Динозавры мистера Спилберга. 10 фактов о «Парке Юрского периода» | Кино | Time Out

Динозавры мистера Спилберга. 10 фактов о «Парке Юрского периода»

Дмитрий Евстратов   9 июня 2023
11 мин
Динозавры мистера Спилберга. 10 фактов о «Парке Юрского периода»
Стивен Спилберг на съемках фильма «Парк Юрского периода» Фото: legion-media.ru
9 июня 1993 года состоялась премьера «Парка Юрского периода» – одного из главных фильмов о динозаврах. Научно-фантастический блокбастер Стивена Спилберга собрал в прокате больше миллиарда долларов, стал самой кассовой картиной в истории на момент выхода и превратился в масштабную франшизу. К 30-летию «Парка Юрского периода» Time Out вспоминает 10 фактов об этой громкой и зубастой серии фильмов.

Майкл Крайтон, автор идеи, мог не стать сценаристом

В 1960-е врач и антрополог Майкл Крайтон и подумать не мог, что когда-то напишет роман, который экранизирует сам Стивен Спилберг, а фильм станет самым кассовым в истории кино. Крайтон был студентом филологического факультета Гарварда, однако с писательством у него не задалось с самого начала – профессора ставили ему низкие оценки, критиковали авторский стиль. Подорвав веру в себя, Майкл бросился хаотично менять сферы интересов. В 1964 году он отправляется учиться в Кембридж антропологии, а спустя пару лет путешествий по Европе возвращается в США и намеревается стать врачом.

Впрочем, работа в институте биологических исследований тоже оказывается несладкой – десять лет скитаний по разным областям науки возвращают его к писательству. Все началось с полицейских романов: в 1968 году Крайтон даже завоевал престижную премию Ассоциации детективных писателей «Эдгар». Лишь после этого Крайтон находит себя в другом жанре – научной фантастике. Романы «Отборное средство» и «Штамм “Андромеда”» оказались успешными, и писатель окончательно забросил идею о врачевании.


Фильм основан на одноименном романе Крайтона

В начале 1970-х роман «Штамм “Андромеда”» экранизируют, и Крайтон перепрофилируется – теперь он не только писатель, но и сценарист. Спустя несколько лет он создает «Мир Дикого Запада» (1973, не путать с одноименным сериалом), герои которого проводят время в гигантском парке, где воспроизведены все эпохи человеческой истории. Через десять лет у Крайтона возникает идея романа о динозаврах, попавших в наши дни.

«Оправдать» эту идею о современных ящерах писателю удалось благодаря своему же «Миру Дикого Запада» – он помещает динозавров в огромный парк развлечений, где отчасти безумные ученые воссоздают древнейших существ с помощью генетического материала, сохранившегося в янтаре. Роман «Парк Юрского периода» выходит в 1990 году и тут же попадает на столы ведущих голливудских студий. Экранизация становится вопросом времени.


«Парк Юрского периода» могли снять Тим Бертон или Джеймс Кэмерон

О «Парке Юрского периода» Спилбергу рассказал сам Крайтон, когда пришел к режиссеру с идеей сериала о врачах, позднее превратившейся в одно из главных телешоу Америки 1990-х и 2000-х, «Скорую помощь». Но Спилберга, влюбленного в фантастических («Близкие контакты третьей степени») и опасных («Челюсти») существ, привлек именно «Парк Юрского периода», о котором писатель промолвился совершенно случайно.

Едва книга попала на полки магазинов, Спилберг вместе с Universal пришли к Крайтону с предложением, от которого невозможно отказаться – полтора миллиона долларов за право на экранизацию.

Хотя за роман боролся и Джеймс Кэмерон, и Тим Бертон, и Ричард Доннер («Смертельное оружие»), и Джо Данте («Гремлины»), писатель решил довериться Спилбергу. Он давал больше денег, планировал привлечь Крайтона к адаптации сценария и просто был самым надежным выбором – кому как не автору «Индианы Джонса» и «Инопланетянина», на тот момент самого кассового фильма в истории, доверять подобную идею?


Фильм совсем не похож на оригинальный роман

Роман был достаточно жесток. Динозавров, убийств и крови в книге было много, что не совсем соответствовало спилберговскому стилю – он всегда отстаивал приключенческое семейное кино. Именно поэтому было решено «загнать» фильм в возрастные рейтинги для семейного просмотра.

Динозавров стало гораздо меньше (еще и потому, что в 1993 году они были довольно дорогим экранным удовольствием), насилие обрело закадровую форму, а вместо циничного капиталиста Джона Хэммонда в фильме появился немного наивный, страстный и слепо верящий в свое детище персонаж.

Многочисленные научные рассуждения уступили место флирту и постоянным выяснениям отношений между героями. Научная база представлена Спилбергом в небольшой анимационной презентации для посетителей парка. Таким образом, по словам Крайтона, от романа в сценарии осталось «процентов 10-20».


В нем могли сняться Джим Керри, Харрисон Форд, Джулианна Мур и Сандра Буллок

Кастинг для проектов подобного масштаба – всегда работа непростая. Нельзя ведь напичкать весь фильм звездами, равно как и нельзя ошибиться с еще не слишком известными исполнителями. Так, роль палеонтолога Алана Гранта Спилберг хотел отдать одному из «своих»: Харрисону Форду или Ричарду Дрейфусу. Оба в итоге отказались, а роль досталась Сэму Нилу.

Список претенденток на роль Элли в прессе вообще раздули до немыслимых размеров. В него вошли не только Лора Дерн, сыгравшая в фильме, но и Гвинет Пэлтроу, Джулианна Мур, Сандра Буллок (оказалась запасным вариантом), Джоди Фостер, Сара Джессика Паркер и несколько других широко известных сегодня актрис.

Специалистом по теории хаоса Яном Малкольмом мог стать Джим Керри. Книжный образ персонажа немного трансформировался – он все еще предупреждает об опасности, но делает это не как отъявленный мачо, а довольно неловко. Керри кастинг провалил, и роль досталась Джеффу Голдблюму.

Лишь одна кандидатура от Спилберга появилась в фильме – Джоном Хэммондом стал Ричард Аттенборо. Актер к тому моменту уже много лет не играл в кино, а снимал его. В 1983 году даже умудрился обставить Спилберга в оскаровской гонке («Ганди» победил «Инопланетянина»). Тем не менее, Стивен видел в роли эдакого волшебника Изумрудного города только Аттенборо. Студия согласилась.



Во время съемок на площадку обрушился ураган

Съемки картины проходили в Калифорнии и на Гавайях. В последний съемочный день до островов добрался мощнейший ураган «Иники», один из крупнейших в истории метеонаблюдений. Он разрушил некоторые декорации и заставил понервничать актеров. Обстановку разрядил Спилберг, травивший шутки в отеле, который, к счастью, устоял.

Команда знала о надвигающемся ненастье и ускорила съемки, однако некоторые сцены пришлось переделать. Например, изменилась судьба главного инженера парка в исполнении Сэмюэла Л. Джексона. По сценарию он должен был погибнуть от своего детища, не справившись с одной из защитных конструкций парка. Вместо этого персонаж «исчез» самым заурядным способом – его сожрал велоцираптор.


«Парк Юрского периода» – один из пионеров компьютерной графики

Интересно, что первым фильмом, кадр в котором подвергся цифровой обработке, стал «Мир Дикого Запада» Майкла Крайтона. Неудивительно, что спустя 20 лет, когда технологии резко рванули вперед, научно-фантастические идеи Крайтона вновь вышли на первый план.

За спецэффекты «Парка» отвечали сразу две команды специалистов: первая работала над роботизированными моделями динозавров, вторая занималась анимацией. За цифровой композитинг отвечал Дэвид Мьюрен, за пару лет до этого создававший спецэффекты ко второму «Терминатору». Именно под его руководством были разработаны и нарисованы динозавры. Его же команда совмещала компьютерную графику и традиционные stop-motion съемки. Что получилось в итоге, вы и сами прекрасно видели: для 1993 года картинка «Парка Юрского периода» оказалась революционной. Двойной успех лент Кэмерона («Терминатор 2») и Спилберга доказал студиям, что опасаться использовать компьютерную графику больше не стоит.


Благодаря «Парку Юрского периода» Спилберг получил возможность снимать «Список Шиндлера»

Для истории кино «Парк Юрского периода» важен еще и потому, что благодаря ему появился «Список Шиндлера». Спилберг мечтал снять картину о холокосте на протяжении десяти лет, искал финансирование, тщательно продумывал идею, жил ею очень и очень долго. Студия Universal пошла ему навстречу, но с одним условием: сначала развлекательный фильм про динозавров, а уже после личную историю о самой черной странице в истории человечества.

Режиссер на это согласился, и студия выделила деньги на «Список Шиндлера». Сам Стивен спустя время признавался, что такая очередность оказалась единственно правильной – после «Списка Шиндлера» он был настолько вымотан, что снимать «Парк» никогда бы не решился.

Кстати, «Парк» он так и не закончил самостоятельно – едва проект вступил на стадию пост-продакшна, Стивен срочно уехал в Польшу на съемки «Списка». Он признавался, что запомнил тот год на всю жизнь. У него фактически случилось раздвоение личности: днем он снимал кино про холокост, а вечером по телефону обсуждал, как лучше закончить ленту про динозавров. Недаром после выхода обеих картин, Спилберг взял трехлетнюю режиссерскую паузу.


Картина стала самой кассовой в истории кино

1993-1994 годы оказались для Спилберга и сложными, и результативными. «Список Шиндлера» завоевал семь «Оскаров», включая премию за лучший фильм, а «Парк Юрского периода» стал самым кассовым в истории, обойдя «Инопланетянина». Критики были в восторге – и не только они, но и зрители, чья оценка важнее. Даже несмотря на излишнее упрощение романа, картина попала в самое сердце аудитории. Вряд ли дело вообще в сюжете, проблематике, героях. Виновники торжества – динозавры. Пусть они и появляются в кадре всего на 15 минут.

Зрители приходили в кинотеатры семьями, чтобы стать свидетелями схватки огромных динозавров, вместе с героями побегать от почти настоящих ящеров. В прокате блокбастер собрал больше 900 миллионов долларов, а впоследствии с помощью повторных релизов добрался и до миллиарда долларов.


«Парк Юрского периода» после успеха в прокате превратился в долгоиграющую франшизу

Конечно, грандиозная удача стала предтечей целой франшизы – кто в здравом уме будет упускать такую возможность? Специально для этого Майкл Крайтон написал продолжение «Парка Юрского периода» под названием «Затерянный мир» (1995). Через два года он попал на экраны, но соизмеримого успеха достичь не удалось. Вторая часть оказалась гораздо масштабнее, в ней было больше сцен с динозаврами и собрала она немало – 618 миллионов долларов. Однако сам Спилберг позже признавал, что ошибся, взявшись за продолжение:

«Я себя истязал. Во мне накапливалось нетерпение к самому себе. Иногда я задумывался, делаю ли я звуковое кино, потому что мне казалось, что я снимаю большой немой фильм, где есть только рев динозавров… Я говорил себе: “И это все? Мне этого недостаточно”».

К третьей части, которая, разумеется, тоже появилась на свет, Спилберг решил подступиться только в качестве продюсера. Полуторачасовой сиквел получился откровенно провальным и едва окупился в прокате. Графика уже не поражала воображение, а зрители находились в предвкушении начала двух великих фэнтезийных франшиз – «Гарри Поттера» и «Властелина колец». Еще и трилогия приквелов «Звездных войн» Джорджа Лукаса разгонялась. «Парку Юрского периода» было суждено отправиться в творческий отпуск.

Закончился он спустя десять лет. В 2012 году студия запустила в производство мягкий ремейк франшизы, «Мир Юрского периода», который вторил за оригинальным фильмом – все то же самое, только новое, более крупное. Попкорн в чистом виде.

Это доказали и сборы. Картина с Крисом Праттом собрала в прокате свыше полутора миллиардов долларов и стала самой кассовой в истории франшизы. Чуть меньше собрало его продолжение («Мир Юрского периода 2», 1,3 миллиарда) и третья часть («Мир Юрского периода: Господство», 1 миллиард). Но в художественном смысле эти фильмы не идут ни в какое сравнение со спилберговским началом серии.


В оформлении статьи были использованы кадры из фильма