От Шанель до Холстона: 5 байопиков об известных дизайнерах
«Сен-Лоран. Стиль — это я», реж. Бертран Бонелло, 2014
1967 год, Париж. 32-летний Ив Сен-Лоран работает над новой коллекцией, которая должна стать сенсацией. Модельер купается в лучах славы: публика боготворит его талант, и непонятно, чего еще желать. Но постепенно эйфория от головокружительного успеха сменяется апатией. Иву кажется, что он утратил дар. Дизайнер пытается вернуться в творческое русло, но выбранные им для этого сомнительные способы лишь запускают процесс саморазрушения.
До режиссера Бертрана Бонелло историю кутюрье, который изобрел унисекс и одел женщину в смокинг, рассказывал Жалиль Леспер. Однако байопик «Ив Сен-Лоран» 2013 года больше напоминал бездушную экранизацию статьи из Википедии, чем живой портрет художника.
Бонелло же сфокусировался на личности модельера. «Сен-Лоран. Стиль — это я» посвящен изучению глубокого кризиса вдохновения, в который Ив угодил на пике славы в конце 1960-х. Режиссер видел в кутюрье прежде всего человека, переживающего взлеты и падения, благодаря чему история получилась настоящей. Сен-Лорана талантливо сыграл Гаспар Ульель, трагически погибший в прошлом году: он сумел передать изящество и сломленность таланта, страдающего от зависимостей.
Главной сложностью для создателей стал запрет модного дом YSL на использование архивных коллекций Сен-Лорана, поэтому все костюмы художники создавали самостоятельно, ориентируясь на документальную фотосъемку.
«Коко до Шанель», реж. Анн Фонтен, 2009
Франция, 1906 год. Габриэль Шанель, которую все называют Коко, днем трудится швеей и латает чужую одежду, а по вечерам вместе с сестрой поет в кабаре. На очередном представлении девушка знакомится с офицером из богатой семьи и вскоре перебирается в его поместье. Мужчина часто приглашает к себе людей из высшего света, но никак не решается представить им Габриэль. В итоге она берет ситуацию в свои руки и является гостям в эксцентричном наряде. Так Шанель приступает к изобретению собственного стиля.
«Коко до Шанель» постановщицы Анн Фонтен — пожалуй, один из самых заметных байопиков о женщине-модельере, создавшей приталенные жакеты и маленькие черные платья. Лента освещает творческий путь Габриэль, начиная от работы швеей и заканчивая открытием модного дома в Париже.
Шанель в обаятельном исполнении Одри Тоту — настоящая революционерка: ездит верхом по-мужски, переодевается в брючные костюмы и освобождает женщин от корсетов, что вызывает одновременно возмущение и восторг в светском обществе. Для Фонтен было важно подчеркнуть, что Шанель всегда твердо следовала своим принципам и боролась с патриархальными установками.
При этом героиню нельзя назвать неуязвимой. Ее главной слабостью стала любовь к игроку в поло Артуру Кэйпелу, погибшему в автокатастрофе. Чувства к нему она пронесла через всю жизнь. Впрочем, отношениям Шанель с вещами, определившими ее фирменный стиль, будь то матросская тельняшка или жемчужные бусы, внимания уделяется не меньше, чем продолжительному роману, ведь у каждого предмета в ее гардеробе своя легенда.
«Призрачная нить», реж. Пол Томас Андерсон, 2017
Действие разворачивается в Лондоне 1950-х. У кутюрье Рейнольдса Вудкока одеваются члены королевских семей, звезды кино и богатые наследницы. При создании очередного гениального наряда он проходит через кризисы и бесконечное самокопание. Но тут Вудкок встречает обаятельную официантку Альму и тут же влюбляется в нее. Между модельером и девушкой завязываются созависимые отношения. Вудкок видит в Альме музу, она же хочет большего.
Прототипом кутюрье-перфекциониста Рейнольдса Вудкока был Кристобаль Баленсиага, одевавший европейских королев. Режиссер Пол Томас Андерсон сам говорил, что знакомство с миром моды начал с биографии Кристобаля, да и слишком уж много совпадений в истории главного героя «Призрачной нити» с жизнью испанского дизайнера.
Во-первых, матери обоих работали швеями и научили детей создавать одежду. Во-вторых, и тот, и другой выделяются своим скрупулезным подходом к деталям и помешательством на совершенстве. В-третьих, герой, как когда-то Баленсиага, создает великолепное свадебное платье по заказу королевы Бельгии.
«Призрачная нить», получившая «Оскара» за костюмы, — байопик, выявляющий неприглядные стороны гения. Персонаж Дэниэля Дэя-Льюиса выглядит противоречиво: несмотря на то что Рэйнольдс Вудкок привык манипулировать женщинами, в глубине души он несчастный ребенок, так и не оправившийся после смерти матери. Пол Томас Андерсон заглядывает за кулисы успеха модельера и находит там множество комплексов, нарциссизм, острую потребность в любви и неумение ее отдавать.
«Холстон», реж. Даниэль Минахан, 2021
Конец 1960-х. Рой Холстон создает оригинальные головные уборы и мечтает однажды покорить мир американской моды. Отец-абьюзер всегда видел в сыне неудачника, и начинающий модельер намерен доказать обратное — прежде всего самому себе. Талант Холстона не остается незамеченным: вскоре он уже шьет элегантные платья для светских львиц, а затем становится одним из основоположников масс-маркета, подписав контракт с сетью демократичных универмагов J. C. Penney. Дизайнер наслаждается своей востребованностью, но в конце концов тщеславие приводит его к печальным последствиям.
Биографический сериал Даниэля Минахана рассказывает о становлении и стремительном угасании американского модельера Роя Холстона, чью изящную шляпку-таблетку Жаклин Кеннеди надела на инаугурацию мужа в 1961 году.
Критики ругали шоу за отсутствие размаха и замалчивание важных фактов из жизни дизайнера: например, сериал полностью проигнорировал его многолетнюю дружбу и кутежи с Энди Уорхолом, Шер и Анжеликой Хьюстон. На экране рядом с Холстоном оказывалась лишь его ближайшая соратница Лайза Миннелли.
Тем не менее проект стоит похвалить хотя бы за освещение всех этапов становления дизайнера и его работы над знаковыми вещами. Юэн МакГрегор, сыгравший Холстона, переживает трансформацию из самовлюбленного гения в отчаявшегося человека. И это главная причина, по которой стоит дать сериалу шанс.
«Убийство Джанни Версаче: Американская история преступлений», реж. Райан Мерфи, 2018
Статный мужчина средних лет прогуливается по территории своего дворца в Майами и собирается сыграть партию в теннис. Его зовут Джанни Версаче, и буквально через пару минут психопат, возомнивший себя богом, отнимет у него жизнь. Полицейские прилагают все усилия, чтобы как можно скорее задержать убийцу, однако тот оказывается куда умнее, чем они предполагали.
Второй сезон криминальной антологии Райана Мерфи посвящен истории Джанни Версаче частично. Знаменитый итальянский модельер, создавший империю роскоши и гламура, появляется лишь в несколько эпизодах, прежде чем серийный убийца Эндрю Кьюненен убивает его прямо у ворот особняка. Но за это короткое время зритель узнает о доверительных отношениях Версаче с сестрой Донателлой, его разочаровании в собственном таланте и подтвердившемся ВИЧ, перешедшем в стадию СПИДа.
Модельер до сих пор так и не удостоился персонального байопика, поэтому несколько серий второго сезона «Американской истории преступлений» — единственная возможность заглянуть в глянцевый мир Джанни Версаче, чей успех в итоге обернулся проклятием.