бакштейн организовал в сокураторстве с Лизой Шмитц в Западном Берлине в 1988 году: она называлась «ИсKUNSTво» и проходила несколько месяцев на территории бывшего вокзала. На ней были представлены многие русские художники, например, члены авангардистского клуба «Клава», а также их немецкие коллеги. Затем последовала еще более крупная выставка, организованная Бакштейном в сокураторстве — уже в Америке: проект назывался «Между весной и летом. Советское концептуальное искусство в эпоху позднего коммунизма». Громкое событие проходило в Бостонском Институте современного искусства и стало, пожалуй, первым заметным появлением Москвы на мировой арт-сцене.
По возвращении на родину Бакштейн вместе с художником Игорем Макаревичем и другими друзьями-коллегами организовал свой собственный образовательный проект, который сейчас известен как Институт современного искусства Иосифа Бакштейна или ICA Moscow — один из ведущих арт-институтов Москвы.
В 1992 году при Московском Музее Современного Искусства был основан центр «Свободные мастерские», в 2003 году — Британская высшая школа дизайна в центре Artplay. Вслед за ними стали возникать и другие образовательные инициативы, например, в 2006 году открылась Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко. В 2011 году на Винзаводе появился институт «База»: выбор локации был неслучайным — именно в этом арт-кластере в девяностые возникли первые галереи, проходили первые перформансы и выставки.
Новые учебные заведения, сделавшие ставку на актуальные знания о мире современного искусства и создание творческой среды для молодых талантов, сыграли решающую роль в становлении современного московского искусства.
Есть ли в Москве галереи и аукционные дома?
Отношения московского искусства с мировым художественным сообществом и арт-сценой стали постепенно налаживаться. Тогда же, в 90-е годы, в Москве появились первые галереи современного искусства. Большинство из них выставляли своих друзей и устраивали камерные мероприятия, не замахиваясь на покорение зарубежного арт-рынка.
«Риджина», которая сейчас известна как Ovcharenko, была одной из первых галерей в Москве, выставляющих современных художников. Более того: это был первый проект такого рода, попробовавший свои силы на мировой арене, открыв филиал в Лондоне в 2010 году (правда, в 2013 году он закрылся). Именно «Риджина» одной из первых начала принимать участие в таких крупных арт-ярмарках, как Art Basel и Frieze. Более того: хозяин галереи, предприниматель и бизнесмен Владимир Овчаренко также основал первый российский аукцион современного искусства Vladey, средний уровень реализации которого составляет 77%, а выручка за 2015 год — 6,2 млн евро. Такие результаты — отличный показатель даже по строгим мировым меркам. Vladey полностью посвящен российским художникам, и его гостями часто становятся иностранные коллекционеры.
Примером зарубежной галереи в Москве можно назвать проект Гари Татинцяна, открывшийся в 2005 году на Ильинке. Татинцян, нью-йоркский галерист, эмигрировавший из Советского союза в 1989 году, открыл первый филиал этого пространства на Манхэттене в 1998 году. В галерее Татинцяна можно увидеть как именитых американских художников, так и признанных русских авторов.
Сегодня в столице работают более десяти галерей, которые представляют своих художников на различных ярмарках, а также многообразные выставочные площадки и фонды. Работы московских художников можно увидеть по всему миру.
Молодые арт-институции развивают программы обменов с иностранными студентами, биеннале мирового масштаба, кураторские программы и циклы лекций — в том числе и за рубежом.
Музей современного искусства Гараж, который по праву считается обязательным для туристов и жителей столицы как самый передовой музей современного искусства, открылся в Парке Горького в 2008 году. Там можно увидеть работы современных художников с самыми громкими именами и уникальные архивные выставки, а также посетить образовательные лекции и семинары. Его появление можно смело называть настоящим бумом в столичной арт-жизни, и, пожалуй, первой московской арт-инфраструктурой, получившей признание по всему миру.
А что с продажами?
Московские коллекционеры искусства заметно оживились еще в начале 90-х годов. Теперь, когда стало появляться все больше новых громких и перспективных имен, профессионалы и любители заинтересовались покупкой работ молодых художников.
Хотя Москва все еще далека от мировых лидеров по продажам произведений искусств, стоит заметить, что уже в 2008 году покупатели из России и других стран бывшего СССР составляли почти 50% от общего объема продаж американской галереи Gagosian, крупнейшего интернационального проекта.
Финансовые трудности и планы на будущее: команды московских музеев и галерей об итогах карантина
Продажи русских художников тоже идут вверх. Работы покупают как напрямую у авторов, так и при поддержке различных выставочных пространств и интернет-галерей, например, московских онлайн-площадок Oily Oil и Art Online 24.
Начиная с 2010 года стали пользоваться популярностью многообразные принт-маркеты с очень демократичными бюджетами. Ценообразование в основном зависит от признания художника и галерейного процента с продаж: работы молодых и начинающих мастеров из Москвы продаются за 10 000-50 000 рублей; успешных авторов — в среднем за 5 000-10 000 долларов.
Есть и настоящие арт-миллионеры, например, Павел Пепперштейн, чей рекорд за акварельную работу 1995 года по результатам аукциона Sotheby’s составил 36 000 долларов. А картина «Жук» 87-летнего Ильи Кабакова, признанного во всем мире московского художника, эмигрировавшего в США в 1988 году, была продана на аукционе Phillips de Pury за рекордные для послевоенной живописи 6 млн долларов.
Какие перспективы у московской арт-сцены в будущем?
Конечно, сегодня Москва не является мировым лидером ни по продажам произведений искусств, ни по развитости творческих инфраструктур. Более того, она так и не попала в топ-15 лучших арт-городов мира по версии Culture Trip — и тем не менее у столицы есть большой потенциал стать передовым городом для творческой жизни, интересным и даже обязательным для зарубежных любителей искусства.
Москва уверенно движется вперед, представляя арт-сообществу уникальные таланты; их поддерживают частные фонды и организации, например, Фонд Смирнова и Сорокина, Stella Art Foundation, Профессиональный союз художников. Так формируется процесс, который обеспечивает молодым художникам возможности для развития — локальные инициативы становятся отличной платформой для репрезентации новых имен по всему миру. Работы как начинающих, так и профессиональных мастеров все чаще продаются через интернет, появляются на различных онлайн-ретроспективах.
Будучи крупнейшим центром творческих индустрий в России наряду с Санкт-Петербургом, Москва представляет большой интерес для будущих предпринимателей из других городов, готовых вкладываться в открытие арт-галерей и других творческих инициатив.
Искусство, доступное даже в эпоху пандемии: